Влияние семьи на развитие ребенка раннего возраста

Влияние семьи на развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Елена Крячкова
Семейное воспитание детей раннего возраста. Влияние семьи на становление личности ребёнка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 269

Ворошиловского района

г. Волгограда

Консультация для родителей

«Семейное воспитание детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития и воспитания детей раннего возраста.

Вопросы для рассматривания:

1. Влияние семьи на становление личности ребёнка.

2. Особенности периода раннего детства и его значение

3. Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

Форма проведения: подгрупповая консультация.

Используемая литература:

1. Бениаминова М. В. Воспитание малыша в семье. От рождения до трёх лет. – М. 2004г.

2. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Педагогика детей раннего возраста – М. 2007г.

3. Л. Н. Павлова Воспитание и обучение детей раннего возраста – М. 1986г.

Составитель:

старший воспитатель

Крячкова Е. Т.

Влияние семьи на становление личности ребёнка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Особенности периода раннего детства и его значение

В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина – от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности.

Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, что они предпримут для развития ребенка. К сожалению, большинство, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, не придают особого значения условиям его развития.

Возможность развиваться не остается неизменной после рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов.

Для физического и нервно-психологического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим.

Большие успехи делает в овладении родным языком.

Активный словарь годовалого ребенка насчитывает 10-12 слов, к 2 годам – до 200-300, к 3 – до 1500 слов.

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального настроя, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы – важные задачи воспитания детей раннего детства.

Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются неспособны к ожиданиям.

Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания ребенка.

Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

1. Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.

2. Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.

3. Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.

4. Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.

Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.

В режиме дня детей раннего возраста д. б. отведено большое место разнообразным действиям детей с предметами.

Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.

Читайте также:  Где купить историю развития ребенка в новосибирске

В процессе овладения действиями с предметами, происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, цвета, величины, положения в пространстве).

Сначала по образцу, а потом самостоятельно ребенок может выполнить задание взрослого (выбрать из 2-3 цветных шариков один определенного цвета и др.).

В сенсорном воспитании существенную роль играет подбор игрушек разных по цвету, форме, материалу.

Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики одного цвета, но разного размера).

Для совместных игр необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать)

При нормальном нервно-психическом развитии у детей раннего возраста начинает формироваться потребность в общении со сверстниками.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности детей (подражая сверстнику, пытается вступить с ним в игру – катать мяч).

Однако часто между детьми возникают конфликты, потому что у детей еще плохо развита речь, и они не могут объяснить свое желание.

Игрушка сверстника также может быть причиной конфликта.

Надо учить детей проявлению нежности, сочувствия: погладить по головке, пожалеть ребенка.

Ведущим видом движений у детей 2 года жизни является ходьба.

Ребенок испытывает в ней большую потребность, т. к. она дает возможность малышам лучше ориентироваться в мире предметов.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, наглядно-действенного мышления).

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяется специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, расставляется вдоль стены так, чтобы середина комнаты была свободной. Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у ребёнка различных видов двигательной активности (горку с лесенкой и т. д.).

Для развития координации движений рук и ног необходимо иметь набор игрушек, которые ребёнок мог бы переносить в руках (крупные мягкие игрушки, куклы, корзины, возить за тесьму (машины, возить, подталкивая вперед (каталки).

Регуляция двигательной активности – важное условие физического развития детей раннего возраста.

Обязательным является проведение подвижных игр. Эмоции удивления, радости, испытываемые ребёнком во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.

Значительную ценность для общего развития ребёнка имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением, движения, выполняемые в такт музыке, содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Источник

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен. И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку для развития 1 лет

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка— это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок, в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник

Воспитание детей первых трех лет жизни — относительно новое для российской педагогики направление. Особенно интенсивно оно развивается в последние годы, что говорит об актуальности данной проблемы в сложившихся социально-экономических условиях. Ухудшается состояние здоровья матерей, увеличивается количество семей, где материальные заботы не позволяют родителям уделять достаточно внимания ребенку. В связи с этим в настоящее время отмечается большое количество детей, имеющих задержку психического и речевого развития. Проблема  выявления у детей отклонений развития, их коррекция и компенсация остро стоит не только перед медиками, но и перед педагогами. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих не только соматическими, но и нервно-психическими заболеваниями. Поэтому является важным выявить социальные и/или биологические причины нарушений развития детей как можно в более ранние сроки, так как мозг ребенка в первые три года жизни обладает пластичностью, что и является основой профилактики или коррекции отклонений в развитии.

Тип семейного воспитания оказывает значительное влияние на формирование сенсомоторных, психических и речевых функций детей раннего возраста.

Все дети разделены на три группы, в зависимости от уровня из развития.

   Первая группа (с высоким уровнем развития) -дети из семей с гибким типом воспитания. Родители в таких семьях воспринимают ребенка как личность, ограничения в поведении обговариваются  с ребенком, который принимает их как справедливость.

  Вторая группа (со средним уровнем развития)  — дети из семей с гиперопекой и из семей  со сменой воспитательных приемов. Для родителей из семей с гиперопекой характерно использование системы запретов и ограничений в поведении ребенка, без учета его пожеланий и возможностей. В семьях со сменой воспитательных, как правило, не существует единой концепции воспитания детей, что выражается в полярности использования воспитательных приемов и средств: от полного запрета до неограниченной свободы действий.

Читайте также:  Развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

  Третья группа — дети с низким уровнем развития из семей с гипоопекой. Для родителей характерно предоставление полной свободы действий ребенку, отсутствие контроля с их стороны и даже избегание контактов. Данная тенденция наблюдается не только в семьях с низким материальным достатком, но и в обеспеченных семьях, где дети отдаются на воспитание гувернанткам.

   Дети легко идут на контакт, однако не все  готовы к сотрудничеству в процессе игровых заданий. Дети с гибким типом воспитания быстро понимали задания и стремились их выполнить самостоятельно, их интересовал конечный результат. Дети из семей со сменой воспитательных приемов и гиперопекой заинтересованы в выполнении задания, однако им требовался образец действия  или подсказка взрослого. Некоторые дети с гипоопекой при выполнении задания опираются только на помощь взрослого.

1Состояние моторной сферы  показало, что по уровню развития общей моторики дети не имеют существенных различий.  Становление  общих двигательных   функций соответствует возрасту и происходит в процессе собственно активного познания мира.

   Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук и артикуляторной моторики имеет свои особенности в каждой из представленных групп. Совершенствование мелкой моторики  происходит в большинстве случаев  в ходе целенаправленных движений: рисования, пальчиковых игр, ручного массажа и т.д. Организация таких движений осуществляется взрослым с привлечением к ним внимания детей. Их развитию способствуют заинтересованность, совместная работа и предоставление нужных материалов. Недостаточность  внимания к ребенку, запреты или предоставление излишней свободы в действиях  замедляют формирование и дифференциацию тонких движений. Поэтому у многих детей из семей с гиперопекой, гипоопекой, а также из семей со сменой воспитательных приемов  не определена ведущая рука.

   Навыки самообслуживания у детей формируются по подражанию в процессе взаимодействия со взрослыми. Дети из семей с гипоопекой  приобретают  в большинстве случаев данные навыки самостоятельно из-за недостатка внимания со стороны родителей. Поэтому эти дети имеют более высокий уровень социализации. У детей из семей с остальными типами воспитания  отмечается более низкий уровень социализации из-за подавления их активности в усвоении навыков самообслуживания родителями.

   Тип семейного воспитания оказывает влияние и на развитие предметной и игровой деятельности. В этом возрасте дети в игре подражают взрослым, их действиям и поступкам, поэтому, чем лучше организованно общение родителей и ребенка, тем выше уровень развития игры. У детей с гибким типом воспитания по данному параметру несколько выше, чем у остальных участников исследования.

   Становление  многих психических функций  у детей на третьем году жизни зависит от развития предметной, предметно-игровой деятельности и правильно организованной  развивающей среды.  При этом важна роль взрослых (матери, отца), с помощью которых ребенок учится познавать окружающий его мир. Показатели развития психических функций у детей из семей со сменой воспитательных приемов, гиперопекой и гипоопекой снижены по сравнению с детьми из семей с гибким типом воспитания. Недостаток или избыток внимания со стороны родителей  замедляет в некоторых случаях формирование  психической сферы, а также замедляет становление  её произвольности.

    У детей из семей с гибким типом воспитания развитие произвольного внимания, целенаправленной поисковой деятельности, произвольной слуховой и зрительной памяти выше, чем у остальных детей. При гиперопеке возникающие у ребенка потребности в совершении какого-либо произвольного сложного целенаправленного движения подавляются  неосознанно родителями, которые стремятся помочь и выполнить все за него. У детей из семей с гипоопекой произвольность функций оказывается недостаточной в силу ограничения совместной деятельности с родителями.

Состояние сенсорных функций показывает,  что большинство детей  способно к восприятию и дифференциации контрастных геометрических фигур и основных цветов. Несколько сниженные результаты  у детей из семей с гипоопекой и гиперопекой. Кроме того, дети из семей с гипоопекой затрудняются назвать основные цвета, а подбор предметов по цвету стал возможен после обучения.  Дети из семей с гибким типом воспитания и дети из семей со сменой воспитательных приемов лучше справляются с заданием, направленным на изучение пространственного гнозиса. Понимание направлений у многих детей из семей с гиперопекой и гипоопекой затруднено, хотя в повседневной деятельности  у них не отмечается нарушений ориентации в пространстве.

   Исследование речевого развития показывает, что у детей с гибким типом воспитания уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи в большинстве случаев соответствует возрасту. У детей, в воспитании которых преобладает гиперопека или смена воспитательных приемов, объем пассивного словаря, понимание многих конструкций с простыми предлогами, дифференциация грамматических значений числа сформированы на достаточном уровне. Однако активный словарь и фразовая речь соответствуют младшему возрасту.  У детей с гиперопекой разрыв между пассивным и активным словарем возникает из-за отсутствия потребности в  речи, в силу того, родители заранее предвосхищают его высказывания и тормозят собственно речевую продукцию ребенка. В случае смены воспитательных приемов ребенок допускает ошибки или использует слова более младшего возраста из-за отсутствия единого образца речи. У детей из семей с гипоопекой обеднен активный и пассивный словарь, недостаточно сформировано понимание грамматических конструкций из-за дефицита общения с матерью. Речь детей находится на уровне ниже возрастной нормы, отмечается в некоторых случаях задержка речевого развития.

   Влияние типа семейного воспитания на всестороннее развитие ребенка  раннего возраста и свидетельствуют о необходимости разработки  системы интегрированной психолого-коррекционной работы с такими детьми, которая будет направлена на оптимизацию и создание условий для полноценного развития  детей в семье, на организацию  непосредственно занятий с ними, а также консультирование  педагогов, работающих с детьми раннего возраста и их семьям.

Источник