Влияние семьи на развитие личности ребенка его благополучие

Влияние семьи на развитие личности ребенка его благополучие thumbnail

Карнаухова Наталья Юрьевна

Учитель математики МБОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа»

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные”, “всевозможные” дети, так же как дети с “комплексами”, “забитые”, “несчастные”- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности-дисгармонии личности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи.

Иногда семья — благополучная, бес проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

“Внутренний мир ребенка”,- пишет Т.А. Флоренская (Ι)-это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья. И как отмечает священник Валентин Марков, «…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья-это целостный организм. И проблема молодого росточка — это, в первую очередь, проблема почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! «

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

В атмосфере любви и близости общение ребенка с родителями становится эмоционально насыщенным, удовлетворяются его потребности в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. У ребенка развиваются природные способности, независимость, формируются положительные эмоциональные установки к окружению, доверие, которое стимулирует стремление к кооперации, сотрудничеству, творчеству, он высоко активен, имеет взаимодополняющие образы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения своей семье.

Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мать. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения и отвержения, придавая эмоциональную окраску всем окружающим ребенка вещам. И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью — ведь известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Однако для нормального воспитания, а значит, и развития личности ребенка в семье, необходимо наличие обоих родителей. Мать и отец существенно дополняют друг друга при воспитании детей. С возрастом детей увеличивается степень влияния на них отцовского воспитания. Его социальный статус очень важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка. Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт общения с обоими родителями через адекватные модели материнского и отцовского поведения, исключение из воспитательной ситуации мужчины ограничивает раскрытие индивидуальных возможностей ребенка, снижает адаптационные способности, ведет к нарушению гармонической структуры личности. Из- за дефицита мужского авторитета образ мужчины формируется обедненным и неадекватным, что приводит впоследствии к упрощенности в межличностных отношениях.

В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивно межличностное взаимодействие. Опросив старшеклассников своей школы из полных и неполных семей , я выяснила, что дети из неполных семей чаще пользуются советами своих друзей и подруг, 30% детей из неполных семей отвергают все возможные варианты советчиков и принимают важные для себя решения самостоятельно. У детей из неполных семей наблюдается высокий уровень тревожности. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неполной- 39%, в полной- 22% ), беспокойство за здоровье родных ( 46% и 35% )сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на учебу в СУЗах ( в неполной-32%, полной-30% ), чем на поступление в ВУЗ ( в неполной-0%, полной-38% )

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация не полной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как показали результаты исследования , у 11 % детей нашей школы из неполных семей чаще возникают нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера. В то же время холодная, конфликтная атмосфера полной семьи не может быть признана, благоприятной для развития ребенка — слишком важна для него эмоциональная связь с родителями.

Такие семьи относятся к числу неблагополучных. В ходе (методика Р. Жиля.5) исследования в нашей школе выявлено 7 семей группы риска. Полученные результаты показывают наличие определенных проблем: у детей занижена социальная адекватность поведения, в ряде случаев дети демонстрируют повышенный уровень агрессии, любознательность напротив на недостаточном уровне. Иногда можно наблюдать стремление к уединению. В качестве возможных причин, повлекшим за собой возрастание этих черт является то, что:

Читайте также:  Как выявить отстает ребенок в развитии

-ребенок не чувствует себя в семье;

-дети растут в условиях нехватки ласки; боятся наказания;

-в семье — неблагоприятная обстановка;

-установлена закономерность: дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются, плохо подготовлены к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значительно чаще, чем браки заключенные выходцами из гармоничных семей.

Таким образом, все эти моменты формируют духовно-душевно телесную гармонию( или дисгармонию ) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой вырастают практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

-отношения к себе;

-стиль отношения с другими людьми;

-представление о себе как о мужчине или о женщине;

-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;

-жизненный смысл;

-стремления, идеалы;

-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с родительским примером. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: » Мать, праведная — ограда каменная»; » Отец сына не на худо учит» и т.д.

Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное «Я». Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Список используемой литературы:

  1. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.

  2. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Иваново 2005 г

  3. Калабухина И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы. Семья в России. Москва 1995. 1-2. с. 166-175.

  4. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.

  5. Каменева Т.А., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как обьект социальной помощи. Курск 2001.

  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.

Источник

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

 

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

Читайте также:  Ребенок на 32 неделе беременности развитие и ощущения женщины

неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

 

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Источник

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья — уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, — базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Читайте также:  Влияние родительского отношения на развитие личности ребенка

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

«идеальная — реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак — культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

1. Эндогамия;

2. Экзогамия.

•Количество брачных партнеров:

1. Моногамия;

2. Полигамия;

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

3. Неопатриархальная;

4. Неоматриархальная;

5. Эгалитарная.

• Количество поколений в семье:

1. Однопоколенная;

2. Нуклеарная;

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

•Наличие родителей:

1. Полная;

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

1. Малодетная;

2. Среднедетная;

3. Многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

•Состояние психологического комфорта:

1. Благополучная;

2. Неблагополучная.

•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

1. Зрелая;

2. Проблемная.

•Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Источник