Влияние русских народных сказок на развитие речи ребенка

Влияние русских народных сказок на развитие речи ребенка thumbnail

Светлана Басова
Влияние сказок на развитие связной речи детей

Влияние сказок на развитие связной речи детей

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

связной речи — диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие связной речи — играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество для детей — это, прежде всего, сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из-за простоты и непосредственности изложения. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому, в своей работе по развитию связной речи я использую сказкии ставлю следующие задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (сравнения, фразеологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную речь детей.

4. Развивать выразительную речь детей.

5. Развивать умственные способности детей.

6. Развивать воображение и творческое мышление.

7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» и т. п. вводя детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкамя строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливаю детей к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрирую иллюстрации. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно-ответной форме, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательность, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы.

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Данную работу мы проводим всего второй год (так как дошкольное учреждение функционирует с сентября 2012 года, но уже есть свои положительные результаты. В средней группе, когда дети пришли к нам в сад, у них был недостаточно сформирован словарь. В этом возрасте еще только формируется активная речь, игровые умения,некоторые средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Поэтому, начинали мы свою работу с простых воспроизведений хорошо знакомых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Дети драматизировали сказку с использованием кукольного театра, сами исполняли роли сказочных персонажей. В процессе нашей работы, активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В старшей группе мы начали осваиваться игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием. Использовали многоперсонажные игры – драматизации. («Теремок», «Заюшкина избушка», позволяющие развивать связную речь и речевое общение. Ведем работу над соблюдением единства речи, мимики, пантомимики, жестов. Дети очень любят инсценировать сказки, показывая их не только друг другу, но и своим родителям, практически в каждый утренник мы включаем драматизацию сказки, а так же используем сказки на спортивных развлечениях.

При драматизации сказки дети учатся:

ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;

строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширяют свой словарный запас;

работать в группе, распределять роли…

Так же для развития связной речи детей, я стараюсь научить детей не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого мы проводим беседы по картинкам со сказочными сюжетами, дети, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Источник

Наталия Грачева
Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

Тема моего диплома:»Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников«.

Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие речевого творчества. области «коммуникация»направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее,если:

— планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

— учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для достижения цели определены задачи:

1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок» в количестве 14 человек.

Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

На основании этого исследования (4 чел — низкий 29%, 10 чел — средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ,в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

Проведены несколько НОД:

«Мир сказок и приключений«

Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок).

» В стране доброты»

Цель:формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально — эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

Проведен праздник «Путешествие в сказочную страну«.

Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре — сказке.

Был разработан проект «В гостях у сказки«.

Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Пути реализации проекта:

1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

3. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

4. Работа с родителями»Рисуем сказку«. Организация выставки рисунков детей.

5. Постановка спектакля «Теремок.Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

7.Размещение консультаций для родителей:» Сказкотерапия«, «Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей».

8. Проведение сюжетно — ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

9. Организация выставки книг «Сказки моего детства«.

10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

В ходе проекта мы добились результатов.

Результат:

Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел — средний 50%, 7 чел — высокий 50%).

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов — практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Источник

Народная сказка в развитии речиПроблема формирования творческих личностей и раскрытие читательского потенциала воспитанников остро стоит перед воспитателями ДОУ. Русская народная сказка в развитии речи ребенка играет не последнюю роль. У ребят возникают трудности восприятия произведений устного народного творчества, пропадает интерес к книге. Детей порой сложно заинтересовать чтением сказок, хотя на прилавках магазинов много ярких и красочных произведений.

 Русская народная сказка в развитии речи ребенка

В организованной деятельности ДОУ эта работа проводится на занятиях. Поэтому особенно важно учить детей старшего дошкольного возраста слушать русские народные сказки, понимать их основу, фиксировать в речи полученные знания, говорить правильно и проявлять интерес к устному народному творчеству.

Огромное значение для формирования речи дошкольников играет русская народная сказка. Она написана на живом и выразительном языке. В ней много остроумных эпитетов, смысловой поэтики. Никакие другие произведения не имеют такое идеальное расположение труднопроизносимых звуков, за счет которого образная трактовка произведения не вызывает затруднений у детей старших групп.

Работа со сказкой положительно влияет на процессы речевого, эмоционально-волевого развития ребенка, способствует приучению к образному восприятию богатства и многообразия окружающей действительности, пробуждает интерес к миру и развитию собственного «Я». Особенно эффективно развивается связная речь дошкольника, поддерживается его положительное эмоциональное состояние, а, следовательно, улучшается результативность процесса усвоения знаний.

Книга со сказками

Русские народные сказки обогащает словарный запас воспитанников. Их тексты не только способствуют активации и развитию словаря, но и учат правильному построению диалогов, а также оказывают положительное влияние на процесс развития связной речи.

Адекватное, полное и точное отображение средствами языка того или иного фрагмента действительности (или предметной ситуации) является основной целью речи и письма.

Анализ русской народной сказки для развития речи

Включение в традиционные занятия игр и заданий, основанных на целостном анализе русской народной сказки, призвано способствовать закреплению навыков монологической и диалогической речи, переносу их в естественные условия общения. Это помогает воздействовать на личность ребенка, обогащая его читательский опыт.

Анализ системы образов (персонажей)

Проводится выделение главных и второстепенных героев. При знакомстве с произведением необходимо учить дошкольников выделять образы персонажей, определять их роль в тексте — ведущую или фоновую — и объяснять, почему тех или иных героев можно считать главными или второстепенными (обучение основам монолога-рассуждения). Так русская народная сказка в развитии речи ребенка приобретает новый виток — развитие правильной логики.

После рассмотрения персонажей проводится словесное рисование персонажей (с помощью речи рисуется портрет). После прослушивания дети могут составлять словесные портреты героев, в которых необходимо активно использовать прилагательные.

Дети рассказывают про героя сказки

 Сюжетный анализ

Для анализа сюжета и попутного развития речи проводится ряд взаимодействий с детьми:

  1. Сопоставление произвольного элемента сюжета с характерами действий героев. Дети при этом учатся отвечать на вопросы о поступках героев, используя глаголы и оценочные прилагательные, а также продолжают осваивать сравнительные обороты. Любая русская народная сказка в развитии речи ребенка выявит новые потенциалы для характеристики действий окружающих, как это делается в отношении сказочных персонажей.
  2. Пересказ текста по сюжетной картине или серии сюжетных картин. Дети учатся самостоятельному пересказу текста с опорой на наглядность.
  3. Используя серию сюжетных картин к сказкам, необходимо выкладывать их в разном порядке, давая детям задание сначала восстановить правильный порядок иллюстраций, а потом пересказать сюжет в текстовой последовательности. Благодаря этому формируются представления о тексте как сложном образном и синтаксическом целом. Происходит развитие речи и логики.

Разложить карточки сюжета логично

Композиционный анализ

Что нужно сделать с детьми:

  1. Деление текста на смысловые части, составление его плана. На основе сказок можно обучать ребят делить сказку на основные части и объяснять при этом свой выбор, развивая речь.
  2. Обучение выделению обрамляющих формул. Понимание роли обрамляющих и медиальных формул проверяется в дополнительном задании — рассказать о каждой части в отдельности и описать ее функции.
  3. Уяснение пространственно-временной специфики сказочного мира. Можно рассматривать путешествие героев с помощью слов: в пути, по дороге, в колодце, в лесу и т.д.

Анализ языковых средств изобразительности и выразительности

Еще один блок заданий для развития речи ребенка через художественные произведения с высоким смыслом:

  1. Подбор синонимов. При составлении описаний персонажей и обстановки необходимо обучать детей подбирать синонимы к существительным и прилагательным с целью более точной характеристики предметов.
  2. Подбор антонимов. При анализе русских народных сказок и особенностей развертывания их сюжета необходимо учить воспитанников подбирать антонимы к существительным, прилагательным и глаголам с целью более точного понимания внутреннего драматизма произведения и, конечно, развития речи и словарного запаса.
  3. Анализ реплик героев как средства их художественной характеристики, составление воображаемых диалогов между героями. Здесь можно разыгрывать с детьми воображаемые диалоги.

Антонимы в русских народных сказках

Творческие формы работы

Ребята могут проявить свою творческую смекалку, развить речь и память при помощи небольших упражнений. Например, предложите им придумать окончания для ряда фраз: «Иван выглядел…», «Аленушка любила…» и т.д.

Любая сказка может быть дополнена с легкой руки детей с хорошей фантазией. Необходимо предлагать им пофантазировать и рассказать услышанное так, как им хочется, добавив свои детали, события, героев. Так русская народная сказка в развитии ребенка принимает форму источника вдохновения.

Почему бы не сделать на основе доброй интересной сказки постановку? Воспроизведение сюжета в диалогах — это познавательно и весело. Ребята в парах должны разыгрывать между собой диалоги героев сказки, вводя в них придуманные самостоятельно реплики, соответствующие характеру и речевому поведению героя.

Дети играют в сказку

Четвертым шагом в развитии речи благодаря художественному произведению станет коллективный труд — сочинение сказок. После работы над каждой сказкой в отдельности необходимо предлагать детям творчески осмыслить образы и решения и сочинить совместно новую сказку. Вдруг она окажется даже лучше.

Когда старшие дошкольники знакомятся с красивыми произведениями, они одновременно развивают речь. Фольклор занимает важное место в их общении, отражает логику мышления, служит компонентом эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Источник