Вопросник развития ребенка до года

Вопросник развития ребенка до года thumbnail

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Источник

Главная Обследование по шкалам KID / RCDI

Характеристика шкал

Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни.

Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется — достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы.

Способ оценки

Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей.

Цели применения:

  1. Проведение простого общедоступного обследования больших групп детей и выявление детей, отстающих в развитии.
  2. Разработка программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка по («профиля развития»).
  3. Прослеживание динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение.

Основные принципы, на которых построены обе шкалы, аналогичны. Единственное различие между ними — это возрастной диапазон применения.

Рекомендуется применять шкалы KID и RCDI-2000 в паре: последовательно — для того чтобы проследить развитие ребенка, и одновременно — для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет либо для тех детей, развитие которых в отдельных областях соответствует этому диапазону.

Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев, а также тех детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает 16 месяцев.

Описание

Шкала KID — это русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). KID Scale разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер. К настоящему времени KID Scale является распространенной методикой оценки развития детей в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.)

Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:

когнитивная — 52 пункта, 

движения — 78 пунктов, 

язык — 38 пунктов, 

самообслуживание — 39 пунктов, 

социальная — 51 пункт. 

Все 252 пункта в совокупности называются полной шкалой.

Результат применения

Результатом применения шкалы KID является оценка возраста развития младенца в каждой из областей («профиль развития») и степени его отставания от типично развивающихся сверстников (определяется по полной шкале).

ШКАЛА RCDI

Назначение

Шкала предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.

Описание

Шкала RCDI — это адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США).

Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям):

социальная — 40 пунктов, 

самообслуживание — 40 пунктов, 

крупные движения — 30 пунктов, 

тонкие движения — 30 пунктов, 

развитие речи — 41 пункт, 

понимание языка — 40 пунктов. 

Результат применения

Результатом применения шкалы RCDI является оценка возраста развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.

Скачать анкету KID/RCDI

Перед первичным приемом в КЦЛП родителям необходимо заполнить анкету KID или RCDI. 

Для детей в возрасте от 2 до 16 используется шкала KID, для детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. — шкала RCDI.

Прежде чем заполнить анкету, следует скачать вопросник. Чтобы открыть файл с вопросником, необходима программа Adobe Reader. 

Существует два способа заполнения анкеты. 

В первом случае, вы скачиваете анкету, распечатываете ее, заполняете ее ручкой и приносите заполненную анкету на первичный прием.

Внимание! Кроме Adobe Reader существуют другие программы, работающие с файлами формата .pdf, но при заполнении с их помощью анкеты могут возникнуть проблемы.

Пожалуйста, используйте для заполнения анкеты именно программу Adobe Reader! Если она отсутствует у вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.

17 Февраля — 2020
10 Февраля — 2020

Источник

Контроль
за развитием детей раннего возраста

составная часть системы
оздоровительно-воспитательной работы
в ДОУ

Цель
контроля

определить уровень развития каждого
ребенка и возрастной группы в целом.
При этом выявляется правильность
медико-педагогических воздействий,
условий воспитания и качество всей
воспитательно-образовательной работы
ДОУ.

Систематический
контроль позволяет обнаружить
первоначальные отклонения в развитии
ребенка, его поведении, своевременно
скорректировать воспитательную работу,
определить для него индивидуальные
психолого-педагогические воздействия.

Система
контроля за развитием ребенка разработана
в клинике профессора Н.М. Щелованова
(30-ые годы), усовершенствована Н.М.
Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной,
Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее
время.

Контроль
имеет методологическую основу и опирается
на изучение объективных закономерностей
хода развития ребенка в определенных
условиях воспитания. Он носит комплексный
характер: это оценка состояния здоровья,
физического и психического развития
детей, их поведения.

Развитие
ребенка идет неравномерно: в различные
возрастные периоды определенные умения
формируются наиболее интенсивно, поэтому
при оценке нервно-психического развития
детей раннего возраста исходят из
основных линий его развития, которые
представлены определенными показателями
в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2
года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).

Помимо
нервно-психического развития необходимо
контролировать поведенческие реакции,
такие как сон, аппетит, настроение, а
также индивидуальные особенности,
некоторые черты личности ребенка.

Методы контроля:

  • метод
    опроса матери (при приеме ребенка в ДОУ
    и в дальнейшем по ходу его развития);

  • метод
    наблюдения в группе за поведением
    детей;

  • метод
    диагностики психического развития
    ребёнка.

Контроль
(метод диагностики) проводится по единой
методике, с помощью определённого
материала, в конкретной ситуации, которая
должна быть максимально приближе­на
к естественным условиям жизни малыша.

В контроле за
развитием и поведением детей участвуют
воспитатель группы (наблюдение за
поведением детей), старший воспитатель
или педагог-психолог (диагностика
нервно-психического развития), врач
(общая оценка развития ребенка – группа
здоровья).

Для диагностики
подбирается рекомендуемый материал
(по каждому возрасту – эпикризным
срокам), который не используется в
повседневной жизни и хранится в
методическом кабинете.

Настроение:
бодрое,
спокойное, раздражительное, подавленное,
неустой­чивое.

  1. Бодрое,
    жизнерадостное настроение. Положительно
    относится к окружающим, с интересом
    активно играет, дружелюбен; реакции
    эмоционально окрашены, часто (адекватно)
    улыбается, смеется, охотно контактирует
    с окружающими.

  2. Спокойное
    настроение. Положительно относится к
    окружающим, спокоен, активен; реакции
    менее эмоционально окрашены, чем при
    бодром состоя­нии, меньше контактирует
    с окружающими по своей инициативе.

  3. Раздражительное,
    возбужденное состояние. Неадекватно
    относится к ок­ружающим, возможна
    бездеятельность или деятельность
    неустойчива, может вступать в конфликт;
    наблюдаются аффективные вспышки
    возбуждения, озлоб­ленность, крик.

  4. Подавленное
    настроение. Ребенок вял, бездеятелен,
    пассивен, неактивен, замк­нут, грустен,
    может плакать тихо и долго.

  5. Неустойчивое
    настроение. Весел, смеется, быстро может
    заплакать, всту­пать в конфликт и
    быть замкнутым, переходить от одного
    настроения к другому.

Сон:
засыпание,
характер сна, продолжительность.

  1. Засыпание.
    Медленное (более 10-15 минут), быстрое,
    спокойное, неспокойное, с дополнительными
    воздействиями.

  2. Характер
    сна. Глубокий, неглубокий, спокойный,
    неспокойный.

3.
Длительность сна. Короткий, длительный,
соответствующий возрасту.

Аппетит:
хороший,
неустойчивый, плохой, избирательное
отношение к пище.

Характер
бодрствования:
ребенок
активный,
малоактивный, пассивный.

Индивидуальные
особенности, некоторые
черты
личности ребенка
.

Социальные
связи – контактен
или застенчив, дружелюбен, правильно
реагирует на оценку взрослых, ини­циативен
и т.п.

Познавательные
способности – любознателен, проявляет
ко всему интерес, легко обучаем, внимание
достаточно устойчиво (неустойчиво) и
др.

Обидчив, застенчив,
медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные
привычки – сосет палец, раскачивается
и др.

Показатели нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет

Разработано
Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной

возраст

Линии развития

Понимание

речи

Активная

речь

Сенсорное

развитие

Игра и действие

с предме­тами

Движения

Навыки

Конструктив­ная

деятельность

Изобрази­тельная

деятель­ность

Социальное

развитие

1год

Змее.

Запас понимаемых
слов

быстро увеличивается

Пользуется

лепетом,

облегченными
словами

Ориентируется
в двух
величинах

предметов

(2 куба)

Воспроизводит
в игре разученные

действия

Ходит

длительно,

меняя положения

Самостоятельно
ест густую пищу

Накладывает

один кубик на

другой, кладет

плашмя,
воспроизводит

действия взрослых

Оставляет

карандашом след

на бумаге

Легко отвечает
на

контакты взрослого
в совместной деятельности,

иногда проявляет

собственную
инициативу

1 год

6 мес.

Отыскивает

по слову

взрослого

однородные

предметы

Пользуется

словом в

момент сильной
заинтересован-ности

Ориентируется
в четырех

контрастных

формах предметов
(шар, куб, кирпичик,

призма)

Отображает

отдельные

действия

Перешагивает
препятствия

приставным шагом

Самостоятельно
ест жидкую

кашу

Воспроизводя

действия взрослых,
ребенок

ставит кирпичик
на узкую грань (делает забор)

Действуя

карандашом,

пытается

целенаправленно
оставить след на

бумаге

Постоянно
проявляет инициативу при общении со
взрослым по разным поводам

1 год

9 мес.

По слову

взрослого

отыскивает

изображения

знакомых

действий

Пользуется

двухсловными
предложениями. Облегченные

слова заменяет

правильными

Ориентируется
в трех контрастных величинах

предметов

Использует

в игре

предметы-

заместители

Умеет ходить по
узкой доске

(шириной

15—20 см,

высокой от

пола)

Умеет частично

раздеваться

с небольшой
помощью взрослого

Воспроизводит

несложные

постройки

(скамейка)

Оставляет

карандашом след

на бумаге, не
выходя за пределы

листа

Эмоционально

контактирует
со

сверстниками

2 года

Понимает
короткий рассказ( без показа) о
событиях, многократно повторявшихся,
.имевших место в собственном опыте

Пользуется

предложениями
из 3 слов

Ориентируется
в трех контрастных цветах, подбирает
к образцу парные предметы одного
цвета

В
игре воспроизводит ряд последовательных
действий

Перешагивает
через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично

надевать
одежду с помощью взрослого (шапку,
ботинки)

Воспроизводит

несложные

постройки

(стол,
стул, кровать)

Подражая
взрослому, рисует горизонтальные и
вертикальные линии

Проявляет интерес
к играм сверстников, играет рядом,
занимается одним видом деятельности
(как другие дети, кормит кукол, втыкает
грибочки в отверстие, строит)

возраст

Линии
развития

Понима-ние речи

Активная речь

Сенсорное
развитие

Игра и действия

с предме-тами

Движения

Навыки

Конструктив­ная

деятельность

Изобрази­тельная

деятель­ность

Социальное

развитие

грамматика

вопросы

цвет

форма

еда

одевание

2года
6мес.

Понимает
рассказ без показа о событиях,
опираю-щихся на прошлый опыт в новой
ситуации

Пользуется
многослов-ными предложе-нииями (более
3 слов)

Где?

Куда?

Подбирает к
образцу предметы 4-х цветов

Ориентируется
в 6-ти контрастных формах предметов

Сюжетная
игра (3 и более действий) элементы
воображения

Перешагивает
через палку или веревку, приподнятую
над полом на высоте 28-30см.

Ест
довольно аккуратно

Самостоя-тельно
одевается (не застегивает пуговицы)

Самостоятель-но
делает постройки и называет их (дом,
диван)

Рисует
горизон-тальные, вертикаль-ные линии

Дети ориентиру-ются
на оценку взрослыми их деятель-ности

3года

Понимает содержание
рассказов, сказок о событиях, которые
сам не видел, но отдельные элементы
знакомы

Пользуется
придаточными предложе-нииями

Почему?

Когда?

Называет

4 цвета

Использует по
назначению геометричес-кие фигуры
(путем наложения)

Начало
ролевой игры

Перешагивает
через палку или веревку, приподнятую
над полом на высоте 30-35см.

Пользует-ся
салфеткой при еде

Самостоя-тельно
одевается с небольшой помощью взрослого

Делает сложные
постройки (дом, лестница, гараж) называет
и обыгрывает их

С
помощью пластилина, карандаша изображает
простые предметы и называет их (яблоко,
солнышко, домик)

Проявляет
самостоя-тельность, независи-мость,
часто употребляет «Я сам»

Источник