Вопросник развития ребенка до года
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Главная Обследование по шкалам KID / RCDI
Характеристика шкал
Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни.
Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется — достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы.
Способ оценки
Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей.
Цели применения:
- Проведение простого общедоступного обследования больших групп детей и выявление детей, отстающих в развитии.
- Разработка программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка по («профиля развития»).
- Прослеживание динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение.
Основные принципы, на которых построены обе шкалы, аналогичны. Единственное различие между ними — это возрастной диапазон применения.
Рекомендуется применять шкалы KID и RCDI-2000 в паре: последовательно — для того чтобы проследить развитие ребенка, и одновременно — для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет либо для тех детей, развитие которых в отдельных областях соответствует этому диапазону.
Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев, а также тех детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает 16 месяцев.
Описание
Шкала KID — это русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). KID Scale разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер. К настоящему времени KID Scale является распространенной методикой оценки развития детей в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.)
Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:
когнитивная — 52 пункта,
движения — 78 пунктов,
язык — 38 пунктов,
самообслуживание — 39 пунктов,
социальная — 51 пункт.
Все 252 пункта в совокупности называются полной шкалой.
Результат применения
Результатом применения шкалы KID является оценка возраста развития младенца в каждой из областей («профиль развития») и степени его отставания от типично развивающихся сверстников (определяется по полной шкале).
ШКАЛА RCDI
Назначение
Шкала предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.
Описание
Шкала RCDI — это адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США).
Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям):
социальная — 40 пунктов,
самообслуживание — 40 пунктов,
крупные движения — 30 пунктов,
тонкие движения — 30 пунктов,
развитие речи — 41 пункт,
понимание языка — 40 пунктов.
Результат применения
Результатом применения шкалы RCDI является оценка возраста развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.
Скачать анкету KID/RCDI
Перед первичным приемом в КЦЛП родителям необходимо заполнить анкету KID или RCDI.
Для детей в возрасте от 2 до 16 используется шкала KID, для детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. — шкала RCDI.
Прежде чем заполнить анкету, следует скачать вопросник. Чтобы открыть файл с вопросником, необходима программа Adobe Reader.
Существует два способа заполнения анкеты.
В первом случае, вы скачиваете анкету, распечатываете ее, заполняете ее ручкой и приносите заполненную анкету на первичный прием.
Внимание! Кроме Adobe Reader существуют другие программы, работающие с файлами формата .pdf, но при заполнении с их помощью анкеты могут возникнуть проблемы.
Пожалуйста, используйте для заполнения анкеты именно программу Adobe Reader! Если она отсутствует у вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.
17 Февраля — 2020
10 Февраля — 2020
Источник
Контроль
за развитием детей раннего возраста –
составная часть системы
оздоровительно-воспитательной работы
в ДОУ
Цель
контроля –
определить уровень развития каждого
ребенка и возрастной группы в целом.
При этом выявляется правильность
медико-педагогических воздействий,
условий воспитания и качество всей
воспитательно-образовательной работы
ДОУ.
Систематический
контроль позволяет обнаружить
первоначальные отклонения в развитии
ребенка, его поведении, своевременно
скорректировать воспитательную работу,
определить для него индивидуальные
психолого-педагогические воздействия.
Система
контроля за развитием ребенка разработана
в клинике профессора Н.М. Щелованова
(30-ые годы), усовершенствована Н.М.
Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной,
Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее
время.
Контроль
имеет методологическую основу и опирается
на изучение объективных закономерностей
хода развития ребенка в определенных
условиях воспитания. Он носит комплексный
характер: это оценка состояния здоровья,
физического и психического развития
детей, их поведения.
Развитие
ребенка идет неравномерно: в различные
возрастные периоды определенные умения
формируются наиболее интенсивно, поэтому
при оценке нервно-психического развития
детей раннего возраста исходят из
основных линий его развития, которые
представлены определенными показателями
в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2
года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).
Помимо
нервно-психического развития необходимо
контролировать поведенческие реакции,
такие как сон, аппетит, настроение, а
также индивидуальные особенности,
некоторые черты личности ребенка.
Методы контроля:
метод
опроса матери (при приеме ребенка в ДОУ
и в дальнейшем по ходу его развития);метод
наблюдения в группе за поведением
детей;метод
диагностики психического развития
ребёнка.
Контроль
(метод диагностики) проводится по единой
методике, с помощью определённого
материала, в конкретной ситуации, которая
должна быть максимально приближена
к естественным условиям жизни малыша.
В контроле за
развитием и поведением детей участвуют
воспитатель группы (наблюдение за
поведением детей), старший воспитатель
или педагог-психолог (диагностика
нервно-психического развития), врач
(общая оценка развития ребенка – группа
здоровья).
Для диагностики
подбирается рекомендуемый материал
(по каждому возрасту – эпикризным
срокам), который не используется в
повседневной жизни и хранится в
методическом кабинете.
Настроение:
бодрое,
спокойное, раздражительное, подавленное,
неустойчивое.
Бодрое,
жизнерадостное настроение. Положительно
относится к окружающим, с интересом
активно играет, дружелюбен; реакции
эмоционально окрашены, часто (адекватно)
улыбается, смеется, охотно контактирует
с окружающими.Спокойное
настроение. Положительно относится к
окружающим, спокоен, активен; реакции
менее эмоционально окрашены, чем при
бодром состоянии, меньше контактирует
с окружающими по своей инициативе.Раздражительное,
возбужденное состояние. Неадекватно
относится к окружающим, возможна
бездеятельность или деятельность
неустойчива, может вступать в конфликт;
наблюдаются аффективные вспышки
возбуждения, озлобленность, крик.Подавленное
настроение. Ребенок вял, бездеятелен,
пассивен, неактивен, замкнут, грустен,
может плакать тихо и долго.Неустойчивое
настроение. Весел, смеется, быстро может
заплакать, вступать в конфликт и
быть замкнутым, переходить от одного
настроения к другому.
Сон:
засыпание,
характер сна, продолжительность.
Засыпание.
Медленное (более 10-15 минут), быстрое,
спокойное, неспокойное, с дополнительными
воздействиями.Характер
сна. Глубокий, неглубокий, спокойный,
неспокойный.
3.
Длительность сна. Короткий, длительный,
соответствующий возрасту.
Аппетит:
хороший,
неустойчивый, плохой, избирательное
отношение к пище.
Характер
бодрствования: ребенок
активный,
малоактивный, пассивный.
Индивидуальные
особенности, некоторые черты
личности ребенка.
Социальные
связи – контактен
или застенчив, дружелюбен, правильно
реагирует на оценку взрослых, инициативен
и т.п.
Познавательные
способности – любознателен, проявляет
ко всему интерес, легко обучаем, внимание
достаточно устойчиво (неустойчиво) и
др.
Обидчив, застенчив,
медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные
привычки – сосет палец, раскачивается
и др.
Показатели нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет
Разработано
Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной
возраст | Линии развития | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действие с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1год Змее. | Запас понимаемых быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными | Ориентируется предметов (2 куба) | Воспроизводит действия | Ходит длительно, меняя положения | Самостоятельно | Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | Легко отвечает контакты взрослого иногда проявляет собственную |
1 год 6 мес. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | Пользуется словом в момент сильной | Ориентируется контрастных формах предметов призма) | Отображает отдельные действия | Перешагивает приставным шагом | Самостоятельно кашу | Воспроизводя действия взрослых, ставит кирпичик | Действуя карандашом, пытается целенаправленно бумаге | Постоянно |
1 год 9 мес. | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий | Пользуется двухсловными слова заменяет правильными | Ориентируется предметов | Использует в игре предметы- заместители | Умеет ходить по (шириной 15—20 см, высокой от пола) | Умеет частично раздеваться с небольшой | Воспроизводит несложные постройки (скамейка) | Оставляет карандашом след на бумаге, не листа | Эмоционально контактирует сверстниками |
2 года | Понимает | Пользуется предложениями | Ориентируется | В | Перешагивает | Умеет частично надевать | Воспроизводит несложные постройки (стол, | Подражая | Проявляет интерес |
возраст | Линии | |||||||||||
Понима-ние речи | Активная речь | Сенсорное | Игра и действия с предме-тами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | ||||
грамматика | вопросы | цвет | форма | еда | одевание | |||||||
2года | Понимает | Пользуется | Где? Куда? | Подбирает к | Ориентируется | Сюжетная | Перешагивает | Ест | Самостоя-тельно | Самостоятель-но | Рисует | Дети ориентиру-ются |
3года | Понимает содержание | Пользуется | Почему? Когда? | Называет 4 цвета | Использует по | Начало | Перешагивает | Пользует-ся | Самостоя-тельно | Делает сложные | С | Проявляет |
Источник