Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка

Каркусова Кристина Давидовна
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.
«Великие дела рождаются в семье»
«Любовь воспитывается любовью!»
Шалва Амонашвили
Детство – самый важный период в жизни человека. То как оно пройдет, зависит от взрослых, которые находятся рядом. Особую роль играет семья в воспитании и формировании личности ребенка, так как это первая и зачастую почти единственная среда, развивающая его личность. В семье дети опосредуют нормы человеческого общежития, усваивают нравственные ценности.
Л. Б.Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с. 461) Это возможно только в семье. Ребенок является членом семьи. Семья в отсутствии ребенка не является полноценной, так же как ребенок в отсутствии семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития» (2, с. 287). Прослеживается конкретная взаимосвязь и взаимовлияние, от ребенка к семье и обратно.
Трудно воспитывать детей в непростом современном обществе. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях и в последствии несомненно на детях. Родители искренне любят свое чадо, но не все могут правильно проявлять ее. Они понимают, что ребенку необходимы — одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви как к ближнему,так и к детям очень прост: это безусловная любовь,независящая от таких приходящих моментов как: (поступков, возраста и так далее). Нужно любить вне зависимости ни от чего.
Ценностные ориентации, характер взаимоотношений между людьми, нормы поведения, ребенок усваивает, в первую очередь, в семье. Если его любят, с ним считаются, беседуют, играют, то он будет открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив. У него стремительно происходит формирование интеллекта, чувств, воли. Однако, к сoжалению, так бывает редко.
Тип семьи и ее общественно – экономический статус связаны с индивидуальным формированием ребенка. Полная/неполная, материнская/отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически, маргинальная, студенческая и другие – с такими типами подобных семей, приходится встречаться психологам в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. Согласно наблюдениям и результатам психологических диагностик возможно выяснить у подростков высокий уровень тревожности. Это выражается в наличии отклонений в эмоциональном формировании, в общении (логоневрозы, страхов, агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей незначительный уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.
Как при нехватке воздуха человек начинает задыхаться, а при недостатке ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него бывают значительные психические срывы. Зачастую это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и падение иммунитета. Мало того, «недоласканность» – одна из причин проституции, причем не ради наживы, а для удовлетворения голода на прикосновения.
К примеру, когда ребенок плачет, он ищет поддержку либо у матери, либо у отца, а затем, немного стихнув, начинает рассказывать о случившемся. Что же делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Немаловажную значимость играет частота поглаживания (40 движений в минуту, получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа ребенок значительно лучше справляется с математическими задачами.
Проведенные опыты на животных, которые получали постоянные «дозы» ласк позволили выявить то, что те они психологически устойчивее и храбрее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и пугливым. То же и с людьми.
Главная суть семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое значительное отклонение внутрисемейных отношений от нормы обозначает неполноценность, а нередко и кризис данной семьи, и, как правило, ее воспитательных возможностей (Коломинский Я. Л.).
Одна из особенностей внутрисемейных взаимоотношений заключается, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами подразумевает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых имеют все шансы быть разъединенными пространственными и временными промежутками. Иными словами, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности является общение между людьми. Психологи отмечают, общение является одной из главных социальных потребностей человека. Именно во время разговора со взрослыми, дети приобретают навыки речи и мышления, действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, усваивает правила человеческих взаимоотношений.
Влияниесемьи осуществляется и проявляется следующим образом:
• Семья обеспечивает чувство защищенности, тем самым гарантирует безопасность ребенку при взаимодействии с окружающим миром.
• Дети перенимают от родителей определенные «шаблоны» поведения.
• Родители дают ребенку необходимый жизненный опыт.
• Они влияют на поведение своего чадо, подбадривая либо осуждая конкретные действия, а кроме того используя наказания либо позволяя приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Развитие ребенка зависит от созданных родителями условий для общения, также от четкости и ясности семейного общения.
Принимая какие-либо решения, на первое место родители должны ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются несколько принципов общения:
1) Принятие ребенка таким, какой он есть.
2) Сопереживание.
3) Равенство.
Вопрос жизненных ценностей в воспитании всегда имел место быть. От того, какие ценности были первенствующими для родителей, зависели, направление воспитательной работы и требуемый результат.
Семья как социальная община выступает, прежде всего, взаимосвязью и взаимодействием между ее членами.
Сухомлинский В. А. писал, человеческая любовь – это могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, — тот, Воспитывая самого себя, воспитывает своих детей.
Список литературы:
1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М, 2005.
2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001
3. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.
4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991
https://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/148-treningi-dlya-roditelej/1001-vliyanie-vnutrisemejnyx-otnoshenij-na-emoczionalnoe-sostoyanie-rebenka
https://azps.ru/articles/kid/kid69.html
Источник
Влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка
Руководящим принципом, закреплённом в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение, что ребёнок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Право ребёнка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребёнка и признано национальным законодательством: Конституцией России, Семейным кодексом РФ и другими актами. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по внутреннему согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии своих детей.
Каждому ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребёнком как должное. Все мы много раз слышали от детей уверенное: «А моя мама сказала!» или «А мой папа делает так!». Очень важно не потерять такое абсолютное доверие со стороны ребёнка. А для этого родители должны серьёзно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношении с детьми. Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребёнком: чтение книг, совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным и увлекательным хобби отца или матери. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают в нём активность, отзывчивость. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о воспитании которой семья заботиться с первых дней появления ребёнка на свет. Известно, как важен для ребёнка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. К сожалению, дошкольники нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребёнка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом, другими людьми.
Для современных семей актуальна проблема взаимоотношений между членами семьи. Как правило, в семье преобладает либо авторитарный, либо демократический стиль отношений.
Авторитарный стиль предполагает ярко выраженную властность родителей. В семьях такого типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребёнка, его интересами и желаниями. Хотя дети растут дисциплинированными, послушными, эти качества складываются у них без эмоционально положительного и осознанного отношения к правилу. В большей степени это слепое послушание связано со страхом быть наказанным. В старшем дошкольном возрасте у таких детей не проявляются самостоятельность, инициатива, творческие способности. Факты говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем отношений дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. В таких семьях дети очень рано становятся участниками жизни семьи. Давая задание, предъявляя требование к ребёнку, взрослые обращаются к его чувствам и сознанию, поощряют инициативу. Дети растут любознательными, находчивыми, у них формируются начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре и др.
Ценными составляющими воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколение в поколение. Когда ребёнка постепенно приобщают к традициям, существующим в семье, и создают условия для сопереживания, соучастия в них, тогда воспитательная сила традиций значительно возрастает.
Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи, бабушки и дедушки, оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка.
Дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребёнка из-за недостатка времени ил из-за своей незрелости. Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то волшебная связь. Сказка, рассказанная дедушкой, интереснее, чем та же сказка, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребёнка и потому, что они ничего не требуют от него, не наказывают, но всегда готовы выслушать его, посочувствовать, помочь.
С бабушек и дедушек начинается приобщение ребёнка к истории семьи. Рассказы старших членов семьи, их взгляды на различные явления и события приводят ребёнка к пониманию того, что жизнь с течением времени меняется, что люди и события имеют своё прошлое, настоящее и будущее. Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственную связь между поколениями.
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребёнка, задаривают его подарками. Бывает, что они разрешают ребёнку делать то, что родители запрещают. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заменяя собой настоящую мать ребёнка.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живёт отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.
Источник
ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. Социальный педагог Оксана Юрьевна Сокурова
МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское
Существовало некогда расхожее мнение, что «дети не живут, а жить готовятся». Но, как сказал поэт С. Маршак, «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». В самом деле, ранний период становления личности чрезвычайно важен, и от того, насколько полноценно ребенок проживает это время, зависит во многом и возможность его будущей самореализации. Психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка со взрослыми, семейный микроклимат – всё это формирует детскую личность. Естественно, что основную роль в создании этих условий играют родители.
Влияние родительского отношения начинается ещё до рождения ребёнка. Родители определяют его жизнь уже тогда, когда он находится в утробе матери. Восприятие беременности, отношение к ещё не рожденному ребенку, ожидания и переживания по его поводу закладывают основы его будущего. Женщина, которая ждёт свое чадо с радостью, готовит почву для счастливой жизни своего ребенка. В случае же негативного отношения ребёнок ещё в утробе получает отрицательную установку на жизнь.
В психологической практике встречаются такие случаи. Например, во время беременности у женщины была депрессия. Несмотря на внешнее благополучие, мысль о том, что у неё будет ребенок пугала её, и она все время думала, что её сын вырастет бродягой, лжецом, вором, бездельником и бессердечным эгоистом. Позднее, на приеме у психолога по поводу проблем с дочерью, выясняется, что ошиблась она только в одном: родилась дочь, а не сын. Всё остальное, о чём она «мечтала», сбылось, поскольку ещё до рождения ребенок вместо необходимой ему любви получал в избытке негативное отношение и приобрел соответствующую установку.
После рождения малыша начинается второй этап влияния родительского отношения на ребёнка – этап воспитания. Воспитание начинается с самого первого дня и происходит постоянно, а не только в специально отведенное для занятий с ребенком время.
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, что читаете – всё это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями. А если дома вы грубы, хвастливы, или вы пьянствуете, или оскорбляете мать, вы уже воспитываете его плохо, и ваше поведение будет иметь печальное последствие» (А. Макаренко).
Неблагоприятные психологические установки родителей влекут за собой недоразвитие эмоциональной сферы ребенка.
Все ваши слова, поступки, взгляды, интонации – всё отпечатывается в сознании ребенка, записывается в его памяти. Так вы формируете его характер. «Характер» в переводе с греческого и означает «чеканка».
Это закономерно, поскольку основным механизмом воспитания является простое подражание. Дети повторяют поведение родителей и закрепляют на всю жизнь. Причём пока дети маленькие, у них преобладает зеркальное подражание внешним поступкам и привычкам, а вот позже, вступая в отрочество, ребёнок начинает копировать внутреннюю позицию родителей: отношение к людям, событиям, поступкам. И совсем не всегда дети подражают положительным образцам; зачастую отрицательные примеры представляются им более сильными, яркими и привлекательными.
Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребёнка, является, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом его коллективе – в его семье.
Опыт общения, понимания другого человека, его чувств, целей, стремлений, мотивов его действий ребенок получает у себя дома. Если семьи нет, то он сильно отстает в развитии. Причем отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной сфере ребенок, не получивший соответствующего качества контактов в раннем возрасте, остается «слепым» на всю жизнь. Внешне он может быть весьма эмоционален: плачет, смеется, кричит не меньше, а даже больше других. Но это говорит скорее о возбудимости его нервной системы, о её слабости, нежели о чувствах. Такому ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в переживаниях других людей, трудно поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду или радость.
Иногда аналогичная картина развития, а вернее недоразвития, эмоциональной сферы встречается у детей, имеющих и внешне благополучную семью. Можно выделить несколько типов таких семей.
Семья, в которой на ребенка, в особенности на его переживания, не обращают внимания, ограничиваются лишь необходимым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая это равнодушно или с плохо скрываемым раздражением.
Семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного меньше. Дети в таких семьях чаще нежданные, нежеланные. Это «условно желанные» дети, которые являются для матери, например, средством привязать к себе и удержать мужчину. Таких детей ждут без радости, они воспринимаются как осложнения жизни, помеха, и в семье постепенно формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку. На эту ситуациюдети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаются разрешить свои проблемы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами: истериками, грубостью, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь.
Семьи, где детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают их очень строго, ориентируясь на то, «как положено», «как надо». Родители не обращают внимания на детскую жизнь своего ребёнка, на его переживания и чувства. Игнорирование индивидуальных особенностей ребёнка, его переживаний в сочетании с холодностью, сухостью родителей, привычкой к подавлению детских эмоций приводит к тому, что дети в таких семьях «наживают» невротические расстройства, которые проявляются в будущем.
Иная картина наблюдается в так называемых тревожных семьях. Постоянное напряжение матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих её ребенку, чрезмерное оберегание его от воображаемых опасностей создают климат, насыщенный отрицательными эмоциями. Ребёнку передаются чувства страха и неуверенности от матери, он становится зависимым от родителей, жить может только «под охраной» близких, не решается на самостоятельные действия. Ребёнка стараются оградить от контактов со сверстниками, лишают его опыта общения.
В семье все прислушиваются к желаниям ребёнка, но никто не учит его обращать внимание на чувства других людей. Столкнувшись с людьми, он ждёт только привычной для него любви к себе, страдает от её недостатка, а сам не умеет и не хочет дарить любовь. В результате такого гиперактивного воспитания вырастают ленивые, пассивные, инфантильные люди, не способные к ответственности и принятию решений. Они, как правило, несчастны, мучительно переносят недостаточное, с их точки зрения, внимание к ним.
Семьи, для которых характерны беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная, строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка. Или наоборот: суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Сочетаний много, и результаты соответственно могут быть разными.
Кроме перечисленных типов семей неполные семьи тоже можно отнести к семьям с потенциально неблагоприятными для формирования личности ребёнка условиями. В последние годы семей, в которых ребёнка воспитывает одна мать, появилось очень много. Специалисты утверждают, что женщина, в одиночку воспитывающая детей, стремящаяся к карьере, материальному достатку, неизбежно обрекает детей на неполучение любви, ласки внимания, нежности. В дальнейшем это проявляется отклонениями в эмоциональном развитии, в нарушении социальных контактов, т.е. в неспособности налаживать нормальные межличностные отношения: общаться, входить в коллектив, дружить, любить, понимать свою роль в семье.
«Воскресный папа» — феномен этот, к сожалению, знаком всем, потому что давно стал распространенным в обществе с пугающим количеством разводов. Но «воскресная мама» или тем более мама, появляющаяся раз в полгода, — это достижение последних лет. Добровольная разлука матери с детьми в отнюдь не безвыходной ситуации не может не представляться абсурдом или преступлением, но в последнее время с подобным явлением приходиться сталкиваться всё чаще. Такие условия воспитания тоже накладывают свой отпечаток.
Конечно, ребёнок, оставленный на бабушку с дедушкой, не обделен любовью и заботой, но любовь старых людей тревожнее, а забота опасливее, чем была бы в присутствии матери. Внукам гораздо дольше приходиться оставаться существами опекаемыми, зависимыми и несамостоятельными, чувствовать себя маленькими и беспомощными.
Необходимо хорошо представлять всю значимость родительского влияния на формирование детской личности. Здоровый психологический климат, благополучные внутрисемейные отношения – важнейшее условие воспитания эмоционально здорового и счастливого человека.
Источник