Влияние взрослых на развитие личности ребенка в литературе
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.
Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.
Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.
Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]
Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.
Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.
В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]
Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.
По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].
К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.
Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]
Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».
Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]
Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.
Литература:
- М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
- А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
- С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
- В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.
Источник
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.
Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности.В соответствии с принципом единства деятельности и сознания в отечественной психологии первостепенное значение в детском развитии придается активности самого ребенка и тем видам деятельности, в которых он участвует, как считает А.Н. Леонтьев.
Под развитием личности ребенка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в данный период [3, с. 270].
Известные психологи и литераторы: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и многие другие уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции [1, с. 343].
Влияние художественной литературы на нравственное развитие детей раскрывается в работах Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.А. Флериной и др. Л.М. Гурович отмечает, что старшие дошкольники видят в поведении литературного героя не только ярко выраженные внешние чувства (страх, слезы, смех), но и более сложные, скрытые мотивы поступков [2, с. 509].
Ребенок дошкольного возраста только входит в мир человеческих отношений, сложных и многообразных, художественная литература облегчает этот процесс. В результате слушания художественных произведений, разучивания наизусть, пересказывания обогащается образное мышление, становится выразительнее детская речь. Всё это проявляется, совершенствуется и закрепляется в творческих рассказах, которые свидетельствуют о степени развития самостоятельности художественно-речевой деятельности, влияет на формирование мировоззрения ребёнка, на его нравственно-эстетическое развитие, улучшает творческий потенциал, формирует гражданскую позицию.
Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка выводит его за рамки личных наблюдений, открывает новое.
В работах Д.Б. Эльконина мы находим описание исследований, которые дают представление о том, как дети дошкольного возраста понимают литературные произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихи, басни).
В ходе ряда исследований, описанных Д. Элькониным, было установлено, что понимание ребенком смысла литературного произведения находится в тесной связи с его композицией. Если композиция сказки такова, что она вводит ребенка в ситуацию и вызывает у него состояние содействия, то тем самым повышается эффективность понимания ребенком литературного произведения.
Понимание литературного произведения в дошкольном возрасте глубоко своеобразно, делает вывод Д.Б. Эльконин. Оно не носит характера чисто интеллектуального акта и не опирается на чисто словесное рассуждающее мышление. Основной особенностью процесса понимания является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи [3, с. 270].
Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Художественная литература воздействует на чувства и мышление ребенка, способствует развитию децентрации и эмоциональной эмпатии, развивает его восприимчивость и гуманное отношение к социальной действительности.
Художественная литература позволяет ребенку осознать мир человеческих взаимоотношений, способствует развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольника становлению личностного отношения к социальной действительности, оказывает большое влияние на развитие самосознания ребенка и улучшения его положительного самоощущения.
Таким образом, художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует возникновению у детей эмоционального отношения к окружающей действительности, формирует произвольность в поведении и общении.
Источник
Добрый день, уважаемые коллеги.
Разрешите присоединиться к поздравлениям и пожелать вам счастья и добра, благополучия и удачи, здоровья и терпения, и пусть любовь и уважение ваших учеников и родителей вдохновят вас на новые идеи, поддержат вас в трудную минуту и поднимут настроение вам в минуты грусти.
На августовском совещании было поставлено много задач, одна из которых неразрывно связана с чтением художественной литературы.
И тема моего выступления звучит так:
«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хабби
Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Настоящее, подлинное искусство способно изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящая книга призвана «заражать» добрыми чувствами. Она влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему она способна на великое дело. Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги, чтения в развитии человечества, указывали на то, что без них невозможна ни одна из форм трудовой, политической, культурной и научной деятельности. Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа.
Художественная литература несомненно играет неоценимую роль в формировании личности школьника.
Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детей без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у него развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.
Но в нынешнее время в связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год был посвящён «Году литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка. Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Было время, когда педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети практически не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время. При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности учащихся. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. По мнению Шалвы Александровича Амонашвили: «…полноценное, многостороннее развитие личности невозможно без чтения духовно обогащающих книг» . Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Под влиянием чтения у детей формируются ценностные ориентации, которые выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, влияют на процесс личностного выбора и лежат в основе её социальных поступков. Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. Произведения художественной литературы развивают эмпатию, влияют на социальный опыт. При чтении ребёнок проходит с героем весь путь. Он сочувствует, переживает, радуется, огорчается, боится, совершает поступки. Он как бы внутренне содействует персонажу. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: явлениям, предметам, людям. Нравственное воспитание напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Ведь оно невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека и почувствовать его как своё. Понятие об истинных ценностях, о хорошем и плохом поступке ребёнок приобретает, знакомясь с героями сказок, рассказов, повестей. Таким образом, возникает понимание нравственных норм, и формируются моральные оценки и суждения. Остановимся на среднем школьном возрасте, т. к. это один из самых ответственных и при этом сложных этапов в жизни ребёнка. Это начало взрослой школьной жизни. Начало обучения в среднем звене ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. В школе ребёнок приобретает позицию школьника и учебную мотивацию. Ведущей становится учебная деятельность, от результативности, которой непосредственно зависит развитие личности школьника. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием среднего школьного возраста. Чтение художественной литературы в этом возрасте становится средством понимания своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Учебная деятельность, необходимость взаимодействия в коллективе сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению, заставляют учащихся осознавать некоторые свои особенности, оценивать их, анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание действительности. Таким образом, школьники уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы становится не просто одним из способов получения информации, а средством осознания себя, своего отн шения к жизненным ситуациям и поступкам. У учащихся формируются некие эталоны поведения, которые проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие ребёнка при этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Поэтому педагог должен уметь чётко определять, что ребёнок сможет перенести из художественного произведения в свой нравственный опыт, а что требует определённой коррекции. Не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие в процессе взаимодействия друг с другом.
Для лучшего восприятия литературного материала, анализа прочитанного, рефлексии педагог может использовать в своей работе следующие приёмы:
1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт возможность учащимся стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно предложить кому-либо из детей играть сначала одну, а затем тут же другую роль. Это поможет ребёнку за короткий промежуток времени прочувствовать эмоциональное состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных.
2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом учащимся предлагаетсяобыграть конец истории, так как они считают необходимым. Продуктивность этого метода заключается в том, что ребёнок сознательно сопоставляет свои реальные действия со знакомыми этическими эталонами. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели поведения приводит к стремлению больше соответствовать положительной.
3. Предложить ученикам находить ситуации во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом, анализируя происходящее и сравнивая с поступками персонажей, учащиеся стремятся найти правильный выход из создавшихся проблемных ситуаций.
Итак, одним из основных факторов, влияющих на формирование личности школьника, является художественная литература. Она должна быть приближена к современному миру ребѐнка, чтобы стать средством познания себя и окружающих. Являясь искусством слова, книга представляет собой одно из основных средств воспитания души, духовности и общечеловеческой нравственности.
Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка: пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература делает эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.Своё выступление я хочу закончить словами Алексея Петренко: «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель» и пожелать вам учеников, способных воплощать вышесказанное в реальность.
Благодарю за внимание!
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
МОБУ СОШ №6 г. Благовещенска
Д.Р. Мендеева
Благовещенск 2016
Источник