Доклад на тему развития ребенка

Доклад на тему развития ребенка thumbnail

«Развитие детей дошкольного возраста»

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

Источник

Есть совершенно простые слова и выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать

определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения им нет, и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие».

Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут придти к единому мнению. Что

такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? Что скажут знакомые? Пойдет в школу – там научат? У

ребенка Должно быть детство! И так далее… Возникает много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами были семья Никитиных. В Америке Большую популярность обрела система Глена Домана. В Италии – Марии Монтессори, В Японии – Масару Ибука.

Каждый ребенок – это уникальный мир! У каждого есть прекрасные задатки и таланты, которым надо помочь проявиться и развиться В полной мере. Все дети очень разные, в каждой семье – свои традиции и своя жизнь. Родители и все близкие ребенку люди верят, что их ребенок очень способный и восприимчивый, и хотят, чтобы он получил полноценное образование и овладел всеми навыками, которые будут необходимы ему в будущем.

О чем часто беспокоятся молодые родители? В первые дни после рождения – чтобы ребенок спал спокойно, затем – чтобы рос здоровым и не отставал в развитие от своих сверстников, и, что там лукавить, очень часто хочется, Чтобы именно твой ребенок вырос самым умным и приспособленным для этой нелегкой жизни. Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в собственном темпе, шаг за шагом. Но несомненно, есть и возрастные нормы: Как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это будет еще нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития.

Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что — то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

А вы знаете, что чем раньше начать над ребенком, тем больших проблем удастся избежать

в будущем? То, что дается легко в младшем возрасте, по мере подрастания ребенка все труднее достигается. И разница в усилиях огромная.

В познавательном развитии ребенка первые математические успехи занимают значительное место. Авторы различных программ по воспитанию и обучению детей в детском саду обязательно рассматривают в разделах «сенсорное воспитание»,

«Предметная деятельность», «Развитие речи», «Конструирование» «этапные» шаги в усвоении детьми качественных и количественных характеристик предметов и явлений окружающей среды, живой и не живой природы. Традиционно в педагогике раннего возраста предлагаются различные методические приемы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирования элементарных знаний о располажении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировки в нем.

Предпосылки формирования

элементарных математических

представлений

Знания ребенка об окружающем мире начинают складываться уже на первом году жизни. Хотя первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и носят прежде всего качественный характер, именно они являются базовыми для формирования у ребенка в дальнейшем количественных представлений о предметах.

Маленькие дети очень отличаются друг от друга. Для того чтобы уточнить, насколько хорошо малыш «усвоил» качества окружающих его предметов и способы выполнения некоторых действий, важных для формирования дочисловых и пространственных представлений, нужно провести с ним несколько ориентировочных (пробных) занятий. Параллельно

необходимо уточнить, хорошо ли ребенок понимает некоторые словесные инструкции, важные для математического цикла, и, если требуется, обучить ребенка их пониманию.

Не менее значимо создание благоприятной позитивной атмосферы сотрудничества между взрослым и ребенком на занятии. Многие дети раннего возраста демонстрируют изначально отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач и негативное отношение к развивающим занятиям. Иногда, приняв задание, малыш может неожиданно прервать его выполнение, не закончив работу в силу особенностей своего возраста. Поэтому на первый план выдвигаются задачи установления с ребенком личностного контакта в атмосфере делового сотрудничества. Для достижения положительного отношения ребенка к взрослому, проводящему занятия, и формирования у малыша устойчивого интереса к занятиям математического цикла, мы рекомендуем применять различные игровые приемы, сюрпризные моменты и куклы – игрушки.

Куклы (или персонажи мультфильмов, сказок)

Используются с целью привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий, в ходе которого им,

совместно со взрослым, а затем и самостоятельно приходиться решать познавательные задачи( «Помоги кукле найти большой мячик», «Дай кукле одну ленту»).

Первые ориентировочные задания из математического цикла тесно соотносятся с заданиями на обследование зрительного и слухового внимания и проводятся после того, как вы убедились, что ребенок успешно справляется с ними. В ходе выполнения ребенком ориентировочных заданий необходимо уточнить, как малыш справляется в игровой ситуации с некоторыми типами заданий.

  • Подбирает и группирует предметы по определенному качественному признаку:

— с называнием взрослым этого признака словом «такой же»;

— с называнием взрослым этого признака любым прилагательным, уже усвоенным ребенком (типа «большой», «синий», «мамин»).

  • Различает понятия «один – много», Правильно соотносит эти слова с различными группами предметов, сопоставляя контрастные множества между собой.

  • Адекватно реагирует на словесные инструкции типа «Дать еще один…».

  • По подсказке взрослого правильно объединяет в пару два одинаковых предмета (из личной одежды), резко отличающихся от других по нескольким качественным признакам, и может повторить выполнение этого задания 2 – 3 раза.

  • Правильно воспринимает словесную инструкцию с предлогами «в», «на», «за», связанную с выполнением знакомых ему заданий на изменение положения предметов

пространстве.

Сначала все математические задания даются ребенку с помощью только натуральных предметов. Объемные и плоскостные изображения не используются. Все задания носят игровой характер, могут достаточно точно отразить готовность ребенка к элементарным математическим знаниям.

Организационные основы

проведения занятий

по математике

Все занятия математического цикла проводятся индивидуально, их длительность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка, но не должна превышать 10 мин – для ребенка в возрасте до 2 лет, 15 мин – для ребенка в возрасте до 3 лет. Это максимально допустимая по времени продолжительность одного индивидуального занятия с ребенком раннего возраста!

Маленькие дети гораздо лучше воспринимают и запоминают новую информацию в ходе комбинированного занятия, включающего в себя и дидактическую игру, и занятия со строительным материалом, и выполнение динамических упражнений. Если ребенок охотно подключается

ко всем предложенным ему взрослым видам деятельности, то продолжительность занятия все равно не стоит чрезмерно затягивать, так как это может привести к излишней нагрузке на неокрепшую нервную систему ребенка, вызвать переутомление, а иногда и нервный срыв.

В теплое время года иные занятия математического цикла можно проводить во время прогулки, однако преимущественно они рассчитаны на работу с ребенком в помещении – за столом или в детском уголке.

От 1 года до полутора лет ребенок:

  • обучается отдельным действиям с предметами,

постепенно из отдельных «звеньев» складываются

«цепочки»: малыш начинает более осознанно выполнять взаимосвязанные действия – вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, впервые пробует помещать меньший предмет по размеру в больший;

  • начинает с помощью взрослого собирать пирамидку из 2 – 3 колец разного размера, учиться собирать пирамидку на одном стержне из нескольких колец одинакового размера, затем из двух групп колец одинакового размера, затем из двух групп колец, отличных по размеру (четыре кольца двух контрастных размеров)4

  • изучает внешние свойства предметов, сделанных из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, метал, ткань), имеющих разный цвет, размер, форму;

  • совершенствует разнообразие действия с предметами, ориентируясь на его величину(большой, маленький), цвет(красный, синий);

  • учится работать с плоскостными фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывая их в соответствующие прорези в различных дидактических наборах (мягкие и жесткие вкладыши);

  • осваивает действия с различными дидактическими игрушками (например, почтовый ящик).

От полутора до 2 лет ребенок:

  • собирает матрешку из двух частей без учета рисунка;

  • учится выбирать предметы по размеру и соответственно различать их: понимает слова «большой», «маленький»;

  • самостоятельно собирает пирамидку из 2 – 3 колец контрастных размеров, с помощью взрослого собирает пирамидку из 4 – 5 колец разной величины (от большого к маленькому), подбирая не только по величине но и по цвету;

  • по примеру действий взрослого обучается приближать к себе различные предметы с помощью палочки, учиться использовать ее в труднодоступных для руки местах, например, выталкивать палочкой предметы из трубки;

  • с помощью взрослого составляет разрезанные картинки из двух частей;

  • учиться подбирать соответствующие детали – вкладыши при выборе из двух, а затем из трех деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглые, квадратные);

  • приносит по просьбе взрослого предметы того или иного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), выполняет задания с ориентировкой на два свойства сразу – цвет и величину, форму и цвет, форму и величину;

  • с помощью взрослого знакомиться с некоторыми формами строительного материала (цилиндр – «столбик», «труба», призма – «крыша», куб – «кубик», параллелепипед – «кирпичик») и учится выполнять несложные постройки по показу взрослого, осваивает способы конструирования (прикладывание, накладывание).

Раннее обучение и воспитание – это сложный, многоаспектный процесс. В его успех вносят свою лепту социальные условия развития ребенка (семейное воспитание или посещение дошкольного образовательного учреждения, один ребенок в семье или он имеет братьев или сестер),

образовательный уровень родителей, или педагогическая компетенция и, конечно, соматическое здоровье малыша(часто болеющие простудными заболеваниями дети заметно отстают в развитии от своих сверстников). Поэтому многие занятия с математическим материалом, содержание которых должно быть усвоено в более раннем возрасте, будут повторяться неоднократно.

Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи не могут быть усвоены ребенком с первого раза. Более того, без многократного повторения даже усвоенный ребенком материал может быть неправильно воспроизведен после некоторого перерыва в занятиях. Не надо забывать и о том, что одни дети могут сравнительно быстро усвоить математические «уроки», а другим потребуется больше времени на формирование элементарных математических представлений. Поэтому обучение на занятиях математического цикла должно вестись неспешно, с неоднократным обращением к уже проведенным ранее занятиям, повторению их с учетом новых знаний детей и, конечно, с широким варьированием используемых дидактических и иллюстративных материалов.

Занятия по формированию элементарных математических представлений должны строиться с опорой на наиболее важные программные требования к обучению и воспитанию детей раннего возраста.

При разработке содержания занятий математического цикла мы опирались на новое, усовершенствованное издание «Программы воспитания и обучение в детском саду» (2005), в котором учтены новейшие достижения современной теории и практики отечественного дошкольного образования, представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до окончания дошкольного возраста. Нам импонируют позиции и педагогические цели авторов обновленной программы, ориентированные на создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Развитие элементарных математических представлений включено в программное содержание занятий с детьми первой младшей группы (от 2–х до 3–х лет) и предполагает следующие направления:

  • различие понятий «много – мало», «много один»;

  • дифференциаций предметов по величине (большой – маленький, больше – меньше) и форме (кубик, шарик).

Формируя элементарные математические представления, необходимо учитывать, что один малыш может хорошо понимать значения слов «большой», маленький» уже в 2 года, другой ребенок великолепно справляется с построением несложных конструкций из строительного материала, третий – ловко и умело складывает пирамидку из 6 – 8 колец. Нуждаются ли такие дети в проведении с ними индивидуальных занятий математического цикла? Безусловно, нуждаются! Это позволит способному ребенку усвоить не разрозненные сведения, а целостные понятия. На выполнение элементарных, на первый взгляд, заданий базируются вся дальнейшая математика для дошкольников и, конечно, подготовка ребенка к обучению в школе.

Источник

Реферат по дисциплине:

«Психология»

По теме:

«Развитие творческих способностей у детей»

Исполнитель:

Завьялова Елена Сергеевна

Новоуральск 2018год

Оглавление:

1. Введение

2. Значение периода детства для развития творческих способностей

3. Развитие интереса к творчеству

4. Виды творческой деятельности

5. Методы развития творческих способностей у детей

6. Заключение

7. Список литературы

1. Введение

Воли не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо). Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

2. Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным! Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

3. Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений. 2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес. Правила игры 1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. 3. Развивающие игры – игры творческие. 4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре. 5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

4. Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности. (Творческая деятельность, Декоративно-прикладная, Художественно-эстетическая, ИЗО, музыка, шитье, вокал, вязание, хореография, макраме — драмтеатр. Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

5. Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще-дидактическим принципам: — научности — систематичности — последовательности — доступности — наглядности — активности — прочности — индивидуального подхода Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач. 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей. 6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: — развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; — задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; — творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование — это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

6. Заключение

Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

7. Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление, 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435- 442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей — Пенза: Уникон-ТРИЗ.

Источник