Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание ребенка

Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 64

Родительское собрание

«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Составитель:

учитель начальных классов

Дубовицкая И.А

Барнаул

Родительское собрание

«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод.

В.А. Сухомлинский

Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.

Задачи:

  • Показать актуальность темы

  • Познакомить с основными правилами здорового образа жизни

  • Выяснить причины соблюдения этих правил

  • Дать практические рекомендации по применению этих правил

  • Организовать диалог учителя и родителей по этой проблеме

Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 Б класса

Оформление, оборудование, инвентарь:

-компьютер, фрагмент фильма (ответы детей) лепестки ромашки с пословицами, схема режима дня школьника, выставка литературы (статей, журналов, книг) по теме «Здоровье детей»;

Подготовительная работа: подготовка фотовыставки, оформление приглашений для участия родителей в собрании, анкетирование детей; видео опрос; подготовка памяток для родителей и учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни .

Форма проведения: круглый стол

Ход собрания

ВСТУПЛЕНИЕ.

— Сегодня мы собрались с вами, чтобы решить важные проблемы. Но чтобы настроиться на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то крикните «да», в противном случае – «нет».

Крикните громко и хором, друзья,

Детей своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте тогда мне скорее ответ:

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (да)

— А теперь поздоровайтесь друг с другом, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте, как я рада вас видеть!»

-Здравствуйте!

Что особого мы тем друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуй – ты скажешь человеку.

-Здравствуй – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. При встрече люди приветствовали друг друга так: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдёшь».

Сегодня мы с вами и поговорим о здоровье – самом ценном достоянии. Назовем мы нашу сегодняшнюю встречу:

«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого школьного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Главная цель школы – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

-Сегодня мы с вами попробуем разработать рецепт здоровья для наших детей и нас с вами.

Я предлагаю вам провести наше собрание в виде круглого стола

Первый вопрос на котором я бы хотела остановиться

1.ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ЗДОРОВЫМ? (работа в группах)

Ответы родителей

* В словаре С. И. Ожегова «Здоровье – правильная, нормальная деятельность животного организма».

Быть здоровым – значит жить без болезней, вести нормальную деятельность.

Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений”.(Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения).

-Вот как ответили на этот вопрос дети.

Фрагмент фильма. (ответы детей)

Результаты предварительного анкетирования:

Я считаю себя здоровым – 23 ученик из 29; я хочу быть здоровым – 28 из 29 учеников.

2. ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ? (работа в группах)

Фрагмент фильма. (ответы детей)

а) Образ жизни

б) Состояние окружающей среды – природы

в) Питание и т. д.

Игра «Ромашка»

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы – продолжить…

В здоровом теле – (здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

К слабому и болезнь (пристает)

Поработал – (отдохни)

Курить – (здоровью вредить)

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость

— Из чего же складывается здоровый образ жизни?

3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает двигательную активность, свойственную детям младшего школьного возраста. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Фрагмент фильма «Физминутка»

Результаты предварительного анкетирования: по утрам я всегда делаю зарядку: 16 – да, 13 – нет.

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие — в спортзале. Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.

Физическая культура и спорт – важные составляющие разумного отношения к себе и своему здоровью. Но эти составляющие должны быть настоящими. Послушайте высказывание известного авиаконструктора О. К. Антонова: «Настоящая физическая культура – это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу еще раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия два раза в неделю, а постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным».

Выступление родителей о своих детях, посещающих спортивные секции

4.ГИГИЕНА.

Результаты анкетирования:

Я регулярно чищу зубы: 18 – да, 11 – нет

Я всегда мою руки перед едой: 27 – да, 2 – нет

Выступление врача гинеколога (Делова Е. О)

5.РЕЖИМ ДНЯ

СКОЛЬКО ЧАСОВ ВАШ РЕБЕНОК ТРАТИТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ?

ВО СКОЛЬКО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ?

Предварительные результаты анкетирования:

Я ложусь спать не позднее 22 часов вечера: 15 – да, 14 – нет.

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Для того, чтобы человек был здоров, необходимо соблюдать режим дня.

Режим дня для детей — это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.

Предлагаю разработать примерную схему режима дня школьника, посещающего занятия в первую смену (при начале занятий в 8 00)

6.ПИТАНИЕ.

Значение питания в жизни человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест». Тем самым подчеркивается исключительная роль питания в формировании и тела, и поведения ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Результаты анкетирования: Я полноценно питаюсь: 17 – да, 12 – нет.

Выступление : (Зеленина Е.М)

-Какие продукты должны присутствовать в рационе питания?

-Вред жвачек, сухариков, чипсов.

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.

Не воспринимайте курение подростка как безвредную привычку: часто это приводит к употреблению более тяжких наркотиков.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.

На столах лежат листы бумаги, фломастеры. Напишите 10 составляющих здорового образа жизни, которые вы взяли бы сегодня за основу своей жизни. (Это и будет решение нашего родительского собрания).

Родителям вручаются памятки

А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся)

Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Литература

1.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004.

2.Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб., 1994.

3.Ротенберг Р Расти здоровым М., 1993

4. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003г

5.Халимова З.Р. «Воспитание гигиенических навыков у младших школьников». Сибай. 1999г.

6.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

7.https://zdd.1september.ru/

8. https://www.proshkolu.ru/

9.https://www.zavuch.info/

Источник

          В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек.
         Компьютер и телевизор негативно влияют на здоровье школьников. Со временем у многих школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме того, постоянное сидение за компьютером неизбежно приводит к проблемам со зрением и позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним весом и с глазами. Следовательно, важно ограничить влияние на школьника телевизора и компьютера. Конечно, запрещать не нужно, чтобы избежать нежелательных последствий, но необходимо делать перерывы.

Составляющие здорового образа жизни:

  • Питание

Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

  • Режим дня

У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности.

  • Физическая активность

Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо следить только за тем, чтобы организм не был перегружен.

  • Отсутсвие вредных привычек

Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  1. развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;

  2. выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

  3. формирование умения принять правильное решение;

  4. приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

  5. обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

  6. формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;

  7. развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.

МЫ — ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!!!

        Наш класс активно учавствует в спортивных мероприятиях: «Осенний кросс», «Веселые старты», «Лыжные гонки» , «Зарничка» и т.д. Неоднократно становились победителями данных мероприятий.

       Кроме общешкольных спортивных мероприятий, мы посещаем один раз в неделю бассейн, а также совершаем походы выходного дня. Каждый поход проходит  с разными целями: физическая выносливость  (прохождение дистанции), ознакомительние с окружающим миром  , выполнение творческих заданий ( сплочение коллектива, взаимодействие с родителями).

Уважаемые коллеги, какими Вы средствами , методами сохраняете здоровье детей?

Дорогие родители, какие пожелания имеются у Вас?

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

НИР РТ

Учитель начальных классов

Шимина Жанна Михайловна

г. Нижнекамск, 2014

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние.

Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение, правильное питание.

Составляющие здорового образа жизни:

  • Питание

Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

  • Режим дня

У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности.

  • Физическая активность

Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо следить только за тем, чтобы организм не был перегружен. Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей детей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

— учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

— занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

— физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

— массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

  • Отсутсвие вредных привычек

Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Компьютер и телевизор негативно влияют на здоровье школьников. Со временем у многих школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме того, постоянное сидение за компьютером неизбежно приводит к проблемам со зрением и позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним весом и с глазами. Следовательно, важно ограничить влияние на школьника телевизора и компьютера. Конечно, запрещать не нужно, чтобы избежать нежелательных последствий, но необходимо делать перерывы.

Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  1. развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;

  2. выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

  3. формирование умения принять правильное решение;

  4. приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

  5. обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

  6. формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;

  7. развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он даст положительный результат.

Источник