Влияние труда на развитие личности ребенка

Влияние труда на развитие личности ребенка thumbnail

Трудовая деятельность в формировании личности ребенка и ее особенности у детей средней группы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Наряду с физическим, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием трудовое воспитание также очень важно для всестороннего развития дошкольников. Оно оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Трудовое воспитание по праву считается стержнем нравственного воспитания, так как направленно на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность, настойчивость и т.д. Для того чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, следует, как отмечают многие исследователи (Р.С. Буре, Т.Н. Година, В.К. Нечаева, Я.З. Неверович, В.И. Логинова, С.А. Козлова и др.), знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду.

Немаловажную роль в развитии мотивации играют и эмоции, превращающиеся, по словам А.Н. Леонтьева, в мотив поведения, в побуждение к действию. Следует исходить из положения А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина о том, что поведение детей дошкольного возраста в большей степени регулируется эмоциями, чем рассуждениями.

Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно-значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности – труд для ребенка привле­кателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности. Ребе­нок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то по­лезное, достигать конкретного результата.

В этот период проводятся углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.А. Радина, Г.Н. Година, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова). В них изучалось содержание, средства, методы, организация труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста. В работах В.Г. Нечаевой и её последователей раскрываются особенности детского труда, форма его организации. Авторы отмечают, что, воспитывая у детей любовь к труду, необходимо помнить о сущности процесса труда. Дошкольников надо учить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат в соответствии с поставленной задачей. Если в действиях ребёнка прослеживаются эти моменты, можно говорить о складывающейся трудовой деятельности.

Способность в течение определенного времени делать одну и ту же ра­боту, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возни­кающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаясь — это основное условие успешной учебной деятельности в школе. Именно по этой причине труд является важным средством, с помощью которого можно целенаправ­ленно укреплять волю детей. По мнению Н.Н. Подьякова, для этого следует:

  • надлежащим образом мотивировать труд ребенка и в процессе рабо­ты поощрять его;

  • заинтересовать трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов труда;

  • представлять дошкольнику возможность видеть конкретный результат своего труда;

  • следить за соответствием продолжительности работы возрасту ребенка;

  • побуждать ребенка трудиться вместе со взрослыми или со сверстниками;

  • обеспечить необходимую организацию трудовой деятельности;

  • в процессе труда оказывать ребенку помощь, контролировать качество выполнения им трудовых действий .

Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процес­се трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответствен­ность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.

Дошкольники хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка (С.Н. Теплюк). Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности.

Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т.е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросо­вестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся чело­веку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в кол­лективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учиться объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело. Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Рассмотрим подробнее, как различные виды труда влияют на развитие нравственно-волевых качеств дошкольника. Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в дея­тельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребенок еще не осознает, что его трудовая деятель­ность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок не понимает, что тем самым он прояв­ляет заботу о них. Такой мотив младших дошкольников формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от не­го определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. У 5 6 летнего ребенка навыки самообслуживания, приобретенные ранее, совершенствуются.

Из активного взаимодействия со взрослыми возникает потребность ак­тивно действовать самостоятельно, независимо, что свидетельствует о появ­лении произвольности. Ребенок постепенно начинает понимать, в чем состо­ят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т.д.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 896

Очень важно не злоупотреблять отрицательной оценкой, т.к. это может вызвать негативное отношение к труду. Ребенок должен четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую – под руководством взрос­лых и на какую должен получить разрешение. Дело взрослых – организовывать труд таким образом, чтобы он был интересен ребенку и помогал формировать у него активные, нравственные ориентиры.

Как показывают исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Не­чае­вой, В.В. Кондратовой на результаты труда положительно влияют не только непосредственное общение детей с взрослыми, но и со сверстниками. Труд оказывает не только положительное влияние на формирование поведения ребенка, но и решает задачи трудового воспитания: происходит становление отношения к труду; воспитывается трудолюбие, ответственность, организованность; умение ставить цель и находить пути ее достижения; получать результат, соответствующий цели; ребенок учится преодолевать определённую физическую нагрузку.

Источник

Валентина Еникеева
Труд и формирование личности ребенка

Труд и формирование личности ребенка.

Воспитание любви к труду, уважения к людям труда – важная задача дошкольных учреждений.

Приобщение ребенка к самостоятельному труду, это работа взрослых.

Посильный труд связанный с игрой, — это необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Постоянное включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Труд, которым руководит взослый у ребенка оказывает сильное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Трудясь, формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Проявляется доброжелательность, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются взаимоотношения.

С трудовой деятельностью дошкольники успешно усваивают нравственные нормы, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.

Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.

Труд детей дошкольного возраста в том,что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.

Детский труд позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения.

Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Вот например взять дежурство в группах. ДЕЖУРСТВО — такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. В процессе коллективной деятельности у детей формируются более высокие мотивы трудовой деятельности, они обнаруживаются в том, что дети к старшему детскому возрасту начинают ставить интересы других людей выше своих собственных; стремятся хорошо выполнять работу и без напоминания доводить ее до конца; в случае необходимости помогают товарищам; выражают желание выполнять и другие виды работ, которые им не поручались. Детская трудовая деятельность является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело. Ухаживая за растениями, важно заметить их рост (появление новых листочков, цветов, установить зависимость роста от того, как ребенок поливает растение, рыхлит почву и т. п. Вышивая салфетку, ребенок знакомится с особенностями ткани, учится определять и сравнивать толщину швов, подбирать расцветку узора, оценивать его расположение. Практические действия — один из основных структурных компонентов трудовой деятельности — дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляя собственную активность и инициативу.

С возрастом деятельность ребенка приобретает более полную структуру, что отражается на формировании его интересов, познавательной деятельности. Труд очень значим в жизни ребенка.

Источник

                                         Виноградова Елена Александровна,

                                                         воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

Роль труда в формировании личности дошкольника

А. С. Макаренко писал: «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».  

     Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

    Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

       Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Читайте также:  Антропометрическое измерение физического развития ребенка

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

    Понимая тему труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,  А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.  

    «Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)

К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».

В своих работах Н.К. Крупская  неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Великий педагог  В.А. Сухомлинский  писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».

      В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности.    Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

    В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

    Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

    Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

    Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

    Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей.    Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

        В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его размещать, приводить всё в порядок после работы.                                                                              Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

    Для детей 6-7 лет в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

    Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники  знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и

Читайте также:  Выготский психология развития ребенка онлайн

    Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Педагог дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

   Воспитатель рекомендует родителям, учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.    

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.

    Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также

    Дежурства – форма  организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

    Совместная деятельность —  еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в организуемый трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:

1. Уход за растениями.

2. Починка игрушек.

3. Подготовка к продуктивной деятельности.

        Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и  к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Список литературы.

  1. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005.
  2. Макаренко А.С. лекции о воспитании детей. Педсочинения, т 4, т 8.  
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

Источник