Внимание родителей к развитию ребенка

- Теги:
- Материалы для воспитания и развития
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- игры для развития
Формирование внимания ребенка
По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Игры на развитие внимания
Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.
Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.
Назови, что видишь
Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.
Делай и рассказывай
Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.
Найди предмет
Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.
Посмотрим друг на друга
Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.
Мешай мне
Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.
По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:
Упражнение на развитие визуального внимания:
Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:
Виктория Грицук
Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.
КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?
Источник
«Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Пять подсказок для развития внимания у детей»
Консультация для родителей
Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка — это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. У детей пяти — семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми.
В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.
Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей :
— Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!
Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:
— Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:
— Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами». Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям малыша.
Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.
Задание для взрослых
Проверьте, как развита у ребенка способность к внутреннему плану действий. Сначала покажите, как при повороте квадрата по часовой стрелке на 90 градусов — для ребенка говорим: «при повороте один раз» — меняется рисунок внутри квадрата.
Когда малыш разберется, что происходит, предложите ему аналогичные задания: как изменится рисунок при повороте квадрата два, три раза.
Даются варианты различных рисунков в квадратах. Попросите ребенка в уме совершить вращение каждого квадрата заранее заданное количество раз и нарисовать на бумаге конечный результат.
Способность к внутреннему плану действий можно потренировать с помощью букв. Задания могут быть такими:
— если поменять в слове «ПИЛА» букву «П» на букву «С», какое слово получится?
— если в слове «СПОРТ» отбросить первую букву, какое слово получится?
— если в слове «КОШКА» поменять букву «К» на букву «М», а букву «О» на букву «Ы», какое слово получится?
У старших дошкольников степень устойчивости внимания значительно возрастает. Дети пяти — семи лет способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении до 20 секунд.
Для родителей важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
— типа нервной деятельности ребенка;
— общего состояния организма;
— эмоционального состояния малыша;
— наличия интереса к деятельности;
— условий, в которых занимается ребенок.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей:
— Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.
Объем внимания определяется количеством информации, на которую ребенок может обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника — 4-6 единиц информации. Так, если ребенку пяти — семи лет медленно продиктовать 10 одно — или двусложных слов, то, скорее всего, он запомнит от 4 до 6 слов. Если поочередно показать 10 картинок, то он расскажет об изображении на 4-6 картинках. Можно предложить ребенку не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с ребенком, родители узнают о развитии объема внимания своего малыша.
Задание для взрослых
Поиграйте с вашим малышом в игру «Три пункта», которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: «Раз, два, три — беги!» — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:
— Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
— Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
— Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2. Усложненное задание:
— Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
— Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
— Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя — пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.
Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -«переключатели», которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.
Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.
Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением вписаться в строку и соответствовать правилам каллиграфии.
Задание для взрослых
Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста «корректурная проба». Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.
Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: «По сигналу зачеркни все буквы «о» одной чертой». Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева — направо, сверху — вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: «Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся». Если поиск опять неудачен, то: «Наверно, ошибка в этой строке», далее: «Посмотри в начале строки», «Посмотри в этом слове». От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:
— попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать «о» и подчеркивать «а»;
— дайте задание отмечать три буквы;
— сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;
— поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.
Взрослые, подарите ребенку радость победы, пусть он попробует ее вкус, он будет знать, к чему стремиться.
Чем чревато прерывание деятельности
Развивая внимание детей, родителям важно помнить о последствиях такого психологического явления, как прерывание деятельности. Это явление можно наблюдать в трех ситуациях.
Во-первых, содержание и смысл деятельности могут резко измениться из-за того, что ребенок вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно важные раздражители. Так, собирающий конструктор малыш резко бросает игрушку, услышав крик сестры из кухни.
Во-вторых, ребенок, осознанно управляя своим вниманием, прерывает одну деятельность ради выполнения другой, как, например, в ситуации, когда он прекращает рисование и включает телевизор, чтобы посмотреть мультики.
В-третьих, деятельность может быть прервана в силу того, что ее невозможно продолжить по каким-либо причинам. Так происходит, когда ребенок перестает читать перед сном книжку, если мама выключает свет.
Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.
Пятая подсказка для родителей:
— Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Источник