Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка
Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей
Влияние семейных отношений на
психическое развитие детей.
Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.
Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.
Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.
Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.
• Авторитарный.
Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.
• Гиперопека.
Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.
• Гипоопека.
Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.
У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.
• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).
В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке.Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».
Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э
• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.
Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания,поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.
Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.
Источник
Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет. Со временем ребенок овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Принимая положительное взаимоотношение со своими родителями и близкими, ребенок будет развиваться благополучно. Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в семье, где царит любовь и ласка, это благоприятно влияет на его развитие.
Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.
В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.
Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [3, с. 72].
Родители должны помнить, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии своих детей, не выясняют при них отношения, а наоборот поддерживают теплые взаимоотношения, любят своих родных и детей. Родители должны быть доброжелательны к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, давать возможность детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать проявляющиеся у них нервные напряжения, действовать совместно в вопросах касающихся воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Однако, неврозы у детей могут возникнуть при неблагоприятных условиях, примером которых могут быть ссоры между родителями, недоброжелательность друг к другу, не понимание и т. д., к которым невозможно привыкнуть и перенести безболезненным образом. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности проявляется на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей.
При возникновении неразрешимых для ребенка переживаний необходимо отметить хроническую психотравмирующую ситуацию, как источник устойчивого психического напряжения. На этом фоне дополнительно действуют психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации, так как ребенок не может справиться с ними и пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в общении и неблагоприятных жизненных обстоятельств, это свидетельствует о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, и может привести в состояние хронического дистресса, как главного источника болезненного напряжения при неврозах.
Все это осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Дети вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно — психическую реактивность организма. И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, вовремя разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь при этом понижением самооценки, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности. Поэтому развиваются идеи самоуничтожения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других сверстников [2].
Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье.
Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания:
1. Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.
2. Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.
3. Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [3, с. 77].
Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания:
«Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения.
Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников.
Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи» [1, с. 42].
В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:
— осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;
— организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;
— в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;
— взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.
Литература:
1. Гарбузов В. А., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
2. Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.
3. Захаров А. И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.
4. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2000.
5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.-Изд.4-е.-М.: Академический Проект; Трикста, 2008.-736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, отношение, невроз, член семьи, развитие ребенка, воспитание детей, семейное воспитание, тип.
Источник
Каркусова Кристина Давидовна
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.
«Великие дела рождаются в семье»
«Любовь воспитывается любовью!»
Шалва Амонашвили
Детство – самый важный период в жизни человека. То как оно пройдет, зависит от взрослых, которые находятся рядом. Особую роль играет семья в воспитании и формировании личности ребенка, так как это первая и зачастую почти единственная среда, развивающая его личность. В семье дети опосредуют нормы человеческого общежития, усваивают нравственные ценности.
Л. Б.Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с. 461) Это возможно только в семье. Ребенок является членом семьи. Семья в отсутствии ребенка не является полноценной, так же как ребенок в отсутствии семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития» (2, с. 287). Прослеживается конкретная взаимосвязь и взаимовлияние, от ребенка к семье и обратно.
Трудно воспитывать детей в непростом современном обществе. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях и в последствии несомненно на детях. Родители искренне любят свое чадо, но не все могут правильно проявлять ее. Они понимают, что ребенку необходимы — одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви как к ближнему,так и к детям очень прост: это безусловная любовь,независящая от таких приходящих моментов как: (поступков, возраста и так далее). Нужно любить вне зависимости ни от чего.
Ценностные ориентации, характер взаимоотношений между людьми, нормы поведения, ребенок усваивает, в первую очередь, в семье. Если его любят, с ним считаются, беседуют, играют, то он будет открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив. У него стремительно происходит формирование интеллекта, чувств, воли. Однако, к сoжалению, так бывает редко.
Тип семьи и ее общественно – экономический статус связаны с индивидуальным формированием ребенка. Полная/неполная, материнская/отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически, маргинальная, студенческая и другие – с такими типами подобных семей, приходится встречаться психологам в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. Согласно наблюдениям и результатам психологических диагностик возможно выяснить у подростков высокий уровень тревожности. Это выражается в наличии отклонений в эмоциональном формировании, в общении (логоневрозы, страхов, агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей незначительный уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.
Как при нехватке воздуха человек начинает задыхаться, а при недостатке ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него бывают значительные психические срывы. Зачастую это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и падение иммунитета. Мало того, «недоласканность» – одна из причин проституции, причем не ради наживы, а для удовлетворения голода на прикосновения.
К примеру, когда ребенок плачет, он ищет поддержку либо у матери, либо у отца, а затем, немного стихнув, начинает рассказывать о случившемся. Что же делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Немаловажную значимость играет частота поглаживания (40 движений в минуту, получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа ребенок значительно лучше справляется с математическими задачами.
Проведенные опыты на животных, которые получали постоянные «дозы» ласк позволили выявить то, что те они психологически устойчивее и храбрее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и пугливым. То же и с людьми.
Главная суть семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое значительное отклонение внутрисемейных отношений от нормы обозначает неполноценность, а нередко и кризис данной семьи, и, как правило, ее воспитательных возможностей (Коломинский Я. Л.).
Одна из особенностей внутрисемейных взаимоотношений заключается, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами подразумевает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых имеют все шансы быть разъединенными пространственными и временными промежутками. Иными словами, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности является общение между людьми. Психологи отмечают, общение является одной из главных социальных потребностей человека. Именно во время разговора со взрослыми, дети приобретают навыки речи и мышления, действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, усваивает правила человеческих взаимоотношений.
Влияниесемьи осуществляется и проявляется следующим образом:
• Семья обеспечивает чувство защищенности, тем самым гарантирует безопасность ребенку при взаимодействии с окружающим миром.
• Дети перенимают от родителей определенные «шаблоны» поведения.
• Родители дают ребенку необходимый жизненный опыт.
• Они влияют на поведение своего чадо, подбадривая либо осуждая конкретные действия, а кроме того используя наказания либо позволяя приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Развитие ребенка зависит от созданных родителями условий для общения, также от четкости и ясности семейного общения.
Принимая какие-либо решения, на первое место родители должны ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются несколько принципов общения:
1) Принятие ребенка таким, какой он есть.
2) Сопереживание.
3) Равенство.
Вопрос жизненных ценностей в воспитании всегда имел место быть. От того, какие ценности были первенствующими для родителей, зависели, направление воспитательной работы и требуемый результат.
Семья как социальная община выступает, прежде всего, взаимосвязью и взаимодействием между ее членами.
Сухомлинский В. А. писал, человеческая любовь – это могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, — тот, Воспитывая самого себя, воспитывает своих детей.
Список литературы:
1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М, 2005.
2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001
3. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.
4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991
https://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/148-treningi-dlya-roditelej/1001-vliyanie-vnutrisemejnyx-otnoshenij-na-emoczionalnoe-sostoyanie-rebenka
https://azps.ru/articles/kid/kid69.html
Источник