Роль ручного труда в развитии ребенка

Наталия Иванова
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитье, вышивание, работа с бросовым материалом, аппликация ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, радость, боль.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (долг, дружба и т. д.) Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается в группе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что приводит к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей. Это способствует воспитанию настойчивости, выдержки, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют близких и родных людей, создавая для них подарки.

Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и глаз, развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Для себя определила несколько направлений в работе:

1. Направление — работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен всем детям.Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, складывается, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, поделки оригами.

2. Направление — развитиемелкой моторики рук через тренировку на игрушках и пособиях: пристёжки, застёжки, пуговички, молнии, шнуровки.Можно проводить пальчиковую гимнастику или массаж рук с использованием разных предметов и материалов: каштаны, шишки, косточки, различные упражнения с крупами, шарики, мячики, пробочки, крышечки и т. д.

3.Направление — работа с разными бросовыми материалами: опилки, стружка карандашей, вата, ватные диски, палочки, песок, испитый высушенный чай. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, рисуют разными материалами, выкладывают, обсыпают. Изготавливают разные поделки.

4. Направление — работа с нитками, тесьмой, флисовой тканью, и прочее. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы верёвочки, косички. В более старшем возрасте изготавливают объёмные поделки из ниток, осваивают технику изонить, вышивают на пяльцах.

5. Направление — работа с природным материалом, и пластиллинография. В этих работах, пластилин используют как основу, на которую наносится или рисунок, или крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа так же требует от ребёнка усидчивости и терпения. Действия с семечками, крупой, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаз, развивается память, воображение. А усилие, которое прилагает ребёнок, способствует развитию силы пальцев.

На занятиях ручного труда, дети учатся работать в коллективе, для этого создаются все условия, концентрируются благоприятные условия, царит лад, согласие, и доброжелательная обстановка. Дети охотно работают, помогают друг другу, осваивают новые приёмы, способы, навыки. Очень хорошо дети выполняют свои работы, делая подарки, сюрпризы, открытки, для родных и близких к праздникам, это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка.

Источник

Людмила Селиверстова
Значение ручного труда в жизни дошкольника как обязательного компонента развития способностей ребенка

Читайте также:  Модель развития ребенка в доу

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 55) установили 10 образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация». «Познание» и др., на основании которых ведется работа с детьми в ДОУ. Среди них значительное место занимает образовательная область «Труд», которая незаслуженно была забыта в 90-е гг. прошлого столетия. В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд»:

развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. Формирование у детей дошкольного возраста жизненно необходимых навыков и умений способствует развитию их потенциальных возможностей, индивидуальных творческих способностей.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо-жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что же такое творческие способности на самом деле? Когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. В последние годы заметно проявление новой тенденции — вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования посредством кружковой деятельности, что дает расширенную возможность увлечь детей разнообразными видами творческой деятельности. Интеграция областей в образовательной деятельности позволяет использовать различные формы ознакомления дошкольников с народной культурой, прикладным творчеством малых народов. Декоративно – прикладное народное искусство глубоко воздействует на внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Творческий подход в работе педагогов МДОУ ДСКВ № 22 г. Ейска проявляется не только в постоянном обновлении предметно — пространственного окружения, но и в желании приобщить своих воспитанников к такому виду народного декоративно – прикладного искусства, как вышивание, аппликация на ткани, знакомство с техникой «папье — маше».

Задачи,поставленные педагогами ДОУ:

Знакомство детей с понятием «декоративно-прикладное искусство»; приобщение старших дошкольников к предметному миру, его ценностям путем формирования общих представлений о рукоделии как разновидности трудовой деятельности;

развитие познавательного интереса к вышеперечисленным видам ручного труда.

Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках.Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на ткани, связь формы и узора с его назначением, учат детей узнавать знакомые изделия декоративного народного промысла, отличая их от изделий фабричного массового производ ства, различать русскую вышивку, уметь отличать русский народный кос тюм среди других этнических костюмов. В этот период детям необходимо как можно больше предоставить визуальной наглядности. Не случайно знакомство с искусством ручного труда по программе начинается с посеще ния мини-музея ДОУ «Кубанская комната», где дети не только наглядно видят предметы старины и современного быта, но и могут получить удовольствие от тактильных ощущений. Здесь воспитанники слушают интересные истории из жизни наших предков, могут примерять на себя элементы русского костюма, слушают пение казаков в аудиозаписи. Как, правило, дети получают первоначальный эмоциональный настрой на последующую продуктивную деятельность. В дальнейшей работе необходимо вместе с детьми посещать музей художественного творчества, знакомить с работами разных мастеров. Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения.

В основу организации образовательного процесса определен комплекс но — тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Именно в игре создаются наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Приложение к программе предусматривает использование в работе дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков, развитию художественного творчества и ассоциативного мышления; игр на формирование звуковой культуры речи; подвижных и ролевых игр, которые учат детей взаимодействовать друг с другом и развивать физические навыки.

Читайте также:  Центр развития ребенка как статус

Дети на практике осваивают способы изготовления поделок в различных техниках. Но, прежде чем начать самостоятельную творческую деятельность, детей необходимо ознакомились с правилами техники безопасности.

Для эффективного проведения продуктивного труда необходимо создать благоприятные условия. Комната, в которой дети созидают, должна быть хорошо освещена, стол и стул соответствуют росту ребенка. Необходимо учить детей соблюдать правила безопасности пользования инвентарем.

Рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче овладевает ручкой при письме и аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы. На всех этапах работы с тканью и иглой педагог прививает эстетический вкус – учит выполнять соединительные швы в тон ткани, пришивать пуговицы, гармонично подбирать по цвету нитки и ленты для вышивания, следить за аккуратностью выполняемой работы.Всегда приветствуется в самостоятельной деятельности использование дополнительного декоративного материала: бусинки, паетки, бисер, красивые пуговицы.

В процессе выполнения ручного труда важно обращать на микроклимат в детском коллективе, на их взаимоотношения, атмосферу между детьми и воспитателем. Ведь только «теплая, домашняя» обстановка способствует удалению внутренней напряженности, неуверенности в себе.

Все эти этапы связаны между собой, ведь только при условии овладе- ния системными знаниями о вышивке ребенок легко овладевает самостояте- льной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых про цессов и сможет проявить творчество в вышивании.

Любая ручная работа связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник. Также при работе с иголкой идёт большая на грузка на глаза, поэтому в процессе продуктивной деятельности применялись здоровьесберегающие технологии. Для активизации и отдыха ребят, а также для предупреждения и снятия утомления во время труда предусмотрены релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Очень нравятся детям комплексы видеогимнастики для глаз по системе В. Базарного. Интересные сюжеты, яркое оформление дает возможность ребятишкам отвлечься, набраться новых сил для продолжения работы.

Ребенок открывает для себя огромный мир, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений стремится выразить их в собственных творениях через рукоделие, словотворчество. Посредством художественного труда происходит становление детской личности, развитие таланта, проявление индивидуального творческого порыва.

Источник

Светлана Колесникова
Роль трудового воспитания в развитии детей дошкольного возраста

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире,

пробуждает первое гражданское чувство – созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский.

Главная цель трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей уважения к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся, в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.

Воспитания трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на возрастных этапах:

— в младших группах – большое воспитательное значение имеет самообслуживание, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

— в средней и старшей группах особое значение приобретает хозяйственно бытовой, направленный на формирование осознания труда для общей пользы. Создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление;

— в старшей и подготовительной группах основную роль играет труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются такие качества: привычка к усилию, умение

преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. А так же содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В нем сочетаются умственные и волевые усилия. Способствуют развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих и технических способностей. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, памяти, внимания, воображения.

Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду, возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально- ценные ее протекания. Важнейшим, в процессе формирования личности ребенка является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить роль семьи, которые честно трудятся, а так же сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов: эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благодатная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений. Пагубное влияние оказывает на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их заботы лишь о своем, личном. Дети должны быть причастны к жизни семьи (с учетом возрастных особенностей) к труду, отдыху, к повседневному общению. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствуют воспитанию его как члена семейного коллектива. Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней. Дети, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, беспомощны, эгоистичны, не заинтересованные в общих для всех детей делах.

Из этого можно сделать вывод, что воспитывать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении. Взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно-ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка, его повседневные наблюдения за трудом людей – обязательные условия трудового воспитания.

Детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолевать трудности для реализации цели и др., нужно использовать все средства трудового воспитания в комплексе, предусмотренного на основе специальной программы. С детьми проводятся беседы, организуются экскурсии на предприятия, учат наблюдать за трудом взрослых.Главная идея: работа всякая нужна, работа всякая важна. Все должны добросовестно, честно и творчески трудиться, чем лучше работают люди, тем богаче становится Родина, край, в котором мы живем, тем лучше жизнь каждой семьи. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности. Потому, что как сказал В. А. Сухомлинский «Трудовое воспитание – это образно говоря,гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».

Источник