Воспитание и развитие личности ребенка дошкольного возраста в труде

Воспитание и развитие личности ребенка дошкольного возраста в труде thumbnail

Авдонькина Татьяна Алексеевна
Консультация «Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника»

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда — важная задача дошкольных учреждений.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования личности ребенка.

Труд — это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, составлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

С самого раннего возраста у ребенка должно вырабатываться правильное отношение к труду. Дошкольный период — это самое лучшее время, чтобы заложить основы трудолюбия и уважения к работе. Дети должны быть ознакомлены со всеми разновидностями труда (бытовыми, производственными, творческими и т. д.). Кроме того, трудовое воспитание в детских дошкольных учреждениях проходит несколько последовательных этапов:

— младшая группа — это идеальный период для приобретения детьми навыков самообслуживания и приучению их к самостоятельности;

воспитанники средних и старших групп должны быть в достаточной мере ознакомлены со всеми хозяйственно-бытовыми процессами, которые сопровождают жизнедеятельность человека. В процессе трудового воспитания детям должны быть привиты такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к вещам. Кроме того, важно объяснить детям, что труд — это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но также и действие, направленное на достижение общего блага;

— обучаясь в подготовительной группе, дети должны получать широкие возможности для творческого развития. На данном этапе задания должны значительно усложняться, при этом, ребенок должен чувствовать свободу деятельности и ответственность за ее результат. Большое значение приобретает аналитическое мышление, которое выражается в умении планировать и структурировать свою работу. Также важно привить дошкольникам навыки работы в коллективе.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, необходимо учитывать следующие моменты при организации трудовой деятельности:

— продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к нам за помощью или советом;

труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он много овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

— педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

— усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Организация труда — дело хлопотное для нас. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Только посредством трудового воспитания дошкольнику можно привить такие качества, как самостоятельность и ответственность. Кроме того, в процессе работы формируется личность ребенка и его характер, появляется множество навыков, а также опыт преодоления трудностей. Труд позволяет детям сформировать активную жизненную позицию, а также умение взаимодействовать с окружающими. Только посредством трудового воспитания можно вырастить достойных членов общества.

Источник

Светлана Аствацатурова
Трудовое воспитание как средство всестороннего развития дошкольника

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание— одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Труд – одно из важнейших средств воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Приобщение детей к жизни в обществе должно сопровождаться приобщением их и к труду. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей.

В детском саду трудовому воспитанию детей отводится особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми помогает повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Мы не только знакомим детей с трудом взрослых, но и воспитываем уважение к нему, обучаем простейшим трудовым навыкам, воспитываем интерес к труду, умение работать в коллективе. Воспитатели побуждают детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке детского сада. По содержанию трудовую деятельность в детском саду можно разделить на несколько видов:

Читайте также:  Чудо дети центр развития ребенка

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка и уборка рабочего места, наведение порядка в шкафчике и ящике стола, уборка в игровом уголке и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: дежурства: помогать накрывать на стол, дежурства по группе протереть доску, раздать материал к занятиям, убрать материал после занятия, дежурства в уголке природы: уход за растениями. Приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития. В этом труде, как и в другом сочетаются умственные и волевые усилия.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

Совместные субботники с родителями, акции «Посади дерево», «Посади цветок» сближают родителей и детей в совместном труде и на примере родителей приобщают к труду.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Знакомство детей с профессиями расширяет кругозор, у детей проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Труд ребёнка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Дидактические, сюжетные, театрализованные игры по сказкам.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

В рамках проекта «Знакомство с сельскохозяйственным трудом людей осенью», мы предложили родителям совместно с детьми приготовить и испечь хлебобулочные изделия из теста, т. к. дети знакомились с профессией хлебороба. Детям очень понравилось принимать участие в приготовлении из муки и теста различной выпечки. Рассказывали и делились впечатлениями. А родители предоставили нам фотоотчёты.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, листьев, бросового материала (катушек, коробок) — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: субботники по облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов для праздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, конкурсы – выставки осенних поделок из природного материала, новогодние поделки, тематические, посвященные неделе книги, Дню космонавтики, Дню Победы.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Участие ребёнка в общественно-полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учёбе.

Читайте также:  Игры для развития ребенка раннего возраста

Источник

Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника.

Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечают продуктивные виды деятельности — конструирование и различные виды рукоделия, — в отличие от бытового труда, в котором часто исключён момент созидания, что лишает его привлекательности для ребёнка.

Формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней более целесообразно осуществлять в процессе занятий с детьми разнообразными продуктивными видами деятельности и в ходе организации их самостоятельной практической работы.

Младшему дошкольнику замотивированный, интересный трудовой процесс приносит радость.

Ребёнок старшего дошкольного возраста может сделать что-то реальное, поставить чёткую цель и добиться качественного результата. Он владеет многими навыками и умениями, необходимыми для выполнения различной работы, и у него сложилась чёткая структура деятельности. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок старшего дошкольного возраста получил в продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Предлагаемые виды работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретённых детьми навыках и умениях;

Педагогу важно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпения, желание довести работу до конца; поддерживать усилия детей на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

1. Современные требования к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста

В современных условиях формирования растущей личности будущего гражданина особая роль отводится трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и потребностями является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.

Главная задача трудового воспитания — формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей трудовой деятельности, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности.

Каковы же основные условия формирования у ребенка сознательного отношения к труду, для формирования умения сознательно ставить цель труда, каковы методические приемы развития у ребенка способности планировать работу и достигать результат?

1) Постановка цели. Цель перед ребенком дошкольного возраста вначале ставится педагогом. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления, быть посильна ребенку. Особую роль в формировании целенаправленной трудовой деятельности имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Мотивы делят на внешние и внутренние, личные и общественные.

2) Планирование труда. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять дети с 5 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. Но уже со второй младшей группы можно приучать детей к определению последовательности работы (элементарное планирование): перед прогулкой убрать игрушки (кукол посадить на свои места, кубики сложить в коробки); перед мытьем рук сначала закатать рукава, затем намочить руки водой, затем намылить мылом, потом смыть мыло под водой и насухо вытереть руки полотенцем. Последовательность действий определяется педагогом, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе. На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать работу, сохраняется примитивное манипулирование предметами для труда.

Читайте также:  Развитие ребенка от зачатия до рождения фильм

Очень важным моментом в планировании труда является определение логической последовательности трудовых действий, представляющее для ребенка простейший план деятельности (использование моделей последовательности умывания, дежурства, одевания на прогулку, процесса закаливания). При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаются вопросы: «подумай, как ты будешь это делать? С чего начнешь работу? Какие инструменты тебе будут нужны? Сколько и какие материалы тебе понадобятся?»

Следует ставить детей в условия необходимости предварительно обдумывать процесс деятельности. Если задача ясна, то дети старшего дошкольного возраста выполняют предложенную работу самостоятельно и успешно.

3) Результат труда. Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом состоит особенность труда.

В труде результат — обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Воспитывая интерес к труду у детей дошкольного возраста, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать и доводить до сведения всех воспитанников.

Виды труда

Вне зависимости от реализуемой в ДОУ или в группе образовательной программы дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

1. Труд по самообслуживанию (навыки одевания, еды, пользования туалетом). Начинается со второй младшей группы. Перечень КГН и навыков самообслуживания достаточно полно приведен в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.

2. Хозяйственно — бытовой труд. II младшая группа — дежурство по столовой со второй половины учебного года; мытье игрушек, стирка кукольного белья, уборка игрушек, мытье стульчиков — со средней группы. Во второй младшей группе используются поручения, выполнение которых организуется совместно с педагогом (кормление рыбок, поливка растений, рыхление, расстановка игрушек). В старшем возрасте дети самостоятельно наводят порядок в игровых уголках, стирают кукольное белье, моют детскую мебель.

3. Труд в природе (в уголке природы и на участке). Начиная со второй младшей группы, дети учатся ухаживать за растениями и животными, понимать значимость действий человека по отношению к живым объектам.

4. Ручной труд. Используется в старшем дошкольном возрасте.

Современные педагогические технологии в организации труда детей дошкольного возраста

Для формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям. В качестве таких технологий можно использовать:

· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),

· модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),

· модели по организации хозяйственно-бытового труда,

· схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),

· модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),

· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).

Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем — все более схематичными.

· Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).

· Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).

· Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).

· Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).

· Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением — своя схема).

· Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).

· Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними

· Развивающие пособия по организации разных видов труда.

Список литературы.

1.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с.

3.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. — Минск. 1987.

4.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

5.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с.

Источник