Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка thumbnail

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

При организации внеурочной деятельности учитывались следующие

принципы:

1) принцип учета потребностей учащихся и их родителей;

2) принцип преемственности, заключающийся в том, что хотя бы одно из направлений

деятельности учащихся в начальной школе будет продолжено в основной школе;

3) принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий

реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте;

4) принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности;

5) принцип учета возможностей УМК, используемого в образовательном процессе.

Вся внеурочная деятельность основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.

Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и

нравственном здоровье детей. Результатом всей работы педагогического коллектива

школы должна стать личность школьника, ориентированная на самопознании и

самовоспитании, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

1)      общеинтеллектуальное направление;

2)      общекультурное направление;

3)      духовно-нравственное направление;

4)      социальное направление;

5)      спортивно-оздоровительное направление.

            Не буду останавливаться на теоретических  постулатах, а ознакомлю вас с теми формами организации внеурочной деятельности, которые применяю на практике.

« Волшебная кисточка» является программой художественно – эстетической направленности.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этотчасть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

Читайте также:  Основные формы взаимодействия семьи и школы о развитию личности ребенка

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи: — развивать природные задатки и способности детей;

— научить приемам исполнительского мастерства;

— научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

— развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное

мышление, понимание прекрасного;

— воспитывать интерес к искусству;

— развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

— расширять общий и художественный кругозор;

Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно — практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Вокальный кружок «Веселые нотки»

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Читайте также:  Центр врожденных аномалий развития ребенка

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Хоровое пение в системе предметов дополнительного образования занимает

важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей,

расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала

обучающихся.

На протяжении всех занятий педагог следит за формированием и

развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем,

строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих

возможностей детей.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической

фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить

кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. Разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.

Таким образом, в нашем коллективе создаются  условия для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность, что предусмотрено новыми стандартами второго поколения. Их преимущества заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка возможности свободного самоопределения и самореализации во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

(презентация прилагается)

Спасибо за внимание!

Источник

В настоящее время школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка 60 г гродно

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.

Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание.

Творческая деятельность привлекает к себе учащихся тем, что позволяет испытать радость преодоления, радость творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. То есть другими словами, интерес к творчеству в настоящее время обусловлен общественными потребностями.

Особенностью содержания внеурочной деятельности является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Внеурочная деятельность является средством развития личности ребенка. Именно внеурочная деятельность должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Статья Внеурочная деятельность как средство развития личности ребенка

В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать универсальные учебные действия через внеурочную деятельность, которая ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС осуществляемая во второй половине дня.

Основными направлениями являются:

Спортивно-оздоровительная деятельность,

Художественно-эстетическая деятельность,

Научно-познавательная деятельность,

Военно-патриотическая деятельность,

Общественно-полезная деятельность,

Проектная деятельность.

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:

осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

умение давать оценку своим действиям;

ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др. );

умение выражать собственное мнение и т. д.

Источник