Влияние школы на развитие личности ребенка в педагогике

Влияние школы на развитие личности ребенка в педагогике thumbnail

Виктория Мельникова
Ребёнок и педагог. Формирование личности

Ребёнок и педагог. Формирование личности.

Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.

В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности.Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.

Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.

Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.

Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.

Что же такое личность?

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.

Читайте также:  Влияние игры развитие ребенка дошкольного возраста

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

• Во-первых, поскольку деформациив развитии есть в следствие комплекса причин:

-отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

-неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

-асоциального окружения.

Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.

• Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

• В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

• В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.

Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

Читайте также:  Методики развития речи ребенка 2 лет скачать

Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.

Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.

Источник

Роль педагога в формировании личности

учащегося

ПЛАН

1. Педагог — движущая сила развития ребенка

2. Взгляд ребенка на педагога

3. Личность ребенка

4. Профессиональный рост педагога

5. Задачи педагога

6. Воспитание и личность

7. Педагог — старший товарищ

«Хороший учитель — это счастливый учитель».

А. П. Крупенин.

Роль педагога в формировании личности

учащегося

Роль педагога в формировании личностных качеств учащегося огромна. Наверное, мало кто из учителей не согласится с этим. Но как часто мы помним об этом в процессе повседневной работы с детьми? Иногда мы об этом вообще забываем. Зачастую мы видим такую ситуацию: прочитав длинную нотацию с правильными и красивыми словами, педагог тут же начинает разговаривать с коллегой «по-свойски», высказывает свое мироощущение, показывает свои ценности. Ребенок видит это несоответствие, лицемерие и ханжество и начинает воспринимать слова учителя как «пустой звук».

«Двойная мораль» неуместна в воспитании: «тебе нельзя, а мне — можно».

Взрослый человек, в частности педагог, способен оказать положительное влияние на ребенка посредством своей личности только в том случае, если желаемые качества «выращены» в нем самом, являются сутью его природы.

Дети видят педагога насквозь. Они очень чутки и внимательны. Очень интересный случай описал В. А. Сухомлинский: «… Удивительная, непонятная вещь: мой требовательный, непокорный, резкий и прямолинейный в суждениях подросток замечал во мне недостатков в сто раз больше, чем я мог обнаружить в себе сам. Вот отрывок из дневника ученика: «… Учитель мой страдает «толстокожестью» при восприятии явлений окружающего мира. На его глазах мальчик обидел девочку. Он смотрит на обидчика спокойно, равнодушно. Он говорит девочке: «Придется поговорить с обидчиком. Поговорю завтра. Пусть он повторит слова, которыми тебя обидел». Проходит день, второй, учитель где-то в глубине сознания хранит мысль о том, что с обидчиком нужно поговорить. Но это только ленивая как сонный кот мысль. А обидчик в это время говорит девочке: «Ничего мне не будет. Учителя забывают о поступках своих воспитанников. Надоедает им, учителям, водиться с нами».

Мой учитель неделю назад положил на стол книжку, которую ему нужно прочесть. Каждый раз, садясь за стол, он поглядывает на книжку и принимается за что-то другое. А вчера поставил ее на полку»

Мы видим, что ребенок, подросток видит больше, чем мы думаем. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят «на расстоянии»: он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебой и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В статье «три элемента школы» К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника, истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие педагоги. А. С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К. Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: « Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».

Читайте также:  Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка

Учителю необходимо постоянно расти. Выделяют следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Обратившись к анализу содержания педагогического труда, Д. И. Писарев увидел в педагогической деятельности «обаятельную работу, за которую может приняться с удовольствием и с пользой для самого себя светлый и деятельный ум». Это творческий труд, требующий постоянного пополнения знаний, совершенствования своего мастерства. Вот почему Писарев полагал делом всех учителей и гимназической администрации постоянно следить за развитием педагогики, выписывать все лучшие отечественные и зарубежные педагогические журналы.

Писарев сформулировал задачи, которые необходимо решить учителю в руководстве учебным трудом школьников, если он хочет добиться положительных результатов и морального удовлетворения в работе. Прежде всего, нужна система продуманных упражнений для укрепления и развития умственных способностей учащихся, нужны такие методы обучения, которые способствовали бы как успешному усвоению знаний, так и развитию мыслительных способностей детей. Писарев солидаризируется с К. Д. Ушинским, осуждавшим ту методику, при которой учитель рассказывает, а ученики только слушают.

Другой необходимой задачей учителя Д. И. Писарев систематическую работу по развитию интереса детей к знаниям. Искусство учителя, по Писареву, состоит в том, чтобы разбудить в детях влечение к работе, создать условия, в которых бы сами дети в процессе самостоятельной деятельности почувствовали на себе благотворное влияние умственного труда.

Эти взгляды Писарева тесно перекликаются с современными, когда учителя видят партнером, другом, создающим условия для развития и воспитания ученика. Актуальная позиция педагога: рядом (не «над» и не «под»). Педагог обеспечивает ребенка информацией, обеспечивает ему свободу выбора, вводит его в разнообразие окружающего мира. Ребенок учится сам, а учитель — это старший товарищ, друг. Он поддерживает, помогает.

Прежде чем воспитывать, педагогу необходимо определить для себя: что такое воспитание?

Если мы формируем личность, то, что такое личность? Какие личностные качества необходимо формировать в наше время?

Существует много определений. Например, Ю. В. Василькова, Т. А. Васильков говорят так: «Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни».

Также необходимо ответить на вопрос: что такое личность?

Например, философский энциклопедический словарь С. С. Аверинцева дает такое определение:

Личность это:

1. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;

2. Индивидуальный носитель этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Педагогу также необходимо ответить и на многие другие вопросы.

Например, на вопрос о цели воспитания. Вот как характеризует цель воспитания одна из английских школ: «Наша главная воспитательная цель — понимать природу маленького ребенка (его чувства, мысли, процесс развития). Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое окружение, которое способствовало бы развитию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям».

Все это показывает важную роль педагога в формировании личности учащегося. Педагогу необходимо быть глубоким, духовно богатым человеком.

В своей книге «Эффективный учитель» Крупенин А. Л. говорит: «Хороший учитель — это счастливый учитель»; «… Счастливый учитель — принц. Основная задача любого учителя — стать самому принцем и создать условия, позволяющие двигаться по пути к принцам его ученикам. Только в таких условиях учитель может персонализироваться в школьниках, и только в таких условиях они могут действительно чему-то научиться: потому что им не нужно будет тратить время и силы для построения стратегий защиты от этого кошмарного человека, дающего невыполнимые задания и требующего железной дисциплины».

Такой педагог как Е.Е. Кравцова рассматривает воспитание как процесс взаимодействия педагога и ребенка. Ребенок — активный субъект деятельности. Он движущая сила собственного развития. Ребенок и педагог взаимно обогащают друг друга своими субкультурами. Взрослый лишь старший товарищ, готовый прийти на помощь, когда ребенку становится трудно. Он не подавляет ребенка, не навязывает ему свою точку зрения. Педагог создает условия для адаптации в окружающем мире. Создание условий — главная задача педагога.

Педагог — это активная самостоятельная, постоянно совершенствующаяся личность.

Главная сила педагога в постоянном, непрерывном самосовершенствовании.

Список используемой литературы.

1.) Василькова В. Ю. Василькова Т. А. «Социальная педагогика», М; А; 2001 г.

2.) Занков Л. В. «Избранные педагогические труды», М; 1996 г.

3.) Крупенин А. Л. Крохина И. М. «Эффективный учитель», Ростов н/Д; 1995 г.

4.) Писарев Д. И. «Педагогическая библиотека», М; П; 1984 г.

5.) Сухомлинский В. А. «Рождение », М; 1979 г.

6.) Харламов И. Ф. «Педагогика», Минск; 2000 г.

7.) Аверинцев С. С. «Философский энциклопедический словарь», М; с/э; 1989 г.

11

Источник