Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

1. Семья – это основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья — место приобретения жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья – это место формирования поведения ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Таким образом, семья выступает залогом успешности или неспешности развития ребенка.

Семья поставлена сегодня в тяжелые экономические условия, расшатывающие и нравственные устои. Статистика свидетельствует: проблемы семьи и социальное сиротство – на первом месте. Все больше встречается беспризорных детей, брошенных родителями, бездомных, бродяг. Доля бытовых травм, полученных детьми из-за невнимания, беспечности родителей, достигла 70% от общего числа зарегистрированных травм и отравлений детей моложе 14 лет. Растет количество детских самоубийств, в г. Ростове  в период с январь по март 2013г.  зарегистрировано 43 случая с летальным исходом, 1145 случаев обращения о преступлениях  против несовершеннолетних, наибольшую опасность для детей составляет нахождение   в семьях в которых либо мать одиночка проживающая с сожителем, а так же злоупотребляющие алкоголем, семьи с асоциальным образом жизни (ассоциальных). В связи с чем в  последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно замкнутую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. В то же время следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания а так же характер системы отношений «родители – ребенок». 

Читайте также:  Развитие личности ребенка в младенческом возрасте

Л. Б. Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с.461) Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития» (2, с.287). Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

  1. Шнейдер Л.Б. — Семейная психология;   Издательства: Академический проект, Деловая книга, 2007 г

  2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001

  3. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000г.

Источник

Каркусова Кристина Давидовна
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

«Великие дела рождаются в семье»

«Любовь воспитывается любовью!»

Шалва Амонашвили

Детство – самый важный период в жизни человека. То как оно пройдет, зависит от взрослых, которые находятся рядом. Особую роль играет семья в воспитании и формировании личности ребенка, так как это первая и зачастую почти единственная среда, развивающая его личность. В семье дети опосредуют нормы человеческого общежития, усваивают нравственные ценности.

Л. Б.Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с. 461) Это возможно только в семье. Ребенок является членом семьи. Семья в отсутствии ребенка не является полноценной, так же как ребенок в отсутствии семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития» (2, с. 287). Прослеживается конкретная взаимосвязь и взаимовлияние, от ребенка к семье и обратно.

Трудно воспитывать детей в непростом современном обществе. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях и в последствии несомненно на детях. Родители искренне любят свое чадо, но не все могут правильно проявлять ее. Они понимают, что ребенку необходимы — одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви как к ближнему,так и к детям очень прост: это безусловная любовь,независящая от таких приходящих моментов как: (поступков, возраста и так далее). Нужно любить вне зависимости ни от чего.

Ценностные ориентации, характер взаимоотношений между людьми, нормы поведения, ребенок усваивает, в первую очередь, в семье. Если его любят, с ним считаются, беседуют, играют, то он будет открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив. У него стремительно происходит формирование интеллекта, чувств, воли. Однако, к сoжалению, так бывает редко.

Тип семьи и ее общественно – экономический статус связаны с индивидуальным формированием ребенка. Полная/неполная, материнская/отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически, маргинальная, студенческая и другие – с такими типами подобных семей, приходится встречаться психологам в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. Согласно наблюдениям и результатам психологических диагностик возможно выяснить у подростков высокий уровень тревожности. Это выражается в наличии отклонений в эмоциональном формировании, в общении (логоневрозы, страхов, агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей незначительный уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.

Как при нехватке воздуха человек начинает задыхаться, а при недостатке ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него бывают значительные психические срывы. Зачастую это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и падение иммунитета. Мало того, «недоласканность» – одна из причин проституции, причем не ради наживы, а для удовлетворения голода на прикосновения.

К примеру, когда ребенок плачет, он ищет поддержку либо у матери, либо у отца, а затем, немного стихнув, начинает рассказывать о случившемся. Что же делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Немаловажную значимость играет частота поглаживания (40 движений в минуту, получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа ребенок значительно лучше справляется с математическими задачами.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка 7 лет

Проведенные опыты на животных, которые получали постоянные «дозы» ласк позволили выявить то, что те они психологически устойчивее и храбрее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и пугливым. То же и с людьми.

Главная суть семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое значительное отклонение внутрисемейных отношений от нормы обозначает неполноценность, а нередко и кризис данной семьи, и, как правило, ее воспитательных возможностей (Коломинский Я. Л.).

Одна из особенностей внутрисемейных взаимоотношений заключается, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами подразумевает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых имеют все шансы быть разъединенными пространственными и временными промежутками. Иными словами, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности является общение между людьми. Психологи отмечают, общение является одной из главных социальных потребностей человека. Именно во время разговора со взрослыми, дети приобретают навыки речи и мышления, действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, усваивает правила человеческих взаимоотношений.

Влияниесемьи осуществляется и проявляется следующим образом:

• Семья обеспечивает чувство защищенности, тем самым гарантирует безопасность ребенку при взаимодействии с окружающим миром.

• Дети перенимают от родителей определенные «шаблоны» поведения.

• Родители дают ребенку необходимый жизненный опыт.

• Они влияют на поведение своего чадо, подбадривая либо осуждая конкретные действия, а кроме того используя наказания либо позволяя приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Развитие ребенка зависит от созданных родителями условий для общения, также от четкости и ясности семейного общения.

Принимая какие-либо решения, на первое место родители должны ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются несколько принципов общения:

1) Принятие ребенка таким, какой он есть.

2) Сопереживание.

3) Равенство.

Вопрос жизненных ценностей в воспитании всегда имел место быть. От того, какие ценности были первенствующими для родителей, зависели, направление воспитательной работы и требуемый результат.

Семья как социальная община выступает, прежде всего, взаимосвязью и взаимодействием между ее членами.

Сухомлинский В. А. писал, человеческая любовь – это могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, — тот, Воспитывая самого себя, воспитывает своих детей.

Список литературы:

1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М, 2005.

2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001

3. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991

https://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/148-treningi-dlya-roditelej/1001-vliyanie-vnutrisemejnyx-otnoshenij-na-emoczionalnoe-sostoyanie-rebenka

https://azps.ru/articles/kid/kid69.html

Источник

Влияние внутрисемейных отношений на психику ребенка

  Развитие ребенка и его психическое состояние во многом зависят от отношений отца и матери. В семье, где родители относятся друг другу уважительно и дружелюбно, дети чувствуют себя уверенно и безопасно.

  Как правило, часто ссорящиеся родители не в состоянии создать теплую и безопасную атмосферу в семье, не отличаются постоянством и обоснованностью в требованиях к ребенку, препятствуют его правильному восприятию взаимоотношений с людьми.

Семейные разногласия

   Не бывает семей, в которых бы ни возникали разногласия, и полностью избавить ребенка от конфликтов не только невозможно, но и не нужно. Тем не менее, если в семье часто происходят скандалы, ребенок сильно переживает, что не может не сказаться на его здоровье и внутреннем состоянии. Малыш проецирует на себя все негативные эмоции родителей и начинает считать себя главной причиной конфликтов между ними. Как следствие – чувство вины, которое является разрушительным для детской психики и может стать настоящей психологической травмой.

Читайте также:  Сложности в развитии слепого ребенка

  Да, дети, как порой и сами родители, не понимают истинных причин родительских ссор, но они чутко считывают все негативные эмоции, эмоциональные барьеры и дистанцию, возникающие между мамой и папой. Поэтому родители, которые считают, что ограждают дитя от негативного воздействия, не выясняя при нем отношения, сильно ошибаются. Если в доме не летают тарелки и не хлопают двери, а родители не повышают друг на друга голос, ребенок все равно улавливает эмоциональное состояние в семье и чувствует себя дискомфортно.

  Если скрывать недовольство друг другом и ждать удобного момента, когда можно высказаться, есть риск того, что все накопленные негативные эмоции рано или поздно выльются на ребенка. Как часто происходят ситуации, когда, например, малыш случайно опрокинул стакан сока, а родитель взрывается и начинает кричать.  Любым эмоциям нужен выход, и страшно, если этот выход заведомо направлен на более слабого члена семьи – ребенка. Если такие ситуации происходят часто, ребенок начинает постоянно ощущать чувство вины, признает себя плохим, ненужным, ни на что неспособным. Как результат – пониженная самооценка и все вытекающие отсюда последствия.

Концентрация на ребенке

  Порой родители, переставшие интересоваться друг другом, но продолжающие создавать видимость семьи ради ребенка, концентрируются на нем, его развитии и воспитании. Забывая о себе, мама и папа застревают в роли отца и матери, и это способствует формированию эмоционального выгорания.

  Эмоциональное выгорание чревато сильнейшим раздражением, злостью, усталостью, отсутствием контроля над эмоциями. Ребенку же необходимы психически здоровые и эмоционально стабильные родители, а это возможно только при переключении с роли на роль: с матери на жену, с жены на дочь, с дочери на подругу, с подруги на коллегу. Именно поэтому так важно не забывать, что вы не только мама и папа, но еще и муж и жена.

Ребенок же в такой ситуации почти всегда подвергается гиперопеке, что негативно сказывается на его развитии.

Ребенок – объект эмоциональной разрядки родителей

  Свое недовольство друг другом родители нередко переносят на ребенка. Негативные чувства, которые неосознанно хочется выплеснуть на супруга, перенаправляются на детей в виде нетерпимости, недоверия и даже физических наказаний. Пытаясь воспитывать друг друга, родители не задумываются о том, что используют сына или дочь в качестве эмоциональной разрядки. А между тем, у ребенка, растущего в такой атмосфере, формируется комплекс неудачника из-за постоянной неуверенности в себе и в своих возможностях.

Против кого дружить будем?

  Часто мы слышим истории о том, как мама и ребенок вместе борются с «непристойными» друзьями папы, вместе отговаривают его поехать на рыбалку и т. п. Папа, в свою очередь, берет ребенка в соратники для борьбы с мамиными «подружками-болтушками», стараясь не отпустить супругу в кино или на выставку. Основа противостояния – показать, что супруг (-а) плохой, и возложить на него вину за неудавшиеся отношения.

  В семье создаются два противоборствующих лагеря, и ребенок стоит перед выбором: с кем быть ему? Родители для привлечения сына или дочки на свою сторону используют методы убеждения и подкупа.

  Тревога и напряженность, смятение, боязнь сделать что-то не так и подвести таким образом маму или папу приводят ребенка к серьезным невротическим расстройствам.

Роль спасателя семьи

  Не менее опасны ситуации, в которых ребенок выступает в роли спасателя, примиряющего двух поссорившихся взрослых. Происходит это и буквально – когда через ребенка не разговаривающие родители передают друг другу послания, и метафорично – когда давно разочаровавшиеся друг в друге взрослые не разводятся ради ребенка.

  Нередко для того, чтобы примирить родителей, ребенок интуитивно старается выбрать оптимальный способ, лишь бы добиться своей цели. Испытывая психологический дискомфорт, ребенку хочется плакать, злиться или убежать куда-нибудь. Такие дети часто болеют, ведь больной ребенок объединяет вокруг себя еще вчера скандаливших родителей и вынуждает их вместе бороться с болезнью. Согласитесь, этот способ является разрушительным как для психического, так и для физического развития ребенка.

  В разногласия между родителями не должны вовлекаться дети, и взрослым людям необходимо помнить об этом.

Источник