Влияние живописи на развитие речи ребенка

Юлия Новикова
Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами, создает новые слова. Однако немногие дети достигают достаточного высокого уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

Одно из основных условий нормального развития малыша — своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения.Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).

Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать. У детей формируются навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

На непосредственно образовательной деятельности широко используются такие виды рисования,как:

рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)

рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)

рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т. д.

рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т. д.

В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с детьми, используют слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;

— многообразие способов рисования;

— многообразие средств рисования;

— проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;

— вызывает целый комплекс эмоций;

— прививает любовь к изобразительному искусству;

— непринуждённо развивает творческие способности;

— формирует и активизирует словарь;

— формирует речевые навыки;

развивает внимание детей к речи;

— обогащает предметно-глагольный словарь.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности по месяцам видео

Источник

Брыкова Мария Викторовна
Влияние нетрадиционной техники изобразительной деятельности на речевое и мыслительное развитие детей

Истоки способностей

и дарований детей находятся

на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости.

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. В разных странах проводились эти исследования, и они показали большую связь рук с развитием мозга.

Научно установлено, что от степени сформированности тонких движений пальцев рук зависит уровень развития речи детей.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам — он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.

Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова, так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у детей возникают серьезные проблемы общения и, как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения — это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на развитие и восстановление мелкой моторики.

Пальчики ребенка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими – огромный труд. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки. Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянуться за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днем они действуют все осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиться своего. А в это время в голове у ребенка происходит большая работа. Выполняя пальчиками различные движения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга).

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Систематические тренировки движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Существует и обратная связь, любое нарушение развитие речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работе мелких мышц руки и глаза.

Читайте также:  Интересно что на развитие ребенка

Учеными доказано, чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находиться в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Чтобы развивать подвижность пальцев и руки детей я в своей работе по изодеятельности применяю нетрадиционные техники рисования.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале создания детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинами, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать эту рабату целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое.

Поведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретение веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

— рисование пальчиками;

— оттиск печатками из картофеля;

— тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

— оттиск поролоном;

— оттиск печатками из ластика;

— восковые мелки + акварель;

— отпечатки листьев;

— волшебные веревочки.

А в старшем возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

— кляксография с трубочками;

— монотопия пейзажная;

— печать по трафарету;

— монотопия предметная;

— кляксография обычная.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

На занятиях я предлагаю детям различные виды деятельности. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как, словесное описание или рассказ, дидактические или словесные, пальчиковые игры, выкладывание предметов из палочек, счет и определение цвета и размера (большая — маленькая). Также можно предложить детям отгадать загадку, послушать стихотворение, тематическую сказку, музыку и т. д.

Например, при рисовании штрихом на тему «Колючая сказка», чтобы заинтересовать детей я предложила отгадать загадку про того, кто пришел к нам в гости.

«Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток – ни одной» (Еж).

Внесла в группу игрушку ежа, рассмотрели ее. Спросила детей, зачем ежику иголки? (защищается от врагов, переносит на иголках грибы, яблоки, ягоды). Затем предложила послушать сказку В. Роина «Зачем ежику колючки?». Далее побеседовали о том, что дети знают про ежа (где живет, чем питается, кто детеныши). Не забыла про физкультминутку «Ежик топал по тропинке», чтобы снять усталость и повысить работоспособность у детей. После чего перешли к практической части, познакомила детей с техникой рисования штрихом ежей, елки. И дети перешли к самостоятельной работе. Между работой можно провести игру с пальчиками «Ежик» или физкультминутку «Еж». В конце подвести итог и провести подвижную игру «Сонный ежик». На таких занятиях развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, развитием речи.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

— игра, которая является основным видом деятельности;

Читайте также:  Характеристика динамики развития ребенка с зпр

— сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;

— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

— музыкальное сопровождение. И т. д.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справиться с ней. Поэтому дошкольнику необходимо поощрение, даже если у него получается самая малость. Нужно помогать ребенку, доводить начатое дело до конца, но помощь следует оказывать при необходимости и минимальную, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подчеркивать различия в развитии изобразительных навыков у детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

У детей с речевыми нарушениями отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении задания, испытывают затруднения при словесном описании своих действий. Поэтому на занятиях необходимо формировать умение ребят общаться, надо поощрять их желание наблюдать за работой друг друга, но в то же время важно на занятиях создавать спокойную обстановку которая способствует обучению дошкольников изобразительной деятельности. Кроме того, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Это очень отчетливо можно видеть уже у детей в возрасте около трех лет: не только показываемая картинка, но и собственный рисунок (как бы ни был он примитивен с нашей, взрослой точки зрения) стимулирует мыслительную деятельность ребятишек.

Стимулирующее влияние рисования на возникновение новых ассоциаций, т. е. на протекание мыслительной деятельности, отчетливо видно у детей и в более старшем возрасте.

Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями.

На самом же деле рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга, и словесное описание того, что ребенок изображает, нужно даже поощрять.

Этот важный факт влияния изобразительной деятельности на речевую, и мыслительную, часто не учитывается не только родителями, но и работниками детских учреждений. Постоянно приходится наблюдать, что во время рисования в детском саду воспитательница останавливает говорящих детей, не позволяет им «отвлекаться от работы болтовней».

Речевая и мыслительная деятельность малыша активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком.

Почему же рисунок оказывает такое стимулирующее действие на деятельность мозга ребенка?

Прежде всего, нельзя забывать, что мышление детей первых лет жизни есть по преимуществу мышление образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.

Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединять с любой другой техникой рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времен, отведенного на выполнение задания.

Рисование нетрадиционными техниками не требует от ребенка специальных навыков, является доступным для любого ребенка, может использоваться в коллективной работе. У детей появляются навыки культуры общения, развивается речь, мышление, воображение, улучшаются отношения со сверстниками, формируются правила поведения в коллективе.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволяет детям всесторонне развиваться и получать удовольствие от своей работы.

Литература:

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб. : КАРО, 2008.

Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – Спб. : КАРО, 2007

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет: Игровые технологии. — М. : ТЦ Сфера. — 2005.

Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012

Источник