Воспитание и развитие ребенка третьего года жизни

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

«Воспитание и развитие ребенка третьего года жизни»

Что должен уметь ребенок в два года? В этом возрасте достаточно уже 1—2 объяснений или показов для того, чтобы ребенок запомнил новые слова, новое правило. Легче приспосабливается малыш и к меняющимся условиям. В этот период начинают формироваться понятия «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому следует и на эту сторону воспитания обращать особое внимание. Для закрепления таких познаний используются поощрение и наказание

В связи с развитием воображения становятся разнообразнее сюжетные игры. Одна и та же игрушка в представлении ребенка может иметь много функциональных назначений. Кубик может быть и строительным материалом, и транспортным средством, и мебелью, и даже солдатом или лошадкой.

Игры, как и другие виды самостоятельной деятельности ребенка, являются в этом возрасте основным средством умственного и нравственного воспитания. Их следует всячески поощрять, создавать для них соответствующие условия, приобретать игрушки, пособия.

Играя, ребенок получает знания о предметах, их свойствах, в игре развивается внимание, память, воображение, мышление, создаются возможности воспитания нравственных качеств личности малыша. Во время игры дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.

К 3 годам восприятие малыша становится все более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает ритм музыки, получает первые числовые представления (много, мало), хорошо разбирается в понятиях далеко и близко, отличает предметы по цвету, величине, отдельным их внешним признакам. Может различать предметы на ощупь, не глядя. Нарастают объем и качественная характеристика памяти. Ребенок помнит не только то, что было накануне, но и события, происшедшие несколько месяцев назад.

Быстро развивается фразовая речь, а с нею и мышление. При построении новых фраз иногда возникают забавные грамматические курьезы, которые обычно долго сохраняются в памяти родителей.

 На третьем году жизни появляются новые виды деятельности. Малыш уже не играет с карандашами, как с палочками, а начинает ими рисовать. Рисование становится доступным ему к концу второго года жизни. Оно учит ребенка определять и передавать контуры предметов, их детали, располагать вещи в пространстве.

С трех лет показан и такой новый вид деятельности, как лепка. В процессе лепки у детей развиваются глазомер и двигательно-осязательные ощущения.

Ребенку необходимо показывать, как правильно пользоваться карандашом, фломастером, материалом для лепки. Как рисование, так и лепка привлекательны для малыша, но не просты.

Целесообразно прерывать их физкультминуткой, во время которой нужно несколько минут походить по комнате, затем сделать упражнения типа потягиваний с подниманием рук вверх и глубоким вдохом, повороты и наклоны туловища, упражнения для ног (приседание или маховые движения), в заключение опять дыхательные упражнения. Каждое движение, в зависимости от трудности, повторяется 4—6 раз.

Рисование и лепка способствуют укреплению кисти и пальцев, более четким координированным движениям ребенка. Это позволяет обращать внимание на воспитание навыков самообслуживания. Дети уже в состоянии расстегивать и застегивать пуговицы, пояса, зашнуровывать обув, самостоятельно пользоваться горшком.

Ребят очень привлекают трудовые действия взрослых. В это время легко закладываются основы трудового воспитания. Посильный труд не только не вредит здоровью ребенка, но и необходим для его правильного развития. Малыши в этом возрасте с удовольствием поливают цветы, расставляют посуду, приносят вещи, если попросить.

Если упустить это время, то потом потребуется много усилий и эмоций для привлечения ребенка к посильной помощи взрослым.

Вообще каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Эти возрастные интервалы нельзя упускать. Если ребенок до 3 лет не усваивает речь, а обучение его начнется после этого срока, то оно проходит с трудом и без того успеха, который бывает в более раннем возрасте.

 Знакомство с окружающим миром — самый мощный двигатель развития ребенка первых лет жизни. Оно заключается не только в возможности многое увидеть и услышать.

Кроме этих впечатлений важны осязательные, мышечные ощущения малыша. В возрасте 1—2 лет у детей расширяются восприятие окружающего и мыслительные действия.

На втором году жизни они свободно узнают знакомых людей, далее если не видели их несколько недель, могут вспомнить события, происшедшие довольно давно, неплохо ориентируются в пространстве, знают расположение комнат в квартире, свободно рассказывают о составе семьи, перечисляют имеющиеся игрушки. Выйдя на улицу, малыш без подсказки идет к тому месту, где всегда играет.

Однако восприятие у него еще несовершенно. Оно выхватывает какое-то одно свойство или один признак предмета, наиболее привлекший его внимание, и по этому признаку ребенок опознает данный предмет. Например, его чаще интересует величина и форма предмета, а цвет значения не имеет, на него он не обращает внимания.

Поэтому очень важно сделать восприятие ребенка более полным. Для этого нужно не только знакомить малыша с каким-либо признаком, например формой предмета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но и подбирать игры, в которых предметы одинаковы по форме, но различны по величине, окраске.

Ребенок третьего года жизни может свободно различать основные цвета (красный,  желтый, зеленый, синий, белый, черный). Чтобы более точно сформировалось представление о предмете, необходимо дать малышу возможность действовать с ним.

Не следует тревожиться, если он, свободно называя предметы, не говорит о их свойствах. Это естественное явление. Ребенку легче освоить название предмета, оно у него связывается с действием, а свойство (например, цвет) не всегда присуще только данному предмету. В связи с этим целесообразно при любом занятии (прогулка, кормление, игра) обращать внимание малыша на свойства тех предметов, вещей, явлений, с которыми ребенок сталкивается в процессе занятий.

На третьем году у ребенка возрастает способность к запоминанию. Владение речью позволяет ему вспоминать о прошлых событиях не только тогда, когда он видит предмет, с которым это воспоминание связано, но и при разговоре о данном предмете. Поэтому полезно, разговаривая с ребенком, вспоминать с ним вместе, что было, что он видел или в каком действии принимал участие.

У детей данного возраста становится более устойчивым внимание. Если к году ребенок мог сосредоточиться на действии с игрушкой не более 10 минут, то на третьем году этот срок увеличивается до получаса, а при совместной игре со взрослым и более. Малыша трудно отвлечь от занятия, которое ему понравилось, но не менее сложно и привлечь к действию, не затрагивающему его чувств. Это следует иметь в виду. Прежде чем предложить ребенку что-то сделать, необходимо заинтересовать его данным делом.

В этом возрасте появляются первые ростки воображения. Ребенок может вообразить палочку лошадкой, а себя всадником, скачущим верхом, и т. п.

Важной ступенью в развитии мышления детей второго-третьего года жизни является действие с разнообразными предметами, внешне не соединенными видимой связью. На такие связи они наталкиваются в процессе игры и постепенно накапливают сведения об отношениях предметов и действий и их разнообразных связях.

Ребенку первых лет жизни нелегко овладеть умением обобщать. Для этого ему нужно усвоить, что многие предметы, различные по форме, размерам и другим внешним признакам и свойствам, называются одинаково, потому что в жизни человека выполняют одинаковую роль. А это требует, чтобы малыш с помощью взрослых приобрел знания о функциональном назначении разнообразных предметов, постиг, как с ними обращаться, для чего они нужны.

На втором году жизни дети пытаются обобщать предметы по внешним случайным признакам, называя, например, одинаковым словом кошку и меховой воротник. Как же помочь ребенку разобраться в сути обобщения? Словесное обучение оказывается малоэффективным. Помочь может только опыт действий ребенка с игрушками, предметами быта, различными вещами. Обобщения ребенок начинает постигать сначала в действии, после чего они закрепляются в слове, то есть интеллектуальному развитию малыша способствует привлечение его к широкому кругу практических действий.

Дети очень восприимчивы ко всему новому. На их эстетическое развитие рано начинает влиять все окружающее. В связи с этим следует вдумчиво относиться к оформлению обстановки, окружающей ребенка, и его внешнему виду. Целесообразно стены детской комнаты оклеить светлыми красочными обоями. Рисунок на них должен быть ярким, интересным для ребенка. Мебель нужно подбирать с учетом не только гигиенических требований, но и красоты ее внешнего оформления. Занавеси на окнах должны гармонировать по цвету и рисунку с обоями на стенах, мебелью, ковриком в уголке для игр. Желательно украсить комнату живыми цветами в красивых горшках, повесить несколько художественных картин, содержание которых доступно для понимания ребенка. Лучше, чтобы это были репродукции работ известных художников.

Научить малыша понимать прекрасное, воспитать любовь к нему — одна из задач родителей, направленная на успешное умственное его развитие. Для этого следует постоянно обращать внимание ребенка на эстетическую сторону явлений, вещей, использовать для эстетического воспитания природу, развивать к ней интерес и бережное отношение.

Эстетическому развитию способствует художественная литература, предназначенная для детей раннего возраста. Даже маленький ребенок выражает радость, слушая хорошие детские стихи, шутки-прибаутки, народные потешки, сказки, просит бесконечно их повторять. Очень полезно самостоятельное и совместное со взрослым рассматривание иллюстраций, воздействующих на чувства малыша и расширяющих его кругозор.

Умственному и эстетическому воспитанию ребенка способствует включение в его жизнь музыки, которая воспринимается детьми раньше других видов искусства. Музыка должна быть художественной и в то же время достаточно простой, сочиненной специально для маленьких детей.

Основным средством, способствующим успешному умственному развитию детей второго-третьего года жизни, являются игры и другие виды самостоятельной деятельности. Их следует всячески поощрять, создавать для них соответствующие условия, приобретать игрушки, пособия. Игры отражают окружающую ребенка действительность, сопровождаются эмоциональным подъемом, радуют малыша, доставляют ему удовольствие и в то же время, как указывал А. М. Горький, представляют путь к познанию мира. Играя, ребенок получает знания о предметах, их свойствах, в игре развивается внимание, воображение, мышление. В игре дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.

Решение: Доклад воспитателя принять во внимание.

2. По второму вопросу этой группы затронула тему о посещении детского сада – что дети часто болеют и многие родители склонны связать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются правила ухода – не так одевали ребенка, сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.д. Воспитатель привел пример, что многие дети не долеченные приходят в детский сад. Поэтому очень важно при малейшем недомогании (насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессировании болезни и не подвергать риску заражения других детей.

Решение: Принять сообщение воспитателя во внимание и при обнаружении у детей первых признаках простуды в дет сад не приводить. В остальных случаях приводить детей до 8.00 утра приятно одетыми, иметь запасные вещи. Соблюдать режим дня в выходные.

Источник