Влияние семьи на развитие речи ребенка консультация для родителей
Консультация для родителей
«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит
в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь
помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает
огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти
время, чтобы малыш начал говорить.
Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда — это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.
Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.
Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.
Итог.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:
1. Быть психически и соматически здоровым;
2. Иметь нормальные умственные способности;
3. Иметь полноценный слух и зрение;
4. Обладать достаточной психической активностью;
5. Обладать потребностью в речевом общении;
6. Иметь полноценное речевое окружение.
Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.
Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:
— Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;
— В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;
— Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;
— Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;
— Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку
Итак, блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения
Итак, перед взрослыми стоит цель:
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;
• в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
• в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются
в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Всегда помните – благополучие малыша
целиком и полностью зависит от родителей!
Источник
Диана Никульникова
Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»
Консультация для родителей:
«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»
Семья для ребенка – это его первая школа. Общение с родителями, бабушками и дедушками изначально закладывает в ребенке его будущее. Каким оно будет, как ребенок войдет в самостоятельную жизнь во многом зависит от родителей, от климата в семье. Любовь родителей, их постоянная забота и внимание, уделяемые малышу – основа его внутреннего развития. В семье, где царит доброжелательная атмосфера, дает ребенку чувство уверенности, защищенности, способствует позитивному восприятию мира.
С самого рождения ребенок прислушивается к окружающим звукам, реагирует на голоса, различает их. Благоприятная обстановка в семье создает среду для формирования будущей личности. Общение в семье должно занимать первое место в воспитании ребенка и развитии его речи. В семье, где богатый духовный мир, где ребенку уделяется много внимания и заботы, созданы все условия для того, чтобы у него постоянно повышался его интеллектуальный уровень, формировалась грамотная речь и способность к дальнейшему совершенствованию, как личности.
Но, к сожалению, существует и негативный опыт развития малыша. Когда в семье создается дефицит общения, когда ребенку уделяют минимум внимания – кроме как одеть, накормить, уложить спать и т. п., ребенок замыкается, становится обидчивым, зачастую агрессивным, общение с окружающими постепенно становится ему не интересно. Бытовые проблемы, работа зачастую удаляют нас от ребенка, а ему в этот начальный период жизни, как никогда необходимо именно общение, именно наша забота и внимание. Ещё хуже ситуация в тех семьях, где «жесткая» обстановка, состоящая и конфликтов, постоянных перебранок и прочего негатива. Такая обстановка способствует тому, что у детей создается постоянное чувство страха, подавленности и ненужности. Очень ранимая психика ребенка получает в данной обстановке тяжелую эмоциональную травму. Все это является подавляющим фактором в развитии речи и интеллекта ребенка. Если в семье на ребенка сыплются только отдельные реплики типа: «Отстань», «Замолчи», «Иди сам поиграй», то о каком развитии может идти речь?
Много зависит и от образованности самих родителей. Ребенка, который не видит, что родители читают, обсуждают что-то, дискутируют на какие-либо темы, очень трудно будет приучить к чтению, развить в нем интерес не только к книгам, но и к стремлению познать окружающий мир.
Отдельно хочется остановиться на таком «печальном» факторе, как просмотр ребенком телевизионных передач. Во многих семьях ребенок гораздо больше сидит у телевизора, чем общается с родителями. Это, как считают многие, «безопасное» занятие хранить в себе много печальных последствий. Развитие речи ребенка серьезно тормозится. Их речь бедна, она сплошь напичкана фразами из мультиков, зачастую, примитивных. Экран телевизора часто вытесняет такие формы общения, как сказки, колыбельные песенки и просто диалоги с ребенком. Ребенок, который проводит в среднем у телевизора около 2-4 часов в день, в дальнейшем может серьезно отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Об это нужно помнить всем родителям.
Очень важно научиться слушать ребенка. Когда малыш пытается что-то объяснить, зачастую торопясь, не находя сразу нужных слов, не надо говорить ему: «Отстань, потом расскажешь». Ведь это серьезно ударяет по его самолюбию. Ребенок обижается, даже может проявить агрессию. Родителям крайне необходимо научиться выслушивать ребенка до конца, вникать в то, что он говорит, дать ему понять, что вам тоже это интересно, что вы сопереживаете ему и готовы всегда обсудить с ним затронутую им тему. В таком общении обогащается словарный запас ребенка, он учится правильно излагать свои мысли, иметь свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Подводя итог, в заключении можно выделить основные направления правильного развития речи ребенка, берущие свое начало именно в семье:
1. Необходимо наладить позитивный эмоциональный климат в семье, оградить ребенка от конфликтов, ссор и семейных перепалок, сформировать благоприятную для него атмосферу;
2. Снизить до минимального «общение» ребенка с телевизором и компьютером. Вы, а не они должны занимать большую долю времени общения с малышом.
3. Повышать свой интеллектуальный уровень. Это позволит и ребенку «тянутся» за вами в получении новых знаний, развитии своих способностей и склонностей.
4. Всегда стараться найти время на общение с ребенком, уделять ему больше внимания, даже не смотря на загруженность в работе, различные жизненные неурядицы и прочее.
И последнее – не существует какой-то универсальной, «шаблонной» методики воспитания и развития ребенка, его речи и мышления. Каждый родитель должен понимать, что только любовью, лаской, позитивным личным примером и, конечно же, постоянным общением с ребенком, можно вырастить грамотного, всесторонне развитого человека.
Источник
Анна Блохина
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка»
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно впервые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром.
Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступлении в школьную жизнь.
И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто по чаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.
Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложно становится доступным.
Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот.
Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.) особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15 – 20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении звуков.
Картавость, шепелявость становятся привычными. Что не допустимо!
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно — логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Предлагаю поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Отбирая материал, я учитывала и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.
Вот некоторые рекомендации:
«Игры на кухне»
игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
• «Помогаю маме» Малыш крутится возле вас, предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• «Волшебные палочки» Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
• «Давайте искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
• «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие2, «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.
• «Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. «
«По дороге из детского сада (в детский сад)»
• «Я заметил» Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
• «Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. «
«В свободную минутку»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
• «Перепутаница» «Жили — были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр. «
Игра на обогащение словаря ребенка.
• «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
• «Упрямые слова» Расскажи ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. «. Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях — ответах.
«Подвижные игры».
• «Игры с мячом» «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда, а в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. «
• «Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Главное! Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!
Источник