Влияние сказки на нравственное развитие ребенка

Влияние сказки на нравственное развитие ребенка thumbnail

Алла Малышева
Влияние сказки на нравственное воспитание детей

В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.

Н. А.Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы… Наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Будущему первокласснику недостаточно одного умения читать, считать, необходимо быть активным, сообразительным, но главное – ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от того, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.

В чем же сила и секрет воздействия сказки?

Использовались оптимальные методы и приемы, помогающие с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развить его восприимчивость и эмоциональность.

Были поставлены задачи с помощью сказки:

1. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить.

2. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

3. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; любовь к произведениям народного творчества.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

Необходимо было разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Для развития у детей умения слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представить образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса и петух»?», «Почему вы так решили?».

Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он тонет?»).

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Дети овладели приемами работы с мнемотаблицами, что значительно сократило время обучения и одновременно помогло решать задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления.

Детям нравится наш «Уголок сказки». Включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, старалась не нарушать общего развития сюжета игры.

Большое удовольствие доставляет детям инсценирование. Чтобы осознать необходимость работы над ролью, уметь передать сущность своего персонажа, учили детейвладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Интонацией – предлагала детям произнести предложение с различной интонацией, добиваясь выразительности речи.

2. Позами – сначала поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предлагала им позой изобразить кого-нибудь (например, клоуна, каратиста, балерину) и объяснить, почему они выбрали эту позу.

3. Жестами –начинала с простых заданий: как жестом показать состояние человека (я замерз, очень горячо, мне больно).

4. Мимикой – предлагала по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, сладкую конфету).

Удивительный сказочник Д.Родари совершенно справедливо утверждает следующее:

сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления и активного воспитания добрых чувств;

— телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

В решении перечисленных проблем призвана помочь книга

Л. Фесюковой «Воспитание сказкой», где она предлагает универсальную схему.Она выглядит следующим образом:

Название сказки

1. Нравственный урок

2. Воспитание добрых чувств

3. Речевая зарядка

4. Развитие мышления и воображения

5. Сказка и математика

6. Сказка и экология

7. Сказка развивает руки

Для чего необходим нравственный урок? На что нацеливает маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?

В сказке «Рукавичка» нравственныйурок раскрывала с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого – плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Следующий раздел – «Воспитание добрых чувств».Здесь нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.

Каким мы представляем себе доброго человека – подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать.

Обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то,что:

— учит детей сравнивать, сопоставлять;

— формирует привычки доказывать, что это так или иначе;

— ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;

— упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

«Докажи, Что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке;

«Как бы ты поступил на месте?»;

«Какими движениями похвалить петушка?».

Часто использовалась тризовская игра «Хорошо-плохо», где разводили в стороны хорошие и плохие поступки и явления – это значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Проводились эксперименты в сказках, где менялось их содержание, проповедовались гуманизм и добро.

Например, сказка «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбу справляли? Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использовались карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется,условных:

— красный кружок – радуюсь;

— синий – жалко;

— желтый – хочу помочь;

— зеленый – справедливо;

— коричневый – несправедливо.

Развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Использовались разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).

— проигрывание ролей в парах.

Это помогло детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться.

Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

В нашем детскому саду есть Русская горница, где, накрывая столы, дети узнают, когда используются столешники, когда – скатерти, а когда – дорожки.Но неизменным остается одно: гостю – почетное место и лучшее угощение. Здесь царит атмосфера любви, доброты, заботы.

Покидая детский сад,дети твердо знают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться,но помни: «Делу время, потехе – час».Береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства».Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

Активизируя воображение ребенка, дети научились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появились не только знания и представления,но и новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям.

Источник

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ г.Астрахани «СОШ №71»

Демина А.В.

Влияние сказки на духовно — нравственное развитие ребенка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию школьника — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. 

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, с взрослыми. Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей. Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах. Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма, формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. 

Отрывок урока литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка Лиса и журавль»

Работа в группах, направленная на духовно-нравственное развитие ребенка

Уч.-

У каждой группы ,на листочках, 3 пословицы. Задание , выбрать одну пословицу или поговорку, подходящую именно к этой сказке.     

  • Друзья познаются в беде.

  • Каков гость, таково и угощение.        

  • На что и звать, коли нечего дать.

  • Каков мастер, такова и работа.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • Не потчуй меня тем, что я не ем.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

— Ребята, у вас было задание придумать продолжение сказки со счастливым концом, так чтобы наши герои помирились!

IV.  Обобщающая беседа.

Учитель: — Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

Ученик: — Положить кашу в глубокую тарелку.

Учитель: — А как журавль должен был угостить лису?

Ученик: — Налить окрошку в глубокую тарелку.

Учитель: — Так почему распалась дружба лисы с журавлём?

Ученик: — Не умеют дружить.

Учитель: — Чему учит сказка?

Ученик: — Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

Источник