Влияние темперамента на личностное развитие ребенка

Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент— тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент — врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.

Темперамент — базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств три:

— сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

— уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

— подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

— холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

— скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

— пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

— интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

— направленность психической деятельности на определенные объекты.

Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.

Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.

Источник

Курочкина Алина Александровна,

Студентка 2 курса 21 гр.

Институт педагогического образования,

Тверской государственный университет.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ЛИЧНОСТНОЕ

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

Ключевые слова: темперамент, инертность, реактивность,

личность.

Интерес к проблеме темперамента появился более двух с

половиной тысяч лет назад и актуален в настоящее время.

Он был вызван бесспорностью существования

индивидуальных различий, которые предопределились особенностями биологического и физического строения и формирования организма, равно как спецификой социального развития, своеобразием социальных контактов и связей.

Темперамент-степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т.е силу и быстроту проявлений действий и чувствований,а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Выделяют четыре вида темперамента :сангвинический, меланхолический,холерический, флегматический темперамент. Характеристика типов темперамента будет основываться только на силе и быстроте развития чувствований, их проявлений и действий.

Сангвинический темперамент — с быстрым, но слабым чувствованиями и проявлениями ; человек такого темперамента быстро на всё накидывается и так же легко всё бросает и обо всём забывает ; он сговорчив, всему сочувствует, легко сближается и дружиться, но у него все так же скоро исчезает и расторгается ; постоянства и устойчивости мало, всё изменчиво и легко забывается.

Меланхолический темперамент- с медленными и сильными проявлениями ; человек с таким темпераментом медленно на всё решается, везде усматривает препятствия и отыскивает постоянно причины к опасениям. Он несговорчив и сильно придерживается своих привычек и раз принятых обычаев, но все это не из нравственных оснований или размышлений, а под влияние сильно развитых чувствований. Человек меланхолического типа темперамента медленно дружится, но, раз побеждены им все встретившиеся у него подозрения, он глубоко и сильно привязывается. Медленность в развитии чувствований препятствует у лиц этого темперамента всяким резким проявлениям, а также проявлениям радости.

Холерический темперамент- с быстрыми и сильными проявлениями. Быстро развивающиеся чувствования сопровождаются резкими и порывистыми действиями, усиливающимися от всякого сопротивления.Ребёнок холерического темперамента действует быстро и решительно, но он неохотно продолжает более однообразную деятельность; вообще и чувствования такого лица быстры и сильны, но не продолжительны, если не будут влиять прибавочные моменты раздражения. Холерический темперамент предрасполагает к сильным чувствованиям и к страстным проявлениям.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка курсовая

Флегматический темперамент — с медленными и слабыми чувствованиями и проявлениями. При флегматическом темпераменте деятельность проявляется медленно, так сказать,малыми приёмами, но может продолжаться очень долго ; чувствования развиваются медленно и слабо, но зато так же медленно и исчезают и поэтому всегда отличаются своим постоянством или, вернее сказать, инертностью.[2.сВ чистом виде темперамент встречаются очень редко, чаще это смешанный тип. Как мы заметили в темпераменте фигурирует инертность и реактивность. Это два противоположных явления. Первое мы понимаем как замедленность протекания психологических процессов, второе — напротив, быстрое протекание психических процессов. Таким образом, мы можем говорить о том, что на личностное развитие ребенка не могут влиять только инертность или только реактивность. Они находятся в прямой взаимосвязи : доминирует реактивность, а инертность служит вспомогательным механизмом личностного развития ребёнка ;доминирует инертность вспомогательный механизм реактивность личностного развития ребёнка.

Каждый индивидуальный тип темперамента появился у человека,когда он был еще в утробе матери.Темперамент нельзя изменить, можно лишь корректировать некоторые его аспекты. На темпераменте как на биологическом фундаменте строится личность.

Что такое личность ? Личность — это совокупность социально значимых качеств человека, проявляющихся в его способности быть самостоятельным и ответственным носителем общечеловеческой культуры. [1.с-99]. Одна из наиболее характерных сторон личность — её индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека.

Психологический склад личности ( в нашем случае свойства типа темперамента ) образует у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности. При непрерывном изменений психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т.п), при наличии изменений поведения, связанными с теми ролями, которые берет на себя человек в разных социальных группах и разных жизненных ситуациях, при изменениях связанных с возрастным развитием, психологический склад остается в какой-то мере постоянным.

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Л.С Выготским и его школой в 20-30 гг. XX в. Л.С Выготский оказался первооткрывателем тезиса об активности ребёнка.О чем идет речь ?Обычно ребёнок рассматривается как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого- воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. Никто до Л.С Выготского не рассматривал ребёнка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребёнком. Исходя из этого, мы можем говорить, что проявления типа темперамента влияют активно на развитие личности ребёнка.У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

Дети-сангвиники быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Они легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как ребёнок деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Дети-флегматики медлительны, спокойны, неторопливы, уравновешены. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Ребёнок, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.

Спокойствие ребёнка флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У ребёнка флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.

Дети-холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика.

Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.

Но у ребёнка с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности:

подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе.

У детей-меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;

длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе, меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у детей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

Читайте также:  Профессиональная поддержка индивидуального развития ребенка

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.

Исходя из вышесказанного можно говорить, что темперамент имеет основное значение в развитий личности ребёнка. Каждый тип темперамента влияет на скорость развития формирования личности. У детей доминированием инертности развитие происходит в некой степени медленнее,а у детей с доминированием реактивности быстрее. Но это не говорит, что дети (например меланхолики) отстают в развитии личности.Развитие таких детей происходит более качественно, их внимание полностью сконцентрировано на каком-то одном виде деятельности. Это является плюсом детей с такими типами темперамента. Плюсом детей с доминированием реактивности является быстрая вовлекаемость в деятельность и переключение с одного вида деятельности на другой; минус- высокая степень невнимательности.

– &nbsp– &nbsp–

1.Анисимов В.П. Педагогика родительства: Учеб.пособие.Тверь;Твер.гос.ун-т,2004.-160 с.

2.П.Ф Лесгафт. Семейное воспитание ребёнка и его значение. Изд.8-е.- М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.с.(Психология, педагогика, технология обучения)

Источник

Курочкина Алина Александровна,

Студентка 2 курса 21 гр .

Институт педагогического образования,

Тверской государственный университет .

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ЛИЧНОСТНОЕ

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА .

Ключевые слова: темперамент, инертность, реактивность,

личность .

Интерес к проблеме темперамента появился более двух с

половиной тысяч лет назад и актуален в настоящее время .

Он был вызван бесспорностью существования

индивидуальных различий, которые предопределились особенностями биологического и физического строения и формирования организма, равно как спецификой социального развития, своеобразием социальных контактов и связей .

Темперамент-степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т.е силу и быстроту проявлений действий и чувствований,а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Выделяют четыре вида темперамента :сангвинический, меланхолический,холерический, флегматический темперамент. Характеристика типов темперамента будет основываться только на силе и быстроте развития чувствований, их проявлений и действий .

Сангвинический темперамент — с быстрым, но слабым чувствованиями и проявлениями ; человек такого темперамента быстро на всё накидывается и так же легко всё бросает и обо всём забывает ; он сговорчив, всему сочувствует, легко сближается и дружиться, но у него все так же скоро исчезает и расторгается ; постоянства и устойчивости мало, всё изменчиво и легко забывается .

Меланхолический темперамент- с медленными и сильными проявлениями ; человек с таким темпераментом медленно на всё решается, везде усматривает препятствия и отыскивает постоянно причины к опасениям. Он несговорчив и сильно придерживается своих привычек и раз принятых обычаев, но все это не из нравственных оснований или размышлений, а под влияние сильно развитых чувствований. Человек меланхолического типа темперамента медленно дружится, но, раз побеждены им все встретившиеся у него подозрения, он глубоко и сильно привязывается. Медленность в развитии чувствований препятствует у лиц этого темперамента всяким резким проявлениям, а также проявлениям радости .

Холерический темперамент- с быстрыми и сильными проявлениями. Быстро развивающиеся чувствования сопровождаются резкими и порывистыми действиями, усиливающимися от всякого сопротивления.Ребёнок холерического темперамента действует быстро и решительно, но он неохотно продолжает более однообразную деятельность; вообще и чувствования такого лица быстры и сильны, но не продолжительны, если не будут влиять прибавочные моменты раздражения. Холерический темперамент предрасполагает к сильным чувствованиям и к страстным проявлениям .

Флегматический темперамент — с медленными и слабыми чувствованиями и проявлениями. При флегматическом темпераменте деятельность проявляется медленно, так сказать,малыми приёмами, но может продолжаться очень долго ; чувствования развиваются медленно и слабо, но зато так же медленно и исчезают и поэтому всегда отличаются своим постоянством или, вернее сказать, инертностью.[2.сВ чистом виде темперамент встречаются очень редко, чаще это смешанный тип. Как мы заметили в темпераменте фигурирует инертность и реактивность. Это два противоположных явления. Первое мы понимаем как замедленность протекания психологических процессов, второе — напротив, быстрое протекание психических процессов. Таким образом, мы можем говорить о том, что на личностное развитие ребенка не могут влиять только инертность или только реактивность. Они находятся в прямой взаимосвязи : доминирует реактивность, а инертность служит вспомогательным механизмом личностного развития ребёнка ;доминирует инертность вспомогательный механизм реактивность личностного развития ребёнка .

Каждый индивидуальный тип темперамента появился у человека,когда он был еще в утробе матери.Темперамент нельзя изменить, можно лишь корректировать некоторые его аспекты. На темпераменте как на биологическом фундаменте строится личность .

Что такое личность ? Личность — это совокупность социально значимых качеств человека, проявляющихся в его способности быть самостоятельным и ответственным носителем общечеловеческой культуры. [1.с-99]. Одна из наиболее характерных сторон личность — её индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека .

Психологический склад личности ( в нашем случае свойства типа темперамента ) образует у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности. При непрерывном изменений психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т.п), при наличии изменений поведения, связанными с теми ролями, которые берет на себя человек в разных социальных группах и разных жизненных ситуациях, при изменениях связанных с возрастным развитием, психологический склад остается в какой-то мере постоянным .

Читайте также:  Соматическое развитие ребенка до года

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Л.С Выготским и его школой в 20-30 гг. XX в. Л.С Выготский оказался первооткрывателем тезиса об активности ребёнка.О чем идет речь ?Обычно ребёнок рассматривается как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого- воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. Никто до Л.С Выготского не рассматривал ребёнка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребёнком. Исходя из этого, мы можем говорить, что проявления типа темперамента влияют активно на развитие личности ребёнка.У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом .

Дети-сангвиники быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Они легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью .

Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как ребёнок деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение .

Дети-флегматики медлительны, спокойны, неторопливы, уравновешены. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Ребёнок, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое .

Спокойствие ребёнка флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У ребёнка флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях .

Дети-холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика .

Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.

Но у ребёнка с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности:

подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает .

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе .

У детей-меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;

длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе, меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у детей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо .

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям .

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество .

Исходя из вышесказанного можно говорить, что темперамент имеет основное значение в развитий личности ребёнка. Каждый тип темперамента влияет на скорость развития формирования личности. У детей доминированием инертности развитие происходит в некой степени медленнее,а у детей с доминированием реактивности быстрее. Но это не говорит, что дети (например меланхолики) отстают в развитии личности.Развитие таких детей происходит более качественно, их внимание полностью сконцентрировано на каком-то одном виде деятельности. Это является плюсом детей с такими типами темперамента. Плюсом детей с доминированием реактивности является быстрая вовлекаемость в деятельность и переключение с одного вида деятельности на другой; минус- высокая степень невнимательности .

– &nbsp– &nbsp–

1.Анисимов В.П. Педагогика родительства: Учеб.пособие.Тверь;Твер.гос.ун-т,2004.-160 с .

2.П.Ф Лесгафт. Семейное воспитание ребёнка и его значение. Изд.8-е.- М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.с.(Психология, педагогика, технология обучения)

Источник