Влияние страха на развитие ребенка
Какого бы возраста ни достиг человек, его всегда будут преследовать страхи из далекого детства. Как бы мы далеко ни прятали их в свое подсознание, они все равно будут воздействовать на нашу жизнь. Влияние детских страхов очень велико, поэтому родителям необходимо сделать все, чтобы этих фобий было как можно меньше.
Каждый из нас чего-то боится, и неважно, сколько нам лет. Страх – это естественное состояние организма в ожидании опасности. Взрослый человек имеет все силы и возможности преодолеть свои фобии. А вот ребёнку надо помочь это сделать. Иногда он не понимает, что происходит. Задача родителей – правильно относиться к детским страхам, суметь преодолеть их и самим не стать причиной тревоги и паники.
Детский страх – это чувство беспокойства у ребёнка до 16 лет. В каждом возрасте малыш боится чего-то особенного, присущего именно тому возрасту, в котором сейчас находится ребёнок. Все эти фобии могут сказаться на психике. Также не стоит забывать о влиянии детских страхов на взрослую жизнь. Если родители помогут ребёнку преодолеть чувство тревоги, то из запуганного малыша вырастет смелая и сильная личность с высокими моральными качествами. Если же мама с папой не будут обращать внимание на состояние малыша, то это может плохо кончится.
Причины возникновения детских страхов
- Ребёнка что-то испугало. Самая популярная причина. Это может быть лай злой собаки, скандал родителей, несчастный случай. Если мама с папой уравновешенные люди с устойчивой психикой, то есть вероятность, что этот страх пройдёт. Если же взрослые часто ругаются, то, скорее всего, страх войдёт в подсознание малыша.
- У ребёнка слишком развито воображение. Он может придумать себе то, чего на самом деле нет. Например, тень от дерева ночью малыш примет за страшное чудовище. Или же свет от луны он примет за свет от тарелки с инопланетянами. Поэтому важно контролировать время, проведенное ребёнком за телевизором или компьютером.
- Конфликты в семье. Нет ни одной семьи, которая бы ни разу в жизни не ссорилась. Вот только эти ссоры могут отличаться между собой. В одной семье родители уходят в другую комнату и, не повышая голоса, спокойно выясняют отношения. В этом случае малышу нечего бояться. Зато в другой семье мама колотит посуду, а папа орет нечеловеческим голосом. Неудивительно, что у ребёнка возникают детские страхи.
- Конфликты в обществе. Иногда ссоры бывают не только в семье, но и в школе, с одноклассниками или педагогами. В этом случае может возникнуть социофобия. Малыш начинает бояться новых знакомств, чувствует себя замкнуто. Такие страхи несложно преодолеть, если вовремя их заметить.
Типы страхов
- Ночные. К ним относятся кошмары по ночам. Иногда, пока ребёнок спит, он может разговаривать, кричать, комкать одеяло. Иногда даже появляются признаки лунатизма. После кошмаров малыш обычно бежит в кровать к маме с папой.
- Без основания. Один из самых популярных детских страхов. Малыш не может находиться в темноте или в одиночестве. Как бы вы ни объясняли ему, что причин для страха нет, переубедить его будет очень сложно.
- Навязчивые. К ним относится клаустрофобия, полёты на самолёте и так далее.
- Непонятные. Малыш боится того, чего в принципе не стоит бояться. Например, свою игрушку, машинку или комнатное растение. В этом случае нужно объяснить сыну или дочери, что нет повода для беспокойства.
Признаки детских страхов
- Ребёнок постоянно ходит за родителями.
- Малыш прячется, укрывается с головой в одеяло, закрывает лицо руками.
- Он полон агрессии или слез.
- Регулярно изводит вас капризами.
- Рисует темными цветами (черным, серым, коричневым), изображает чудовищ.
- Если вы попросили нарисовать ребёнка свой страх, он потом боится изображения.
- У малыша появилась навязчивая привычка: теребит рукава свитера, грызет ручку или карандаш, постоянно трогает свои волосы.
Как родителям не стать источником детских страхов?
- Создайте в квартире уют и гармонию. Не нужно кричать на малыша и других членов семьи. Разрешайте все ссоры мирным путем.
- Проявляйте любовь к ребёнку. Обнимайте его, держите за руку, целуйте, говорите слова любви и заботы. Но при этом не лишайте его независимости. Малыш должен ощущать себя полноценным членом семьи, со всеми правами и обязанностями.
- Придумайте хобби для сына или дочери. Пусть каждый день будет наполнен хорошими впечатлениями. Рисуйте с детьми, играйте в игры, читайте сказки, слушайте хорошую музыку, ходите в кино, музей, парк.
- Принимайте своего малыша таким, какой он есть. Не стоит пытаться изменить его.
- Не нужно заставлять ребёнка общаться с теми детьми, с которыми ему не нравится контактировать.
- Не нужно смеяться над малышом, если его страх кажется вам незначительным. Воспринимайте все его тревоги абсолютно серьезно.
- Сократите количество запретов.
Как преодолеть детские страхи?
- Разговаривайте с ребёнком, задавайте ему вопросы, спросите, что его волнует, чего он может бояться. Если малыш не отвечает, постарайтесь зайти с другой стороны. Чем больше ребёнок говорит о своем страхе, тем меньше он боится.
- Пусть малыш нарисует то, чего боится. А потом вместе с родителями уничтожит изображение. Также можно к чудовищу пририсовать смешные элементы (забавную шапочку или яркие сережки). Когда ребёнок начнет смеяться над своим страхом, он перестанет его бояться.
- Вместе с сыном или дочерью придумайте забавную сказку с хорошим концом про его страх. Например, как ваш сын в виде супергероя спасает всех от темноты.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Одной из наиболее распространённых форм психических расстройств являются фобии. Навязчивые страхи (от греч. phobos – страх, боязнь) чрезвычайно распространены. Они отличаются интенсивностью и непреодолимостью, несмотря на их бессмысленность и усилия с ними справиться. Целью нашего исследования является изучение детских страхов для их своевременной коррекции.
Итак, между простым страхом и навязчивым есть существенная разница: при фобии человек, как правило, понимает, что его боязнь ничем не обусловлена и даже бессмысленна, но при этом не перестаёт бояться. Вероятность возникновения навязчивых страхов есть практически у каждого. Поэтому фобия довольно распространённое явление. И разновидностей их очень много.
Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам:
Чувство слабости, оцепенение тела;
Чувство удушья, спазмы в горле;
Учащённое сердцебиение;
Ощущение, что вот-вот наступит обморок;
Дрожь во всем теле;
Тело кажется не своим, перестаёт слушаться;
Обильный холодный пот;
Ощущение сильного страха, ужаса;
Рвота или расстройство желудка;
Ощущение того, что сходишь с ума.
Если есть хотя бы четыре из этих признака, можно предположить наличие фобии. [«Социальная реабилитация» Руденко]
В психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх».
Так, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений. З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм определяют страх, как аффект, который возникает в субъективной ситуации.
Но все эти исследователи подчёркивали, что страх является движущей силой личностного развития.
Проблема детских страхов волнует не одно поколение родителей. Особенно актуальной она стала в последнее время, что связано со значительным ускорением динамики жизни в нашей стране и экономической нестабильностью, вызвавшей увеличение количества неврозов у взрослого населения страны. Ежедневно на малышей сыпется огромный поток новой информации, пёстрых рекламных щитов, городской суеты, изобилия в еде, одежде и досуге. В столь огромном и суетливом мире иногда дети чувствуют одиночество. Сюда же добавляется чрезмерная опека родителей за детское воспитание и поведение, за их жизнь за пределами дома — ребёнок чувствует себя неуверенным и испытывает детские страхи.. Зависимость здесь, как ни странно, самая прямая: ребёнок – это зеркальное отражение нас самих. Дети очень подвержены «заражению» страхом от родителей, родственников, просто взрослых людей, рядом с которыми они находятся.
Дети могут бояться темноты, диких животных, чудищ, незнакомцев, одиночества, даже врача. Важно, чтобы эти страхи не стали устойчивыми, то есть не приобрели характер фобий. В этом случае ребёнку будет необходима помощь специалиста.
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка. Он может уберечь от необдуманных и рисковых поступков. Но так же, может препятствовать развитию личности ребёнка, сковывают его творческую энергию, формирует неуверенность и повешенную тревожность.
Детские страхи – очень глубокие переживания детства. Вовремя не ушедшие страхи ребёнка часто оставляют большой след в жизни ребёнка. Серьёзные или длительные стрессовые ситуации могут привести к невротическим отклонениям. В их основании – психические потрясения и травмы, непонимание взрослыми детских возрастных проблем, жестокость обращения, разногласия в семье, мнительность родителей. В таких случаях страхи приобретают патологический характер.
Чувство страха всегда было самым обыденным в сознании человека, таким же остаётся оно ещё и сейчас, и в будущем мы, вероятно, долго будем жить со страхами. Животные подчинены тому же самому чувству. Весь окружающий нас мир находится в вечной, непрерывной и ожесточённой борьбе и вместе с этим испытывает давление неизбежного спутника борьбы – страха. Человек также не избежал этого.
Современный человек является существом боязливым по своей природе, что доказывается состоянием испуга. Что такое испуг, каждый знает, – это неожиданный страх. Если среди тишины раздастся непонятный звук, ночью какой-то предмет коснётся нас, – мы сразу пугаемся. Но если взрослые при этом будут испытывать испуг, то дети испытывают страх при встрече с новыми, в данный момент им не известными предметами и явлениями, потому что таково строение их нервной системы. Если изменить нервную систему, тогда пропадут испуг и страх.
«Маленький Альберт» — известный психологический эксперимент, проведённый Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер. Уотсон заинтересовался в дальнейшем развитии исследования И.П. Павлова, с целью показать, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей.
Участником эксперимента стал девятимесячный ребёнок по имени Альберт. Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребёнка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали.
В следующий раз, когда Альберту была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребёнок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстрирований белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысу, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе.
Несмотря на ужас эксперимента, исследование сумело выявить корень, первопричину страха и разностороннюю связь между поведенческими реакциями человека.
Рассмотрим методы «борьбы» с детскими страхами и их влиянием на нас.
Коррекция детских страхов чаще всего за счёт психологии, которая изучает эмоциональное состояние человека. Существуют различные упражнения, которые научат маленьких детей избавляться от своих чрезмерных опасений. Работа психолога заключается в том, чтобы разработать комплекс мер, направленных на решение данной проблемы. Проводить терапевтические мероприятия можно наедине с ребёнком, либо в группе. Можно заняться лепкой, рисованием, проводить тематические игры.
Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая — на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, особенно в дошкольном периоде, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения. Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру.
Успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения, принципы положены в её основу. К таковым относят: принцип единства диагностики и коррекции, принцип «нормативности» развития, принцип коррекции «сверху вниз», принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других, значимых для ребёнка лиц.
Если страхи (фобии) мешают нормально жить и работать, общаться с окружающими людьми и заниматься повседневными делами, обязательно следует обратиться к психотерапевту или психиатру. Даже за одинаково выглядящими фобиями стоят разные механизмы их возникновения. Лечению всегда предшествует более тонкая диагностика, после которой врач подбирает лечение, подходящее для данного пациента.
С помощью индивидуальных, ранжированных по сложности заданий пациента пытаются научить сильнее реагировать на реальные успокаивающие аспекты ситуации и слабее – на воображаемую угрозу. Доказана высокая эффективность различных форм лечения методом погружения в реальную ситуацию. Обычно в процессе лечения участвует человек, вызывающий доверие пациента и хорошо понимающий его. Присутствие такого помощника создаёт основу для восстановления более реалистичных способов реагирования в фобических ситуациях, снижает уровень страха и повышает чувство реальности. Ещё одна желательная цель терапии погружения – добиться понимания больным факторов и процессов, которые усугубляют либо облегчают фобическое поведение. Другие признанные методы лечения включают различные формы психотерапии, поведенческой терапии и гипнотерапии.
За последние десятилетия отмечается значительный прогресс в лечении фобий, особенно при комбинации индивидуальных и групповых методов терапии. Существуют также особые программы для пациентов, боящихся покидать дом и его окрестности. Кроме того, помочь страдающим фобиями способны аудио- и видеозаписи терапевтических курсов, заочные курсы и группы друзей по переписке.
Список литературы:
Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 346 с.
Зубкова, А.С. Детские страхи / А.С. Зубкова. — Москва: Академия развития, 2006. — 583 c.
Руденко, А. М. Социальная реабилитация : учебное пособие для вузов / А. М. Руденко, С. И.
Самыгин. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К ; Ростов-на-Дону : Наука-Спектр, 2015. – 319 с.
Маленький Альберт [Электронный ресурс] : / URL: https://moluch.ru/information/bilbio/
Основы продуктивной работы с детскими страхами [Электронный ресурс] : / URL: https://mojdetskijsad.ru/o-zdorove-i-razvitii-rebenka/osnovy-produktivnoj-raboty-s-detskimi-straxami.html
Про детские страхи [Электронный ресурс] : / URL: https://www.b17.ru/article/25249/
Источник
Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми. Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.
Виды страхов
В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.
Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.
В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:
- По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
- По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
- По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.
Возрастные страхи
Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.
- С рождения до года.
Естественные страхи – боязнь громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.
- 1-3 года.
Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).
- 3 – 5 лет.
Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.
- 5 – 7 лет.
Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.
У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).
Причины детских страхов
Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.
Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:
- Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
- Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
- Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
- Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
- Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
- Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
- Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
- Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
- Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
- Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.
Сила воображения
Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.
А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.
Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…
Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.
Особенности проявления страхов
Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.
Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.
Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.
Взрослые, помогите!
Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?
- Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
- Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
- Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
- Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
- Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
- Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
- Не транслируйте ему собственные страхи.
- Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).
То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.
Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.
Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:
- бессонница, ночные кошмары;
- энурез;
- нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
- неконтролируемая агрессия;
- частые истерики;
- потеря аппетита;
- тики, навязчивые движения;
- заикание.
Диагностика и коррекция детских страхов
Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.
В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:
- нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
- слепить что-то – по тому же принципу;
- придумать сказку (или закончить предложенную);
- откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).
После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:
- Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
- Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
- Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.
В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:
- танцетерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- уветотерапия;
- арт-терапия;
- песочная терапия и т. д.
Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.
Источник