Влияние внешних факторов на пренатальное развитие ребенка

Влияние внешних факторов на пренатальное развитие ребенка thumbnail

На процесс пренатального развития оказывают влияние большое количество внешних и внутренних факторов, воздействие которых может носить позитивный или негативный характер.

К позитивным факторам пренатального развития относят отсутствие хронических соматических и инфекционных заболеваний матери, рациональное сбалансированное питание во время беременности, регулярный дородовой медицинский контроль, доминирование положительных эмоциональных состояний матери, здоровый образ жизни.

Патогенные воздействия, которые могут привести к искажению процесса пренатального развития, имеют самый разнообразный характер: переохлаждение, перегревание, гипоксия, лекарственные препараты и другие химические агенты, неполноценное питание и курение матери и употребление ею алкоголя, наркотиков, возбудители инфекции и др. Неполноценное питание матери во время беременности может привести к различным нарушениям пренатального развития. Особую роль выполняет в этом дефицит в пищевом рационе белков и витаминов А, В, С, РР, Е и др. Рациональное питание, обеспечивающее достаточное поступление в организм белков, витаминов и микроэлементов, способствует правильному развитию плода и предотвращает возникновение внутриутробной гипотрофии.

Гипоксия, или недостаток кислорода, поступающего в организм плода, может стать причиной мертворождения или нервно-психических нарушений в постнатальном периоде. К гипоксии могут приводить явления физиологического старения плаценты, уменьшение ее обменной поверхности, нарушения маточно-плацентарного кровообращения в результате токсикозов, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний матери и др.

Нарушения развития плода очень часто возникают при различных эндокринных заболеваниях матери. таких как сахарный диабет (может приводить к многоводию и гормональным нарушениям в плаценте), нарушение функций щитовидной железы (повышает риск невынашивания беременности или рождения детей с признаками гипотрофии), патология надпочечников (увеличивает вероятность преждевременных родов) и др.

Существенная роль в патологии плода принадлежит иммунологическому конфликту (по резус-фактору), при котором кровь матери резус-отрицательна, кровь плода – резус-положительна. При этом заболевание плода обусловлено проникновением через плаценту неполноценных резус-антител, что приводит к развитию гемолитической анемии с желтухой или водянкой и, как следствие, к гибели плода, рождению ребенка с признаками гемолитической болезни. При своевременном выявлении резус-конфликта возможно предотвратить его патогенное влияние (с помощью определенных лекарственных веществ).

Внутриутробные инфекции, вирусы могут вызвать существенные изменения в развитии плода и привести к самопроизвольным абортам. Хотя плацента практически проницаема для всех вирусов, они не всегда приводят к поражениям плода, в то же время степень поражения плода не всегда соответствует тяжести заболевания матери. Наибольшая чувствительность к вирусам отмечается в ранних периодах пренатального развития. Очень опасен вирус краснухи, способный привести к аномалиям развития сердца, слуха, зрения, нервной системы или к гибели плода. Патологию разной степени тяжести вызывают герпетическая инфекция, ветряная оспа, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, сифилис, ВИЧ и др. Профилактика и своевременное лечение вирусных инфекций способствуют нормальному развитию плода.

Бесконтрольное употребление лекарственных препаратов может оказать негативное влияние на развитие плода. Использование многих из них во время беременности должно быть ограничено или запрещено из-за опасности их неблагоприятного воздействия на плод.

Отрицательное воздействие на плод оказывают никотин и алкоголь. Никотин способствует повышению артериального давления и учащению пульса, изменению обменных процессов в организме. Курение матери во время беременности приводит к суживанию сосудов, что затрудняет переход питательных веществ через плаценту к плоду и оказывает прямое токсическое действие на плод – никотиновую интоксикацию. Употребление алкоголя во время беременности может сопровождаться разнообразными нарушениями внутриутробного развития, может привести к так называемому фетальному алкогольному синдрому (ФАС). Структуру ФАС составляют недостаточный рост и вес при рождении, некоторые деформации лица, неврологические нарушения и возможные нарушения психического развития.

Практический пример

У курящих и употребляющих алкоголь женщин беременность в последующем протекает на фоне первичной недостаточности плаценты и ее ложа в матке, реализующихся в гипоксический синдром (90,6%) или задержку развития плода (15,6%), в антенатальную гибель плода (9,4%).

В пренатальном развитии принято выделять особые периоды повышенной чувствительности плода к действию негативных факторов среды (гипоксия, радиация, лекарственные средства и др.), которые называют критическими периодами. Критические периоды пренатального развития характеризуются преобладанием процессов активной клеточной и тканевой дифференцировки и значительным повышением интенсивности обменных процессов (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Критические периоды пренатального развития

Критический период

Возможные последствия воздействия негативных факторов

Конец предымплантационного периода (6-7-й день)

Или отсутствие нарушений последующего развития плода, или его гибель (имеются исключения)

Период органогенеза и плацентации (первые 3-6 недель)

Поражение тех органов и систем, которые находятся в процессе дифференцировки, возникновение уродств, плацентарная недостаточность

Период фетогенеза

Аномалии развития половых органов, нарушения функционирования отдельных органов и систем

Первым критическим периодом пренатального развития является конец предымплантационного периода, когда наблюдается кратковременный подъем чувствительности зародыша к действию патогенных факторов внешней среды. В литературе существует представление об относительной устойчивости зародыша периода предымплантационного развития к действию повреждающих факторов внешней среды. В связи с выраженными свойствами бластоцисты к регенерации различные патогенные факторы (недостаток кислорода, ионизирующая радиация, химические агенты и др.) или не вызывают гибели зародыша и не нарушают последующее развитие плода, или приводят к его гибели (эмбриотоксический эффект). Эта закономерность известна под названием закона «все или ничего». Однако этот закон не имеет универсального характера. Известно, что в ряде случаев повреждения, нанесенные зародышу в предымплантационный период развития, проявляются позже, во время имплантации и последующих периодов перинатального развития.

Читайте также:  Задержка темпового развития у ребенка это

Второй критический период развития приходится на период органогенеза и плацентации, а именно на первые три-шесть недель беременности. В это время в результате патогенного действия факторов внешней среды у плода в первую очередь поражаются те органы и системы, которые находятся в процессе дифференцировки. У различных закладок органов критические периоды не совпадают друг с другом по времени, поэтому действие негативного фактора обычно вызывает уродства различных органов и систем.

Плацентацию также относят к критическому периоду пренатального развития. Воздействие повреждающих агентов, действующих в период плацентации, может вызвать плацентарную недостаточность, выражением которой является врожденная гипотрофия плода. При выраженной недостаточности функции плаценты беременность может закончиться внутриутробной гибелью плода.

Необходимо отметить, что в период органогенеза и плацентации зародышевые оболочки значительно позже включаются в патологический процесс, чем сам эмбрион. Под влиянием повреждающих факторов в зародыше первоначально происходят торможение и остановка развития, затем беспорядочная пролиферация одних и дистрофия других зачатков органов и тканей. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что на ранних стадиях онтогенеза у зародыша отсутствуют специфические реакции на действие патогенных факторов. Эти реакции появляются позднее, в процессе дальнейшего внутриутробного развития.

Известно, что у плода на ранних стадиях эмбриогенеза в ответ на внедрение возбудителей инфекции возникают только неспецифические реакции, выражающиеся в нарушениях кровообращения, дистрофических и некробиотических процессов. Неспецифические реакции ira внедрение инфекции приобретают известную специфичность лишь в конце внутриутробной жизни.

Практический пример

Вирус краснухи в период органогенеза и плацентации приводит к возникновению различных видов уродств. В то же время заболевание женщины краснухой в конце беременности сопровождается рождением ребенка, имеющего кожные высыпания, типичные для детей, больных краснухой.

В ранних периодах пренатального развития повышенная чувствительность плода к действию негативных факторов объясняется его функциональной незрелостью, сниженной реактивностью и недостаточно развитыми механизмами адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.

В период фетогенеза эмбриотоксического действия, а также тератогенного эффекта, столь типичных для предшествующих периодов, почти не встречается. Исключение составляют только аномалии развития половых органов у плодов женского пола, возникающие под влиянием фармакологических препаратов андрогенного действия (ложный мужской гермафродитизм). Это связано с относительно поздними сроками формирования наружных половых органов плода. Хотя наличие критических периодов развития (за исключением формирования наружных половых органов) в период фетогенеза не считают точно установленным, однако есть указания на то, что в средние сроки внутриутробного развития у плода происходят важные процессы, обусловливающие его переход в новое качественное состояние, которое можно рассматривать как своеобразный «критический» период развития. Снижение уровня восприимчивости плода к негативным факторам во второй половине беременности, особенно в конце внутриутробного периода, обусловлено созреванием и становлением важнейших органов и систем (нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной и др.). По мере развития плода происходит становление и развитие функций, определяющих эффективность адаптации к новым условиям существования. В результате этого зрелый плод приобретает способность дифференцированно реагировать на действие различных факторов, в том числе и на воздействие патогенных агентов.

Таким образом, на пренатальное развитие оказывает влияние целый комплекс внешних и внутренних факторов позитивного и негативного характера. Связь между фактором и последствием его воздействия (результатом развития) носит не прямой, а опосредованный характер. Эта связь опосредуется конкретным периодом развития плода, во время которого оказывает влияние тот или иной фактор, локализацией, интенсивностью и длительностью этого влияния и своевременностью и квалифицированностью оказанной помощи в случае необходимости.

Источник

Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде — матке, но даже и здесь внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды.

Факторами развития становятся те компоненты его условий, которые:

ь объективно более остальных влияют на развитие,

ь более остальных доступны для учёта и контроля,

ь более остальных доступны для целенаправленного воздействия, а при необходимости и для преобразования в соответствии с нуждами практики и в соответствии с возможностями субъектов этой практики.[12]

Причём традиционно принято выделять три общих фактора развития человека: его наследственность, среду его обитания и активность самого плода, объединяющую его со средой.

Наследственность в живой природе — это воспроизведение потомками устойчивых родительских черт и, шире, черт, присущих предшествующим поколениям. Или, иначе: наследственность — это повторение организмом законов обмена со средой (веществом, энергией, информацией) и форм развития, характерных для предыдущих поколений. Социальная наследственность предполагает преемственность культуры в разных её масштабах: от внутрисемейной до этноисторической.

Среда — это общие условия обитания живого существа. У человека — это природная среда во всём её многообразии и социокультурная среда во всех её материальных, технологических и семиотических формах.

Читайте также:  Развитие и формирование личности ребенка педагогика

Активность — переход потенциальной энергии её носителя в актуальные формы; способ существования живых существ, в том числе и человека. Специфична для человека такая активность, как его деятельность, в частности, оказывающая, при определённых обстоятельствах, главное влияние на его последующее развитие. Такая деятельность в особой социальной ситуации развития была названа «ведущей».

Но, к сожалению, бывает и так, что после рождения ребенка родители сталкиваются с очень серьезными проблемами в его здоровье — проблемами, связанными с тератогенными факторами, т.е. неблагоприятными воздействиями на развитие плода.

Среди этих факторов внимание науки было привлечено, в первую очередь, к причинам ярко выраженных аномалий развития. Возникло соответствующее учение — тератология (от греч. «teras», «teratos», что означает «урод», «чудовище»). Особенные воздействия, нарушающие нормальное развитие плода, названы «тератогенами»; к их числу относятся, например, вирусы или химические препараты. Чаще всего воздействие тератогена имеет вероятностную природу. Будет ли причинён вред плоду, зависит от сочетания различных обстоятельств. Это интенсивность и продолжительность неблагоприятного воздействия, стадия развития плода, здоровье матери, наследственность и др.[3]

Во время беременности любое внешнее воздействие влияет на потомство в зависимости от уровня развития последнего. Часто при таких воздействиях будущая мать ещё не знает о своей беременности и не придаёт большого значения заболеваниям, таким как краснуха или грипп, и она даже не задумывается о возможных последствиях приёма ею назначенных лекарств. И тогда вред бывает нанесён на герминальной и/или эмбриональной стадиях развития, ещё до того, как женщина узнает о своём новом состоянии и о необходимости особенно заботиться о своём здоровье.[9]

Критический, или «сенситивный», период пренатального развития — это время повышенной чувствительности ткани, органа, структуры или системы организма к определённым воздействиям.

Так, на герминальной стадии воздействие любого тератогена имеет однозначный эффект — пренатальную смерть, которая, за исключением особых ситуаций искусственного зачатия, обычно даже не регистрируется в перинатологическом плане. Центральная нервная система подвергается серьёзным структурным нарушениям при воздействиях тератогенов с 3-й по 5-ю недели, а всё остальное время беременности остаётся риск физиологических дефектов. Сердцу грозят структурные сдвиги с середины 3-й до середины 6-й недели, а физиологические дефекты — до конца 8-й недели. Руки и ноги деформируются при воздействии тератогенов с середины 4-й до конца 7-й недели, и имеют физиологические дефекты при их воздействии в течение 8-й недели. Глаза могут иметь серьёзные структурные нарушения при воздействиях с середины 4-й недели до середины 8-й, а физиологические дефекты — вплоть до конца беременности. Уши — с риском структурных нарушений с середины 4-й недели до середины 12-й, и с риском физиологических нарушений — до начала 20-й недели. Наружные половые органы — с риском структурных нарушений также с 4-й недели по 12-ю, а с риском физиологических сдвигов — вплоть до родов.[8]

Весьма показательны драмы европейских женщин, которые, будучи беременными, по рекомендациям врачей принимали лёгкий транквилизатор, помогающий, как рекламировалось, при бессоннице, при тошноте, при других утренних недомоганиях. Это было в 1956-м — 1962-м годах, прежде всего, в Великобритании и Германии. В течение последующих пяти лет у таких матерей родилось около 12 тысяч детей с различными уродствами. Тщательное исследование обнаружило связь между видом дефекта и сроком беременности, при котором принималось разрекламированное лекарство — талидомид. При его приёме между 34-м и 38-м днём от последней менструации ребёнок рождался без ушей. При приёме между 38-м и 47-м днём беременности у ребёнка не было рук или же руки были деформированы. При приёме между 40-м и 45-м днём у ребёнка были выражены дефекты кишечного тракта или желчного пузыря. При приёме между 42-м и 47-м днём у ребёнка отсутствовали или были деформированы ноги…[21].

А регулярное употребление алкоголя в чрезмерных количествах хотя бы за год до беременности, может привести к задержке умственного развития плода, недоразвитости врожденных рефлексов, развитию порока сердца и почек и многим другим тяжелым, а порой и неизлечимым заболеваниям[21].

Среди главных тератогенов специалисты называют:

ь курение (табака и марихуаны). Курение сужает кровеносные сосуды матери, уменьшая этим подачу кислорода и питательных веществ через плаценту. Кроме того, некоторые формы повреждения плаценты наблюдаются только у курящих беременных женщин. У них высок риск преждевременных родов, недостаточного веса новорожденного, выкидыша и мертворожденного ребенка. Курение может привести к врожденным уродствам и неонатальной пневмонии. Так, никотин — задерживает рост, влияет на умственные способности; [22]

ь алкоголь. Алкоголь — депрессант. Попадая в плод, он оказывает на него анестезирующее действие, ограничивая движения и препятствуя развитию нормальных подвижных суставов правильной формы. Экспериментально показано, что даже недлительное ограничение подвижности может привести к различным аномалиям физического развития. Кроме того, находящийся без активного движения плод не обеспечивает стимуляцию для развивающихся сенсорных систем. В дальнейшем это приводит к снижению интеллекта и нарушению произвольности внимания ребенка. Алкоголь нарушает и становление биохимических механизмов плода, обеспечивающих продуцирование внутреннего этанола, необходимого для метаболизма. При подавлении этого механизма, организм требует введения этанола извне. Уже у плода формируется алкогольная зависимость и привыкание. Родившимся детям даже приходится протирать роднички спиртом, чтобы они не погибли. У 32% детей сильно пьющих матерей обнаруживаются алкогольный синдром. Врожденные аномалии, включающие недостаточный рост и вес при рождении, неврологические отклонения, поражения сочленений костей черепа, специфические лицевые признаки — маленькая голова, тонкая верхняя губа, слабовыраженная впадина над верхней губой, близко посаженные глаза и плоские скуловые кости, а также отставание в умственном и физическом развитии. Кроме того, их мучает абстинентный синдром. Дети матерей, менее злоупотребляющих алкоголем, подвергаются риску появления алкогольных эффектов, включающих нарушения сердечной деятельности и дыхания, процессов адаптации.[22]

Читайте также:  Роль семьи в развитии и воспитании ребенка 6 лет

ь наркотики (в частности, кокаин). Действие наркотиков ослабляет дыхание плода. У женщин, регулярно употребляющих наркотики, рождаются дети с вялыми реакциями и нарушенной терморегуляцией. Их вес и рост не соответствует норме, тело напряжено и не гибко. Эти дети обнаруживают симптомы ломки, что выражается в повышенной возбудимости, приступах плача, рвоты, дрожи. Они беспокойно спят и плохо едят. У них очень высокая, но не скоординированная двигательная активность. У этих детей возможны кровоизлияния в мозг с летальным исходом.[22]

ь различные лекарственные препараты, гормоны. В настоящее время считается, что ни одно из лекарств не является безвредным для будущего ребенка. Малая доза лекарства или химического препарата может и не вызвать негативных последствий, особенно если у матери здоровый организм, способный быстро выводить токсические вещества. Однако, некоторые из них могут накапливаться в тканях развивающегося организма, приводя к замедлению его роста и повреждению нервной системы. Очень вредное воздействие на зубы и кости оказывает тетрациклин; структурные аномалии, пороки сердца, задержку роста и психического развития могут вызвать противосудорожные препараты; возбуждающее действие оказывают амфетамин и кофеин… Особенно опасны вещества, влияющие на центральную нервную систему — последствием их приема матерью могут быть длительные неблагоприятные нарушения поведения и способности к научению родившегося ребенка.

ь различные химические агенты (или «вредности»). Например, излучение — задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие.

ь болезни, вирусы которых преодолевают плацентарный барьер. В число таких болезней входят: краснуха, сифилис, герпес, полиомиелит, различные формы гриппа, вирус иммунодефицита. Так, краснуха может вызвать умственную отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности.

ь из собственно материнских тератогенов специалисты выделяют резус-фактор и возраст матери. Так, опасны ситуации, при которых кровь матери резус-отрицательная, а кровь плода — резус-положительная.

Принципы действия тератогенов:

  • 1) воздействие тератогенов зависит от генотипа организма;
  • 2) воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутриутробного развития;
  • 3) каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;
  • 4) повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.

Обобщить действие тератогенов можно с помощью следующих положений:

ь наиболее отрицательное влияние на орган или систему организма тератоген оказывает в тот период, когда эта структура формируется и интенсивно растёт;

ь не все эмбрионы или плоды в одинаковой степени подвержены действию тератогенов; подверженность отрицательному влиянию зависит от генотипа матери и ребёнка, а также от особенностей пренатальной среды;

ь один и тот же дефект может быть вызван различными тератогенами;

ь один тератоген может привести к возникновению нескольких нарушений;

ь чем дольше организм подвергается действию тератогена и чем сильнее это воздействие, тем больше вероятность возникновения нарушения и тем оно серьёзнее[14]

Установлено также, что пренатальные аномалии и различные дефекты чаще бывают при первой беременности у женщин в возрасте старше 35 лет и моложе 19 лет, по сравнению с теми, чей возраст находится в рамках этого диапазона. Например, риск рождения ребёнка с синдромом Дауна у сорокалетних матерей в 10 раз выше, чем у тридцатилетних.[21]

Среди защитных факторов пренатального развития специалисты называют, прежде всего, здоровье матери и её рациональное питание. Существенное современное условие — дородовое медико-психологическое сопровождение будущих родителей с переходом к комплексному перинатологическому сопровождению детей. Перинатология — это раздел медицины, объектом которого является жизненная ситуация развития ребёнка во временной перспективе: от зачатия и пренатального периода до родов и первых месяцев постнатальной жизни. Перинатологическая практика объединяет усилия специалистов в различных областях: акушеров, педиатров, генетиков, эндокринологов, биохимиков, хирургов, невропатологов, психологов и психиатров, социальных работников.

В диагностическом плане широко используются УЗИ, амниоцентез, фетоскопия, томография. Ультразвуковое исследование предполагает использование звуковых волн для получения изображения плода в утробе матери. Амниоцентез — забор околоплодной (амниотической) жидкости для выявления хромосомных аномалий; проводится на втором триместре беременности. Фетоскопия — введение в матку полой иглы с микро-источником света для визуальной диагностики плода и/или для забора его крови или тканей. Томография — трёхмерное (послойное) сканирование работающего головного мозга с учётом сравнительной активности различных его участков.

Источник