Влияние семьи на развитие ребенка роль патронажной службы

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

 

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

 

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Источник

Влияние   семьи  на  развитие  ребенка

Семейное  воспитание  более  эмоционально  по  своему  характеру,  чем  любое  воспитание,  ибо  «проводником»  его  является  родительская  любовь  к  детям,  вызывающая  ответные  чувства  детей  к  родителям.

Семья  как  основа  чувства  безопасности

Отношения  привязанности  важны  не  только  для  будущего  развития  взаимоотношений – их  непосредственное  влияние  способствует  снижению  чувства  тревоги,  возникающего  у  ребенка  в  новых  или  в  стрессогенных  ситуациях.  Так,  семья  обеспечивает  базисное  чувство  безопасности,  гарантируя  безопасность  ребенка  при  взаимодействии  с  внешним  миром,  освоение  новых  способов  его  исследования  и  реагирования.  Кроме  того,  близкие  являются  для  ребенка  источником  утешения  в  минуты  отчаяния  и  волнений.

Читайте также:  Карта развития ребенка для детсада

Модели  родительского  поведения

Дети  обычно  стремятся  копировать  поведение  других  людей  и  наиболее  часто  тех,  с  которыми  они  находятся  в  самом  близком  контакте.  Отчасти,  это  сознательная  попытка  вести  себя  так  же,  как  ведут  себя  другие,  отчасти,  это   неосознанная  имитация,  являющаяся  одним  из  аспектов  идентификации  с  другими.

Аналогичные  влияния  испытывают  и  межличностные  отношения.  В  этой  связи  важно  отметить ,  что  дети  учатся  у  родителей  определенным  способом  поведения ,  не  только  усваивая  непосредственно  сообщаемые  им  правила  ( готовые  рецепты),  но  и  благодаря  наблюдению  существующих  во  взаимоотношениях  родителей  моделей  (примера).  Наиболее вероятно,  что  в  тех  случаях,  когда  рецепт  и  пример  совпадают,  ребенок  будет  вести  себя  так  же,  как  родители.

Семья  и  приобретение  жизненного  опыта

Влияние  родителей  особенно  велико  потому,  что  являются  для  ребенка  источником  необходимого  жизненного  опыта.  Запас  детских  знаний  во  многом  зависит  от  того,  насколько  родители  обеспечивают  ребенку  возможность  заниматься  в  библиотеках,  посещать  музеи,  отдыхать  на  природе.  Кроме  того ,  с  детьми  важно  много  беседовать.

Дети ,  жизненный  опыт  которых  включал  широкий  набор  различных  ситуаций  и  которые  умеют  справляться  с  проблемами  общения,  радоваться  разносторонним  социальным  взаимодействиям,  будут  лучше  других  детей  адаптироваться  в  новой  обстановке  и  положительно  реагировать  на  происходящее  вокруг  перемены.

Дисциплина  и  формирование  поведения

Родители  влияют  на  поведение  ребенка,  поощряя  или  осуждая  определенные  типы  поведения,  а  также  применяя  наказания  или  допуская  приемлемую  для  себя  степень  свободы  в  поведении  ребенка .  В  детстве  именно  у  родителей  ребенок  учится  тому,  что  ему  следует  делать,  как  вести  себя.

5     Общение   в  семье

Общение  в  семье  позволяет  ребенку  выработать  собственные  взгляды,  нормы,  установки,  и  идеи.  Развитие  ребенка  будет  зависеть  от  того,  насколько  хорошие  условия  для  общения  предоставлены  ему  в  семье,  развитие  также  зависит  от  четкости  и  ясности  общения  в  семье.

Проблемы  детско – родительских  отношений  и  благополучия  ребенка  в  семье

Ребенок  в  своем  развитии  проходит  через  определенные  стадии,  у  каждого  этапа  свои  специфические  задачи,  особенности  и  трудности.  Дети  в  семье  —  дополнение,  обогащение  жизни  двух  людей,  связавших  себя  узами  брака.  Ребенку  нужны  оба  родителя —  любящие  отец  и  мать.  Отношения  между  мужем  и  женой  имеют  громадное  влияние  на развитие  личности  ребенка. Конфликтная,  напряженная  обстановка  делает  ребенка  нервным,  плаксивым,  непослушным,  агрессивным.  Трения  между  супругами,  как правило,  травмирующее влияют  на  ребенка.

Два  стиля  родительского  воспитания.

Демократический – характеризуется следующим:  высокая  степень  вербального  общения  между  родителями  и  детьми, включенность  детей  в  обсуждение  семейных  проблем,  успешность  ребенка  при  готовности  родителей  всегда  прийти  на  помощь,  стремление  к  снижению  субъективности  в  видении  ребенка.

Контролирующий – предполагает  существенные  ограничения  поведения  ребенка  при  отсутствии  разногласий  между  родителями  и  детьми  по  поводу  дисциплинарных  мер,  четкое  понимание  ребенком  смысла  ограничений.  Требования  родителей  могут  быть  достаточно  жесткими,  но  они  предъявляются  ребенку  постоянно  и  последовательно  и  признаются  ребенком  как  справедливые  и  обоснованные.

Типы  воспитательной  деятельности  их  родителей.

Авторитетные  родители —  инициативные,  общительные,  добрые  дети. Родители  любят  и  понимают  своих  детей,  предпочитая не  наказывать  их,  а объяснять,  что  хорошо, а что  плохо, не опасаясь  лишний  раз  похвалить.  Они  требуют  от  детей  осмысленного  поведения  и  стараются  помочь  им,  чутко относясь к их  запросам . Но такие  родители  часто  проявляют  твердость, жесткость.

Дети  таких  родителей  обычно  любознательны,  стараются  обосновать , а не навязывать  свою  точку  зрения,  они  ответственно  относятся  к  своим  обязанностям. Лучше  развиты  чувство  собственного  достоинства  и  самоконтроль, им  легче  удается  наладить  хорошие  отношения  со  сверстниками.

Авторитарные  родители —  раздражительные,  склонные  к  конфликтам  дети. Авторитарные  родители считают,  что  ребенку  не  следует  предоставлять  слишком  много  свободы  и  прав,  что  он  должен  во  всем  подчиняться  их  воле,  авторитету. Родители  стремясь     выработать  у  ребенка  дисциплинированность, не  оставляя  ему  возможность  для  выбора  вариантов  поведения,  ограничивают  его  самостоятельность,  лишая  права  возражать  старшим,  даже  если  ребенок  прав.  Жесткий  контроль  за  поведением  ребенка —  основа  их  воспитания. Часто  встречающийся  способ  дисциплинарного  воздействия —  запугивание,  угрозы.

Такие  родители  исключают  душевную  близость с  детьми,  они  скупы на  похвалы,  поэтому  между  ними  и  детьми  редко  возникает чувство  привязанности.

Однако  жесткий  контроль  редко  дает  положительный  результат.  У  детей  при  таком  воспитании  формируется  лишь   механизм  внешнего  контроля. Развивается  чувство  вины  или  страха  перед  наказанием и , как правило,  слабый  самоконтроль.  Дети  авторитарных  родителей  с  трудом  устанавливают  контакты  со  сверстниками  из – за  своей  постоянной  настороженности.  Они  подозрительны,  угрюмы,  тревожны.

Снисходительные  родители —  импульсивные,  агрессивные  дети. Родители  не  склонны  контролировать  своих  детей. Разрешают  детям  делать  все,  что  им  захочется.  Чаще  нелады  с дисциплиной,  нередко  их  поведение  становится  просто  неуправляемым.  А  родители  приходят  в  отчаяние  и  реагируют  очень  остро – грубо  и  резко  высмеивают  ребенка ,  в  порывах  гнева  могут  применять  физическое  наказание.  Они  лишают  детей  родительской  любви,  внимания  и  сочувствия.

Читайте также:  Развитие изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста

Воспитание  в  семье  через  роли,  которые  выполняет  ребенок.

« Козел  отпущения»  — Роль  возникает  в  семье,  когда  супружеские  проблемы  переходят  на  ребенка. Он  отводит  на  себя  эмоции  родителей,  которые  на  самом  деле  они  испытывают  друг  к  другу.

« Любимчик» —- Когда  родители  не  испытывают  друг  к  другу  никаких  чувств,  а  эмоциональный  вакуум  заполняется  преувеличенной  заботой  о  ребенке.

« Беби» —— Ребенок  отдален  от  родителей,  он  вытесняется  из  семейной общности,  ему  предписано  быть  в  семье  только  ребенком,  от  которого  ничего  не  зависит.  Эта  роль  возникает  при  сильной  близости  супругов  друг  к  другу.

« Примеритель» ——Ребенок в  такой  роли  рано  включается  в  сложности  семейной  жизни,  занимает  важное  место  в  семье,  регулируя  и  устраняя  супружеские  конфликты.

Одна  из  важнейших  функций  семьи —  благополучие  ребенка  в  семье,  создание  условий  для  воспитания  здоровой  личности.

Влияние  родительских  установок  на  развитие  детей.

Негативные установки                                         Позитивные  установки

Сказав  так

Подумайте о последствиях

И вовремя исправьтесь

Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..

Замкнутость, отчужденность, подчиняемость, угодливость

Будь собой, у каждого в жизни есть друзья

Горе мое

Чувство вины, отчуждение, конфликты с родителями

Счастье мое, радость моя

Плакса—вакса, нытик

Сдерживание эмоций, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, эмоцион. напряжение

Поплачь, будет легче

Вот, дурашка, все готов раздать

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении, эгоизм

Молодец, что  делишься с другими

Не твоего ума дело

Отсутствие своего мнения, робость, задержки в психич. Развитии,отчужденность

А ты как думаешь?

Одевайся теплее, заболеешь

Повышенное внимание к своему здоровью,тревожность,страхи

Будь здоров, закаляйся

Ты совсем как твой папа…(мама)

Трудности в общении с родителями,упрямство,неадекватная самооценка,повторение поведения родителей

Папа у нас замечательный человек, мама у нас умница

Ничего не умеешь делать неумейка

Неуверенность в себя,страхи,задержка психич.развит.,безынициативность,низкая мотивация к достижению

Попробуй еще раз,у тебя все получится

Не кричи так, оглохнешь

Скрытая агрессия,повышенное психоэмоциональное напряжение,конфликтность,болезнь горла,ушей

Скажи мне на ушко, давай пошепчемся

Уйди с глаз моих, встань в угол

Нарешение взаимоотношен. С родителями, скрытность, недоверие,озлобленность,агрессивность

Иди ко мне, давай разберемся во всем вместе

Неряха, грязнуля

Чувства вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,неразборчивость

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен

Шкала общения родителей с ребенком

Методы воспитания,  вызывающие  у  ребенка

Положительные  эмоции

Отрицательные  эмоции

Хвалите

Поощряете

Одобряете

Целуете

Обнимаете

Ласкаете

Симпатизируете

Сопереживаете

Улыбаетесь

Восхищаетесь

Делаете приятные Сюрпризы

Упрекаете

Подавляете

Унижаете

Обвиняете

Осуждаете

Отвергаете

Одергиваете

Позорите

Читаете  нотации

Лишаете  чего-то необходимого

Шлепаете

Ставите в угол

Важно помнить, что ребенок общается с Вами,  и  климат  в  семье  —  для  него  в  основном  зависит  от  Вас  и  от  ВАШИХ  эмоций.  А  климат  семьи – индикатор  того,  как  все – таки  живется  ребенку  в  доме,  что  чувствует  он,  находясь  рядом  с  ВАМИ :  унижен или  парит  в  небесах,  ему  уютно!?

Источник

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен. И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка— это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок, в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник