Влияние сказок на нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние сказок на нравственное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Алла Малышева
Влияние сказки на нравственное воспитание детей

В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.

Н. А.Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы… Наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Будущему первокласснику недостаточно одного умения читать, считать, необходимо быть активным, сообразительным, но главное – ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от того, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.

В чем же сила и секрет воздействия сказки?

Использовались оптимальные методы и приемы, помогающие с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развить его восприимчивость и эмоциональность.

Были поставлены задачи с помощью сказки:

1. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить.

2. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

3. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; любовь к произведениям народного творчества.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

Необходимо было разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Для развития у детей умения слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представить образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса и петух»?», «Почему вы так решили?».

Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он тонет?»).

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Дети овладели приемами работы с мнемотаблицами, что значительно сократило время обучения и одновременно помогло решать задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления.

Детям нравится наш «Уголок сказки». Включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, старалась не нарушать общего развития сюжета игры.

Большое удовольствие доставляет детям инсценирование. Чтобы осознать необходимость работы над ролью, уметь передать сущность своего персонажа, учили детейвладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Интонацией – предлагала детям произнести предложение с различной интонацией, добиваясь выразительности речи.

2. Позами – сначала поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предлагала им позой изобразить кого-нибудь (например, клоуна, каратиста, балерину) и объяснить, почему они выбрали эту позу.

3. Жестами –начинала с простых заданий: как жестом показать состояние человека (я замерз, очень горячо, мне больно).

4. Мимикой – предлагала по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, сладкую конфету).

Удивительный сказочник Д.Родари совершенно справедливо утверждает следующее:

сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления и активного воспитания добрых чувств;

— телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

В решении перечисленных проблем призвана помочь книга

Л. Фесюковой «Воспитание сказкой», где она предлагает универсальную схему.Она выглядит следующим образом:

Название сказки

1. Нравственный урок

2. Воспитание добрых чувств

3. Речевая зарядка

4. Развитие мышления и воображения

5. Сказка и математика

6. Сказка и экология

7. Сказка развивает руки

Для чего необходим нравственный урок? На что нацеливает маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?

В сказке «Рукавичка» нравственныйурок раскрывала с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого – плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Следующий раздел – «Воспитание добрых чувств».Здесь нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.

Каким мы представляем себе доброго человека – подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать.

Обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то,что:

— учит детей сравнивать, сопоставлять;

— формирует привычки доказывать, что это так или иначе;

— ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;

Читайте также:  Цель раннего развития развить в ребенке

— упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

«Докажи, Что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке;

«Как бы ты поступил на месте?»;

«Какими движениями похвалить петушка?».

Часто использовалась тризовская игра «Хорошо-плохо», где разводили в стороны хорошие и плохие поступки и явления – это значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Проводились эксперименты в сказках, где менялось их содержание, проповедовались гуманизм и добро.

Например, сказка «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбу справляли? Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использовались карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется,условных:

— красный кружок – радуюсь;

— синий – жалко;

— желтый – хочу помочь;

— зеленый – справедливо;

— коричневый – несправедливо.

Развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Использовались разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).

— проигрывание ролей в парах.

Это помогло детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться.

Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

В нашем детскому саду есть Русская горница, где, накрывая столы, дети узнают, когда используются столешники, когда – скатерти, а когда – дорожки.Но неизменным остается одно: гостю – почетное место и лучшее угощение. Здесь царит атмосфера любви, доброты, заботы.

Покидая детский сад,дети твердо знают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться,но помни: «Делу время, потехе – час».Береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства».Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

Активизируя воображение ребенка, дети научились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появились не только знания и представления,но и новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

МО, г. Реутов, ул. Комсомольская, д.17 тел. факс 8(495)528-15-06

Сайт: www.ромашкаРФреутов e-mail: snv3103@mail.ru

Влияние русской народной сказки на социально-нравственное воспитание дошкольников

составитель:

музыкальный руководитель

Шиянова Юлия Владимировна

г.Реутов 2018

Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность

    2. Цели и задачи

    3. Классификация сказок и их специфика

    4. Противоречие

  2. Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников

2.2 «Сказка-ложь, да в ней намек…»

2.3 Выводы и итоги

3 .Заключение

4. Список литературы

1.Введение

1.1 Актуальность

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов

Сказки любят все дети, а также и взрослые. Значительно влияние этого сказочного жанра и его невозможно переоценить. Именно сказка дает представление детям об окружающем мире, учит нравственным нормам и жизненным закономерностям. С помощью художественных образов и яркому сказочному языку с самого младенчества прививается чувство прекрасного. Дети дошкольного возраста обучаются и развиваются в рамках своих народных традициях, приобщаются к народному творчеству. Поэтому народные сказки являются лучшим воспитателем каждого ребенка. Огромное значение сыграли русские народные сказки в воспитании нравственного и духовного мира воспитанника.

Русская народная сказка, несущая в себе долголетний опыт людей, постоянно оказывала благотворное воздействие на формирование детей дошкольного возраста: именно сказка помогает разрешить собственные трудности, учит различать где добро, а где зло, справляться с любыми жизненными преградами, учит настойчиво идти к собственной цели и всегда оставаться оптимистом. И все это вместе является развитием психологического состояния здоровья ребенка, что способствует моральному процветанию и жизненному успеху в дальнейшем.
Желательно, уже с самого раннего возраста закладывать основные ведущие принципы нравственности, а также способствовать развитию у детей нравственных значений, взаимоотношений к обществу.

Используемым материалом для создания русских народных сказок послужила жизнедеятельность людей: их борьба за благополучие, верования, нравы, и находящаяся вокруг них сущность. В верованиях людей существовало много предубеждённого и смутного. Данное беспроглядное и консервативное — результат нелегкого многознаменательного прошедшего рабочих. В основной массе  сказок отображены наилучшие особенности русского народа: усердность, способность, преданность в сражениях и труде, безмерная верность народу и отечеству. Олицетворение в русских народных сказках самых лучших качеств людей и сделало сказки результативным орудием передачи данных качеств с поколения в поколение. Непосредственно вследствие того, то что такие сказки показывают и отображают жизнедеятельность народа, его наилучшие особенности, воспитывают в растущем поколении данные особенности, народность как оказалось одной из отличительных черт данных сказок.

1.2 Цели и задачи

Объектом постоянного изучения и применения русской народной сказки в дошкольном образовательном учреждении является обогащение и развитие внутреннего мира каждого ребенка; формирование языковой культуры; приобщение к народным традициям;

Важные задачи сказок – это формирование и развитие добродушных чувств, доброты. Доброта нынче стала наиболее редким явлением в нашей повседневной жизни. Знаменитый учитель Ш.А.Аманашвили писал, что «именно чувство доброты соединяет основу высоконравственной целостности личности человека. Сопереживать и жалеть умеет лишь добродушны человек. Такому человеку не свойственно не ценить людей. Он не может быть  завистливым, наглым, грубым и невоспитанным. Он не может не являться честным и заботливым. В этом случае чувство доброты считается основанием для развития всех положительных качеств человека».

1.3 Классификация сказки

Существуют несколько видов сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые и сказки смешанного типа.

Самыми любимыми детьми сказками стали сказки о животных. В них все животные персонажи не похожи на реальные. Они разговаривают, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, зачастую становятся лучшими друзьями человека в сказке.

К волшебным сказкам мы относим те сказки, которые наполнены волшебством, приключениями, героизмом. Чудеса в таких сказках происходят постоянно. Здесь допустимы всякие «превращения» и «колдовство». На примере сказки «Снегурочка» можно увидеть процесс превращения из снежной девочки в настоящую, живую. В другой сказке один персонаж превращается сначала в муху, затем в комара, ну и наконец в шмеля. Волшебство, да и только!

Читайте также:  Центр развития ребенка в ясенево

Бытовые сказки, в основном построены на взаимоотношениях главных героев, и как правило, эти герои имею прямо противоположные характеры. Если брать примеры таких героев, то ими станут хитрая лиса и глупый козел из сказки «Лиса и козел»; глупый заяц и умный еж из сказки «Заяц и еж»; работящая и добрая падчерица и ленивая, злая родная дочь мачехи в сказке «Морозко». Дети в ходе разговора с легкостью отвечают на нравственный вопрос «что хорошо и что плохо».

Сказка сама по себе уже является противоречием реальной жизни. В жизни животные не действуют как люди, не разговаривают человеческим голосом, не пытаются построить общий дом-теремок и не обладают творческими способностями. Противоречит природе и то, как в иных сказках чудесным образом появляются дети или другие члены семьи героев например, Снегурочка или Колобок. Известный богатырь русских сказок-былин Илья Муромец легко расправляется с войском врагов, Змеем-Горынычем, один захватывает в плен Соловья-разбойника. Обычный человек, конечно, не смог бы в одиночку победить своих врагов, но это же сказочный герой. И мы верим в его силу, восхищаемся и гордимся им. Однако любимым персонажем русских народных сказок является почему-то Иванушка-дурачок. Он сметливый, сообразительный, не лишен юмора и целеустремленный борец за добро и справедливость. И оружия-то ни какого у него нет….Яркий пример противоречия-сказка «Курочка-Ряба». Дед с бабой били-били яйцо, но у них ничего не получалось, а когда мышка случайно его разбила, они стали плакать. Да и утешения курочки-Рябы сомнительны: она пообещала снести им вместо простого золотое яйцо. Уж его-то дед с бабой точно не разобьют! Таким образом, мы можем видеть противоречия почти в каждой сказке. Дети с легкостью отмечают такие неправдоподобные моменты и с радостью их принимают. Их завлекает то, что они необычные и непохожие на то, что уже известно о настоящих животных, птицах. Здесь и зарождаются самые основные представления о добре и зле, героизме и трусости, доброте и жадности, хитрости и прямодушии- все это оставляет свой отпечаток в сознании детей и дают возможность детям об элементарных нормах поведения.

2 Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников с помощью сказки

Устное народное творчество являлось и является до сих пор наиболее значимым средством в воспитательным процессе, отработанным и проверенным народом в течении многих лет. За многовековой опыт жизнь и народная практика воспитания доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка сформированы друг для друга, они неразделимы и по этой причине ознакомление со сказками русского народа обязано безусловно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Такие высоконравственные категории, как плохо и хорошо, добро и зло, что можно, а что нет, разумно формировать своим принадлежащим образцом, а также с поддержкой русских народных сказок. 

В отличие от других сказок в русской народной сказке отсутствует какое-либо прямое наставление детям, где обязательно дети слушаются своих родителей, почитают старших, а также им запрещено выходить из дома без разрешения своих родителей. Именно эти сказки в своем содержании постоянно имеют такой урок, который дошкольники постепенно воспринимают, не раз возвращаясь к главному замыслу произведения.

Русские народные сказки утверждают детей дошкольного возраста в верных взаимоотношениях к обществу. Тянет репку сначала дед, потом баба, к ним присоединяется их внучка, собака Жучка, кошка тянут-потянут, а вытащить никак не получается. И только с помощью мышки они вытянули репку. Безусловно, высокохудожественное значение данной сказки будет понятным ребенку, как только он немного подрастет. Только в более старшем возрасте ребенку раскроется весь смысл и задумка этой иронической сказки и он посмотрит на нее с разных сторон.

К примеру всем известная сказка «Курочка-ряба» несет в себе немаловажную идею для воспитания ребенка. Снесла курочка яичко, рядом пробегала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стали дед и баба плакать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились. Столько шума из ничего! Из-за разбитого яйца. Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Сказка «Рукавичка» расскажет детям о сочувствии друг к другу и научит ребенка доброте; в сказке «Зимовье зверей» показано как нужно правильно дружить; что такое жадность расскажет сказка «Два жадных медвежонка»; как любить труд и быть терпеливее показано в сказках «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка»; выходить из трудной жизненной ситуации дошкольникам поможет сказка «Маша и медведь»; трогательная забота о близких раскрыта в сказке «Бобовое зернышко».

Между сказкой и пословицей, или поговоркой можно уловить связь, которая носит нравственный урок.

Пословица поговорка

«Гуси-Лебеди»

«Слезами горю не поможешь»

«Рукавичка»

«В тесноте, да не в обиде»

«Морозко»

«Мир не без добрых людей»

«Крошечка-Хаврошечка»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Зимовье»

«Там где дружат-живут, не тужат»

«Лисичка со скалочкой»

«Как аукнется, так и откликнется»

На занятиях полезно давать детям такие творческие задания, которые изменяют ход повествования, а также полезно дошкольникам выдумывать различные концовки на свой лад, но с положительным итогом. Главный герой меняется в лучшую сторону, добро побеждает зло и зло наказано, но в пределах разумного. Занятия такого плана дают детям возможность понять, что все можно изменить к лучшему и договориться по-доброму. К примеру, если изменить концовку в сказке «Лиса и кувшин», ребята понимают, что брать чужое это не только не красиво, но и нельзя этого делать вообще без разрешения хозяина. Полезно также проводить некоторые упражнения, которые помогают детям приобретать определенные умения и навыки, носящие социально-воспитательный характер: умение договариваться друг с другом и чем-то делиться, а также помогать ближнему-все эти умения возникают на основе содержания русских народных сказок. Благодаря этому, сказка стала мощным инструментом социально-нравственного воспитания дошкольников. Дети взаимодействуют с окружающим миром; развиваются творческие способности каждого ребенка; развивается характер воспитанников; улучшается социально-эмоциональная сфера.

Читайте также:  Периодизация психического развития ребенка предполагает

2.2. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»так сказал когда-то великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Эти слова имеют свою актуальность и по сей день. Она является незаменимой помощницей родителей в воспитании своих детей. Чем раньше мы приучаем своих детей слушать сказки, тем раньше у них развивается такое понятие как человечность. Ребенок учится сострадать, радоваться, понимать и слушать других, а также мечтать. Где же сбываются все загаданные желания и мечты наших детей? Конечно же, в той самой волшебной стране, под названием сказка. Сказка помогает детям, а иногда и взрослым пофантазировать. Как бы я поступил, попадись мне в руки золотая рыбка? Кем бы я стал, на месте того или иного сказочного героя? Но и много других вопросов, на которые мы находим ответы в сказках.

С помощью сказки дети могут осознать свои проблемы и придумать несколько вариантов их решения. Таким образом, благодаря широкому применению народного творчества в педагогике у детей формируется здоровая психика, сказка дает надежду, успокаивает, обещает хороший конец. Малыши учатся с помощью сказки различным формам поведения. Вот, к примеру, «Колобок» дает ответ на вопрос, весьма важный для детей: как далеко можно уходить от мамы: на один шаг – недалеко; на два шага – интересно; на три шага — не страшно; на четыре – могут потерять. Сказка «Репка» учит взаимопомощи: не справляешься один – зови друзей и родственников.
Для дошкольника сказка – это история о повзрослении. Старшему дошкольнику разрешается гораздо больше, чем маленькому, и у него просыпается желание стать взрослым еще быстрее. Невольно сопоставляя себя с героями сказок, малыш и взрослеет-то вместе с ними. Так, если в начале сказки Иванушка-дурачок – инфантильный и наивный, как ребенок, ничего не умеет, то в конце ее Иван-Царевич – герой, победивший Кащея Бессмертного. И этот Иван, справившийся с врагами, уже возмужавший, поумневший, и, самое главное, — повзрослевший.

Для привлечения внимания дошкольников в различных сказках используются присказки или концовки. Присказка обычно имеет мало отношения к содержанию. Вот, скажем, образец присказки: «Из-за леса, из-за гор едет дядюшка Егор. Сам на кобыле, жена на корове, детки на телятах, внучки на козлятах». Самобытность, юмор этого вступления заинтересовывает слушателей-детей, и впоследствии поддерживается уже сюжетом повествования.  Концовки, завершающие народные сказки, вроде «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», то же имеют значение: они оповещают слушателей, что сказка окончена. Присказки и концовки хоть и не являются обязательным атрибутом всех сказок, но все же свидетельствуют о мудрости и таланте народных сказителей.

2.3 Выводы и итоги

В сказке предстают перед ребенком образцы добра и зла, честности и коварства, храбрости и трусости; закладывается верное отношение к старшим, к ровесникам и себе, к своим действиям, работе, окружающему миру и т.д. Лучшие образцы народного творчества формируют у детей нравственное отношение к реальной жизни, представляют собой правила позитивных норм поведения и в настоящем, и в будущем.

3 Заключение

Дошкольников привлекают народные сказки тем, что в них воображаемая жизнь очень похожа на реальную, каждый персонаж имеет своеобразный характер, в них действуют отважные и трусливые, скромные и кичливые, милосердные и равнодушные… Слушая или читая сказки, дети приобретают представления и знания о мире, взаимодействии людей, их характерах, поступках, традициях, быте, песнях, танцах, нарядах, кушаньях, а также сложных жизненных ситуациях.

Нравственный вывод — это основная польза сказки. Она учит уважать мнение старших, впитывать их житейский опыт, знание жизни. Кроме того, дошкольники узнают из содержания текстов много чего полезного, например: на масле не варят, а жарят, из одного топора невозможно сварить кашу, добро, как правило, аукнется добром. Устное народное творчество издавна призвано воспитывать подрастающее поколение, из уст в уста, от сердца к сердцу передавать многовековой опыт наших предков. Практика народной жизни убедительно продемонстрировала непреходящую сущность сказок.

В область задач воспитателей и педагогов дошкольного образования входит обучение детей осознанно относиться к собственным чувствам, к миропониманию, другими словами, помогать развитию собственного самосознания ребенка, а также прививать навыки владения чувствами посредством русской народной сказки.  Основы морали и нравственности преподанные ребенку в детстве являются залогом того, что в будущем наше подрастающее поколение станет еще справедливей, добрее, отзывчивее и научится с достоинством преодолевать все жизненные преграды, а также научится быть способным отстаивать собственные интересы и интересы своих родных, т.е. быть значимым человеком в социальном обществе.

Список использованной литературы

Литература.

1. Учебное пособие для педагогических училищ «Детская литература» Москва «Просвещение» 1989г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №   5. 2005г. №   8. 2005г.

3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Изд-во АСТ 2000г.

4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» Линка-Пресс 2003г.

5. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Дошкольное воспитание № 1 2005г.

6. Ершова О.А. «Программа развития и обучения дошкольника» Изд.Дом «Нева» 2003г.

Источник