Влияние семьи на развитие ребенка рекомендации
Курдюшкина Светлана
Консультация «Влияние семьи на развитии ребенка»
Семья для ребёнка — это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое.Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает», «Родители трудолюбивы и дети не ленивы». Одна из наиболее сильных человеческих связей — это связь между родителями и детьми.
Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия. Это стимулирует и направляет его развитие.
Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира — родительская любовь.
Народная мудрость гласит: «У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло», «Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать». Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это.Не бросайтесь словами: «Всё — я тебя не люблю.
Если ты не сделаешь то, что я тебя прошу — я тебя любить не буду». Эти слова заставляют ребёнка сомневаться в вашем отношении к нему и зарождают в нем страх потерять вашу любовь, что ведет к невротизации, неуверенности в себе, возникновению различных страхов.
Семья должна обеспечивать чувство безопасности — это одно из основных условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения.
Поощряя или осуждая определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.
Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.
Таким образом, каждый ребенок остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором его воспитания и развития.
Появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с неблагоприятными событиями в семье: семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей.
Каждому родителю необходимо помнить следующие психологические факторы,имеющие воспитательное значение:
1. Принимать активное участие в жизни семьи.
2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.
3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и способности.
4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6. Уважать право ребенка на собственное мнение.
Источник
Рекомендации по развитию ребенка в семье
Проблемы воспитания детей в семье в XXI веке настоятельно подвигают нас к анализу и осмыслению всего того, что наработано в прошлом опыте, и выбору всего значимого и позитивного для современного поколения, а значит, и для общества в целом. Однако этот традиционный опыт начнет продуктивно работать только в том случае, если мы адаптируем его к современной обстановке и подкрепим теми новациями, которые будут соответствовать потребностям как личности, так и общества.
Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуется большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.
Памятка-рекомендация родителям.
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:
а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремится своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационно завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов. В рационе должна преобладать растительная и белковая еда с минимум сладостей и животных жиров, ограничением острых и солевых приправ;
б) начинать день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки – душ, который нужно завершать обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе, причем многократно возрастает противодействие не только простуде, но и патологии мускульного, опорной системы, даже онкопатологии и болезней сердечно-сосудистой системы;
в) бросить курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничить употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще.
г) оставить за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается и членам вашей семьи. Происходит постепенно нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции, ведет к заболеваниям;
д) не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой – в парке, за городом, на даче. Это поможет восстановить нервную энергию, истраченную за неделю, повысить иммунитет, укрепить здоровье.
е) очень хорошо, если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта – бегом, футболом, теннисом, плаванием.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, придерживайтесь таким правил:
а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом семейного благополучия.
б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого.
в) никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда.
3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, то:
а) будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общения;
б) уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;
в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу). Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей.
4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными, то:
а) не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посещения театра, художественной выставки, концерта, ставшие системой, будут иметь чудесный эффект для культурного роста вашего ребенка. Человек богатый – прежде всего в своей эмоциональной сфере;
б) находите время читать сами и приобщайтесь к миру книжной премудрости детей;
в) было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одно, но очень интересное хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения;
5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющим жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей и т.д. У ребенка возникает подсознательное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддержки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге – людей несчастливых;
6. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости. Чтобы на склоне лет вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернуться к вам.
Таким образом, вся система воспитания детей в семье должна строиться на двух принципах:
Ваш собственный стиль и поведение должны отвечать вашему стремлению хорошо воспитать своих детей.
Вы должны обеспечить соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность вашего ребенка.
Итак, в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.
Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, выверенная организация деятельности школьника в семье обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
Обратим внимание на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Определить уровень родительского мастерства можно, отвечая на анкету С. Т. Швицкого. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье.
Знаете ли вы своего ребенка?
Психологические данные
Подвижен ребенок или нет (инертен)?
Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?
Как развита воля? В чем она проявляется?
Разговорчив или замкнут?
Ленив или нет? В чем это проявляется?
Какова память?
Как реагирует на обиды?
Проявляется ли озлобленность?
Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
Капризен ли? В каких случаях?
Драчливость? Чем вызывается?
Имеет ли стремление к самостоятельности?
Проявляет л потребительское отношение к родителям?
Кого уважает и за что?
Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
Упрямство? В чем выражается?
Гигиена
Аккуратность (примеры).
Как поднимается с постели?
Умывание (его способ и отношение к нему).
Когда ложится спать?
Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.
Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?
Игра
Играет ли дома?
Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?
Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?
Какие игры и развлечения больше всего любит?
Физический труд
Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?
Понимает ли необходимость труда?
Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
Чем занимается, когда бывает дома?
Какую профессию хочет выбрать в будущем?
Социальная жизнь
Как относится к товарищам?
Как относится к соседям, знакомым родителей?
Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?
Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?
В каких общественных организациях участвует (активно, неактивно, по принуждению)?
Умственная и эстетическая жизнь
Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?
Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры.
Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?
Как реагирует на наказание и поощрение? Укажите конкретно, какие и как они на него действуют.
Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?
Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непроизвольная)?
Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?
Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?
Любит ли пересказывать увиденное и услышанное? Что именно?
Данная анкета имеет ряд положительных сторон:
1. Знания о ребенке позволят родителям построить совместную со школой программу действий по развитию школьника.
2. Неоднократное проведение такого анкетирования, позволит родителям увидеть развитие своего ребенка и сделать корректировку своих действий.
Воспитание детей в семье требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.
Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка — это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Источник
Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.
Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
• бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
• авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
• отсутствие нормального психологического климата в семье;
• фанатизм в любых его проявлениях;
• безграмотность в педагогическом отношении;
• противоправное поведение взрослых.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
• воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
• воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.
Источник