Влияние воспитателя на развитие личности ребенка
Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника
Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.
Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.
Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).
Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;
2. нельзя кричать;
3. нельзя отнимать у товарища;
Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.
Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.
Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.
Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.
Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.
Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.
Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.
Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.
Источник
«Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка»
В взаимодействие педагога и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно, определяющая.
Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность В группе детского сада воспитатель самый главный человек для ребёнка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного развития.
С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам». Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является группа, в которой они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — игры.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные действия ребенка или события. Искренне радуюсь успеха малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек.
Концепция дошкольного воспитания – это стремление одолеть грамотные берега детства характерная черта недавнего прошлого. Она неизжитая и сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет «вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало необходимый характер.
В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.
«Детство – этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как к времени «подготовки», то отрицается самооценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает также долго действующее качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства».
«Взрослый – для того чтобы учить и воспитывать; ребенок – для того, чтобы учиться слушаться.
Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощряет все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.
Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.
Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие. Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.
Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего, лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с ошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников(5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведенияличности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.
Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других зрительного.
Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности ставит перед собой более высокие цели.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольникавелико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.
Источник
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника
Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель.
Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.
Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.
Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).
Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки. Также детей этого возраста учат тому что:
1. нельзя драться;
2. нельзя кричать;
3. нельзя отнимать у товарища;
Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.
Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.
Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.
Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.
Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.
Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.
Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.
Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.
Источник
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста
Воспитатель и ребенок… Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность?
Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.
Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.
Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы:
Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине
Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие
Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов.
Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя следующие компоненты:
1. описание произведенного действия (Когда ты …);
2. описание возможного результата этого действия (Может случиться, что…);
3. предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).
Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.
Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.
Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.
«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять».
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период школьного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от Вас, уважаемые педагоги!
Источник