Влияние состояние матери на внутриутробное развитие ребенка

Первая беременность подразумевает вступление молодой женщины во взрослую жизнь и начало бесповоротных отношений мать и дитя. Во время беременности очень важно будущей матери сохранять спокойное и уверенное состояние. Однако различные жизненные ситуации и особенности женского организма нарушают душевное спокойствие беременной женщины и способствуют появлению негативных мыслей, а иногда и стресса.

Негативное воздействие на развитие плода могут оказать только сильные стрессы и длительные переживания. Как утверждают врачи-педиатры, быстропроходящие чувства тревоги, мысли и обычные волнения не способны оказывать существенного влияния на развитие плода, а потому обращение с беременной женщиной, как с маленьким ребенком, ограничивая ее, от обсуждения и решения ежедневных проблем, не имеет никакого смысла. Только стрессовые ситуации, такие как, плохие взаимоотношения между супругами, постоянные конфликты, смерть или потеря близкого человека, увольнение с работы и финансовые проблемы могут стать причиной серьезных отклонений в развитии и других патологий органов плода.

Однако не стоит отрицать тот факт, что мысли, с которыми делится женщина во время десятой недели беременности с малышом, ее чувство любви к будущему ребенку, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на формирование психики малыша и основных личностных качеств, сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Вкус и слух у ребенка начинают развиваться уже с третьего месяца беременности. Поэтому ребенку очень важно с этого периода слышать ласковый голос матери и чувствовать ее любовь.

В результате исследований установлено, что если женщина во время беременности испытывает страх от необходимости родов или думают о прерывании беременности, то младенцы рождаются беспокойными, плохо спят и чаще отказываются от груди. Некоторые из них подолгу плачут и отличаются невротическими отклонениями. Если же будущая мама во время беременности была спокойной и умела радоваться жизни, то и новорожденные малыши подолгу спят, улыбаются даже во сне, с удовольствием сосут материнское молоко и вырастают жизнерадостными людьми.

Настроение у беременной женщины бывает переменчивой. Оно может несколько раз в течение дня меняться от яркой радости до глубокой грусти. Конечно же, все девять месяцев беременности никому не удается провести только в приподнятом настроении с радостной улыбкой на губах, скорее всего, будут обиды и печаль, легкое раздражение и ревность, небольшие выяснения отношений. Важно, чтобы беременная женщина в той или иной степени могла оказать воздействие на влияние этих факторов на ребенка. Для этого сразу в момент возникновения переживания она должна концентрироваться на позитивную установку: «Я жду ребенка!».

В этом случае у женщины появляется рефлекс защищать своего ребенка, как существо уже рожденное и она сознательно подавляет в себе все нежелательные эмоции. Мамы должны разговаривать с ребенком, когда он еще находятся в утробе матери, объяснять ему причину своего плохого настроения и успокаивать его, настраивая на позитивный лад. В это время малыш на клеточном уровне воспринимает информацию о том, что в жизни бывают взлеты и падения, а относиться к ним надо спокойно, как мама. Таким образом, закладывается основа сильного и выносливого человека.

При всех острых и хронических переживаниях связанных с серьезными проблемами в жизни женщина испытывает стресс. Ученые выяснили, что при стрессе в кровь матери выбрасывается гормон стресса кортизон, который оказывает значительное влияние на иммунную систему будущего малыша. Чем выше уровень гормонов в организме будущей мамы, тем заметнее ослабляется здоровье ребенка.

Ученые из Великобритании доказали, что у женщин, которые в период 18-32 недель беременности часто находились в состоянии стресса на 60% больше вероятности рождения детей с астмой. Оказалось, что риск развития шизофрении и других психических заболеваний на 67% выше у тех людей, чьи мамы в первые три месяца беременности испытывали стресс.

Каждой женщине в период беременности надо просто ждать появление малыша на свет и ничего от него не требовать. Некоторые родители, особенно мужчины, уже после первого прохождения УЗИ, узнав, что будет девочка, воспринимают это как нереализованность их желаний иметь сына. Таким настроением они побуждают у ребенка еще до рождения необходимость завоевывать право быть в этой жизни таким, каким желают видеть его родители. Обычно такие дети всю жизнь стараются «отрабатывать» свое право на жизнь и чувствуют себя вечно обязанными родителям. Они часто обвиняют родителей в неправильном воспитании, а в случае возникновения конфликтов, испытывают к ним неприязнь из-за нереализованности ее желания быть желанной и любимой ими.

Источник

Часто можно услышать встревоженные рассказы матерей о том, что их дети закатывают беспричинные истерики, много нервничают, могут проявлять даже агрессию. Во многих случаях объяснить это можно нестабильным эмоциональным состоянием матери во время беременности. Как ни странно, с первого же дня появления малыша внутри женщины, каждое ее слово и действие влияет на кроху. Увы, это было неоднократно доказано исследователями.

Этапы беременности

С древних времен к женщине в положении относились по-особому. Ей не позволяли нервничать и уставать, обеспечивали максимальный комфорт и все удобства. Сегодня в бешеном ритме жизни об этом часто забывают. Совершенно зря. Оказывается, внутриутробное развитие накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка.

Всю беременность разделяют на три триместра:

  • первый триместр — от первой до 12 недели беременности;
  • второй триместр — от 13 до 27, плод растет и развивается, у него закладываются все системы и органы;
  • третий триместр — от 28 до 40 недели, все органы и системы окончательно созревают для самостоятельного функционирования.
Читайте также:  Оценка социально эмоционального развития ребенка

Самыми сложными считаются первый и третий триместры. Именно в этот период женщина должна уделять максимум внимания как своему физическому комфорту, так и психологическому. Врачи говорят, что уже с 3 месяцев малыш чувствует прикосновения. Он слышит речь и ощущает эмоции. Если они негативные, он реагирует определенным образом. От ласковой речи малыш успокаивается, от агрессивной — становится беспокойным. Малыш даже может запоминать фразы, которые часто повторяются. С 20 недель он проявляет свой характер. Если что-то не нравится, может отвернуться. Данные факты подтверждены в ходе множества исследований.

Как обеспечить будущему малышу эмоциональное спокойствие

Всем известно, что во время беременности будущая мама должна избегать выяснений отношений, криков, скандалов, неприятной информации. Плохое настроение и нервы передаются ребенку через кровеносную систему. У будущей матери учащается дыхание, сердце начинает биться сильнее. То же самое происходит и с малышом. Зачем травмировать детскую психику еще в утробе? Если следовать следующим советам, ребенок родится психологически здоровым и интеллектуально развитым:

  1. Никаких стрессов и скандалов. Необходимо определиться: настолько ли важно выяснять отношения, если из-за этого может пострадать ребенок? Все конфликтогены необходимо оставить в прошлом — без тени сожаления.
  2. С трех месяцев ребенок ощущает прикосновения и слышит звуки извне. Необходимо почаще гладить живот, петь песни — приятная мелодия положительно повлияет на развитие интеллекта в будущем.
  3. Еще не родившийся ребенок уже обладает определенным чувством вкуса. Он может любить сладкое или, наоборот, соленое. Именно поэтому диетологи советуют готовить в период беременности только вкусную и полезную пищу, никаких острых и жирных блюд, только легкие и питательные, те, к которым тянет.

Начиная с четвертого месяца жизни внутри матери, малыш прекрасно осознает, что происходит во внешнем мире. Он начинает ощущать свою желанность, отношение к себе родителей, их отношения друг к другу. Тот, у кого негативный внутриутробный опыт, скорее всего перенесет эмоциональный дискомфорт в свою жизнь после рождения. Такие чувства остаются на всю жизнь. Вот почему так важно сконцентрироваться на своих ощущения во время беременности. Нет ничего важнее комфорта собственного ребенка, никакие жизненные неурядицы не стоят его страданий.

Источник

Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим, так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Беременная женщина и ее ребенок являются целостной симбиотической системой остающаяся таковой не только на момент вынашивания ребенка, но и после родов. Нормальным считается поддержание симбиотических отношений до трехлетнего возраста, более раннее или белее поздние их прерывание оказывает негативное влияние на психологическое развитие и здоровье ребенка и психическое здоровье матери (З. Фрейд, Э. Берн, Я.Л. Морено.)

Важность раннего общения матери и ребенка для психологической полноценности личности подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базисное доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь человека. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости. (17). З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери. (23). Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны.

Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “…большинство детей, которых “не ждали” в дальнейшем заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха” (13).

Моника Люкеш (Monica Lukesch), психолог из Константин Университета во Франкфурте, в результате наблюдения за двумястами женщинами в течение их беременности пришла к выводу, что отношение матери к ребёнку in utero – самый сильный фактор, влияющий на то, рождается ли ребёнок с нарушениями или нет. Все женщины, с которыми работала Моника Люкеш, принадлежали к одной социальной группе, все они имели одинаковый уровень интеллектуального развития, им был предоставлен пренатальный уход одного качества и в одинаковой степени. Единственное, что их различало, было их собственное отношение к ребёнку, которого они вынашивали, которое и сказалось соответствующим образом на их младенцах. Дети тех матерей, которые принимали перспективу рождения ребёнка, ожидали его с желанием, оказались гораздо более физически и эмоционально здоровыми как во время родов, так и впоследствии, чем дети матерей, которые не хотели этого ребёнка.

Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов (12). Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перинатальных отклонений соматического характера, чем у мальчиков. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в психическом развитии, вследствие стресса матери. Захаров обнаружил следующее:

n переживания из-за отношений с супругом, приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), у мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам 7 месяцев

n волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;

n состояния эмоциональной неудовлетворенности у беременной образуют стрессовый комплекс (повышенная раздражительность, нарушении сна, подверженности испугам и семейным переживаниям у ребенка);

n перегрузки в учебе или на работе в ходе беременности способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;

n нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек — быстрыми, стремительными родами.

А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается и на самом течении родов, порождая различные трудности. Ребёнок до рождения может воспринять и усилить даже самую незначительную эмоцию матери. Но он не может сформировать связь с матерью самостоятельно. Если мать эмоционально отгородилась от него, он не в силах справиться с ситуацией.

Интуитивный, бессознательный процесс, определяющий отношение матери к ребенку в некоторых источниках называется резонансом матери. Главным фактором, влияющим на его модальность, будет возможная психопатология матери, чья степень выраженности — из-за тесной сомато-психической связи между двумя организмами — может увеличивать вероятность заболевания у ребенка. По мнению Ф. Дольто особенно это относится к не интегрированным травматическим переживаниям самой матери «Все что мать не могла сказать словами ребенок будет выговаривать своим телом» ( ). Если мать настолько выведена из равновесия, что закрывается в своём горе, её ребёнок будет серьёзно страдать. Но если она продолжает общаться с ним и отношение её к нему остаётся положительным, ребёнок будет продолжать нормально развиваться.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1766; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10877 — | 8135 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Влияние опыта внутриутробных переживаний на дальнейшую жизнь и развитие ребенка

Приходит женщина к мудрецу и просит совет о том,
как ей воспитывать своего ребенка?
Мудрец спрашивает: «Когда он родился?»
«Вчера!» — говорит женщина.
«Ты опоздала на девять месяцев», — отвечает мудрец.

1.

Беременность — это период, во время которого женщина вынашивает развивающийся в ее организме плод, вплоть до момента его рождения.

Выделяют три триместра беременности:

I триместр — от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12-ти недель беременности.

II триместр — от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем.

III триместр — от 28-ми до 40-ка недель, характеризуется окончательным внутриутробным ростом и созреванием органов и систем плода.

С медицинской точки зрения, самым не простым, является I триместр — период повышенной чувствительности зародыша, эмбриона и плода к воздействию повреждающих факторов.

Сложными периодами с психологической точки зрения считаются I и III триместры. В самом начале беременности женщина может испытывать страх и беспокойство: есть беременность или нет, как это воспримут близкие, будут ли они рады, будет ли принято ее настоящее состояние и будущее материнство, получит ли она необходимую поддержку и одобрение, готова ли она к этому и т.д. А также происходит процесс важного перехода в новое для женщины качество, который сопровождается личностными изменениями. В конце беременности женщина часто переживает за то, как пройдут роды, как родится ребенок, какой она будет матерью, как справится со всеми хлопотами. Часто женщина боится, нормален ли будет ребенок? Какова будет встреча с маленьким беспомощным и зависимым человечком? Готова ли она принять ответственность за новую жизнь и приспособиться к требованиям материнства? Так же, по мере приближения родов, обычно женщина испытывает все большую усталость.

В течение всей беременности, женщина испытывает частые смены настроения и физический дискомфорт. Ей приходится заново приспосабливаться к собственному изменяющемуся внутреннему миру и новой социальной роли. Не стоит забывать о том, что в течение всей беременности женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке и заботе значимых близких людей (мужа, матери и др.).

Таким образом, беременность — это динамическое состояние, не только вынашивания и рождения малыша, зарождения новой жизни, но и важный момент рождения матери из дочери своих родителей, а также рождение новой родительской пары (взаимоотношения внутри семьи тоже претерпевают перемены).

Несомненно, беременность, роды и материнство — это кризисные периоды в жизни женщины на пути к зрелости, возможному личностному росту, повышению самооценки, это переход женщины в новое качество, который заслуживает отдельного разговора. Однако сегодня давайте рассмотрим такой важный и таинственный аспект беременности, как пренатальное развитие будущего малыша. Что он чувствует внутриутробно, и как это может повлиять на его дальнейшую жизнь и развитие?
Много ли нам известно об этом?

2.

Еще с древних времен в разных традициях беременным женщинам и парам, ожидающим рождение малыша, предписывалось особое положение. К чувствам и ощущениям беременной женщины прислушивались и придавали им важное духовное значение. Значимость данного периода вписывалась в контекст будущей взрослой жизни человека. Для обеспечения наилучших условий внутриутробной жизни не рожденного ребенка разные народы создавали различные ритуалы и правила поведения беременной женщины. В древней Индии, к примеру, беременной женщине было предписано заниматься духовными практиками и радовать себя прекрасными видами природы, для благоприятного формирования внутреннего мира будущего младенца. А в Китае, отец проходил обряд знакомства со своим будущим ребенком, разговаривая с ним и рассказывая ему о себе.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года прописью

К 12-ти неделям беременности уже практически сложены все внутренние органы и ткани ребенка, которые впоследствии будут расти, развиваться и усовершенствоваться.

К концу третьего месяца ребенок уже чувствует прикосновения.

В 14-ть недель — хорошо слышит звуки материнского организма, речь и музыку извне. Он узнает голоса родителей, и ласковая речь, обращенная к малышу, его успокаивает. После рождения, он обязательно узнает голос матери, который будет действовать на него успокаивающе. Хорошо, когда в процессе беременности мама поет будущему малышу нежные песни. Спокойная классическая музыка усыпляет ребенка, а также подобные звуковые вибрации могут положительно влиять на интеллект будущего ребенка.

Важно, чтобы беременная женщина избегала резких криков, ссор и скандалов, а также негативных переживаний. Эмоциональное состояние матери передается ее малышу через кровеносную систему. У него так же, как и у матери, учащается дыхание и сердцебиение, если мама волнуется, переживает или боится.

Из современных исследований известно, что малыш обладает чувством вкуса и любит сладкое. Реагирует на физические травмы матери, ища спасения. Может запоминать слова и целые фразы, которые часто слышит. Реагирует на контакт через брюшную стенку — любит поглаживания и ласковые прикосновения. С 20-ти недель уже может проявлять свой характер, отворачиваясь, если ему что-то не нравится.

Таким образом, ориентируясь на современные исследования, мы можем думать, что, начиная с четвертого месяца беременности, будущий малыш уже по-своему сознает, что происходит вокруг.

Помимо некоторых установленных данных, мы имеет различные предположения относительно внутриутробного развития ребенка, которые позволяют нам думать о том, что развитие будущего малыша начинается задолго до его рождения.

3.

В настоящее время некоторые направления психологии (например, трансперсональная психология) рассматривают пренатальные переживания и процессы как основные в формировании психики человека.

В последние годы исследовано, что неблагоприятное состояние матери уже в период беременности влияет на формирование развития личности и адаптационных механизмов ребенка.

Приемная девочка была удочерена из дома малютки в восьмимесячном возрасте. Сейчас ей 3,5 года. Ребенок практически не разговаривает, скудный словарный запас соответствует годовалому малышу, фразовая речь отсутствует. Девочка проявляет агрессию к окружающим.

Из анамнеза нам известно, что патологии в родах не было, ребенок родился доношенным и физически здоровым. Биологическая мать случайно забеременела и буквально с первых месяцев беременности знала, что этот ребенок ей не нужен. В процессе беременности, биологическая мать думала о ребенке только как об обузе и помехе собственной жизни, ждала «избавления». Отказалась от ребенка сразу, ни посмотрев, ни взяв на руки.

Новые родители создают теплую и любящую атмосферу и занимаются с дочкой.

Быстрее всего с помощью любви, заботы и терпения, а также занятий со специалистами, данный ребенок преодолеет многие трудности к школьному возрасту, но опыт нелюбви собственной биологической матери, возможно, всегда будет иметь свои отголоски.

Многие авторы говорят о данном негативном влиянии. Человеческое развитие (по мнению Кренц И. и Х.), начинается с момента зачатия, следовательно, нарушения эмоциональных отношений с матерью могут повлиять на развитие личности уже внутриутробно, и таким образом внести свой вклад в предрасположенность к более поздней патологии. Они выделяют недостаток пренатальной привязанности (пренатальная травматизация), как возможный фактор риска (пренатальный стресс, женщина, думающая о ненужности беременности и ребенка, просто эмоционально недоступная, пренатальная депрессия и др.).

Психологическое состояние матери, видимо, является составляющей пренатальной окружающей среды ребенка. Особенно в течение определенных чувствительных фаз, данная среда может оказать такое влияние на пренатального ребенка, которое, возможно останется с ним на всю жизнь.

Сейчас существуют и применяются различные техники «возвращения» в перинатальный период, роды и младенчество с психотерапевтической целью. Опыт применения данных методик, позволяет рассуждать о том, что чувствует (чувствовал) не родившийся ребенок или младенец.

Мне известен, из подобной практики, пример всепоглощающего чувства одиночества, боли, страха, незащищенности и бессилия ребенка, мать которого не любила и, видимо, не хотела.

И мы не можем пока знать наверняка, что чувствует ребенок в утробе женщины, сомневающейся в его нужности или стойком непринятии будущего малыша и т.д., но такие примеры, заставляют нас серьезно задуматься об этом.

Ребенок взаимодействует с родителями еще до рождения. В этот период он уже способен испытывать ощущение эмоционального комфорта. И если это чувство не стало доминирующим в пренатальном периоде, то ощущение психологического дискомфорта будет преследовать его и в дальнейшем. Особенно ярко это ощущается в возрастные кризисы. Ребенок способен воспринимать отношение родителей к нему, отношение родителей друг к другу. Он испытывает комфорт или дискомфорт, запечатлевает ощущение собственной желанности, нуждается в общении и поддержке. Человек с негативным пренатальным опытом имеет скрытые психологические сложности во взаимодействии с окружающим миром.

Таким образом, мы видим, что пренатальные переживания становятся частью нашего бессознательного опыта, который в дальнейшем, может влиять на формирование личности и определять наш жизненный путь.

А некоторые ученые считают, что в данный момент мы уже можем говорить о том, что социальная ситуация развития ребенка, начинается не только до рождения ребенка, но даже до его зачатия.

Источник