Влияние ручного труда на развитие ребенка
Влияние художественного труда на развитие ребёнка.
Новик В.А. воспитатель
МДОУ детский сад №18Московская обл.
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». Сухомлинский В. А.
Благодаря введению Федерального государственного стандарта впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью — формирование успешной личности. И одной из основных задач стандарта является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет образовательная область «Художественное творчество». Один из видов, составляющих эту образовательную область, — художественный труд.
Художественный труд — преобразующая, творческая, социально-мотиви-рованная деятельность ребенка. Её цель — создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные (польза) и эстетические (красота) свойства.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Это особенно актуально в процессе адаптации ребёнка к детскому саду.
Нельзя переоценить воздействие ручного труда на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. При работе в различных видах техник нагружаются разные, даже самые мелкие кистевые и пальцевые мышцы. Таким образом, происходит косвенное, но очень интенсивное воздействие на речевой центр в головном мозге. В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Кроме того, художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо — моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру. Таким образом, занятия ручным трудом способствуют успешной социализации ребёнка. Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. К маленьким детям приходит понимание ценности своего, а затем и чужого труда, того, что каждый человек уникален и его мнение может отличаться от мнения большинства. Приходит вера в свои силы, снимается страх перед миром «больших вещей». Дети знакомятся с новыми профессиями, «примеряют их на себя» (художник-оформитель, дизайнер, художник-декоратор, вышивальщица, кукольница). Участие в коллективных творческих проектах даёт возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создаёт почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Использование бросового и природного материала, позволяет затронуть вопросы глобальной экологии. Можно рассказать о роли вторичного использования материалов в сохранении природы. Осознание своей значимости в таком важном «взрослом» вопросе помогает воспитанию в детях осознанно-правильного отношения к природе, что является одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольника. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению».
«Попробуйте окружить ребенка разными материалами: бумагой, глиной, деревом, материей, листьями, цветами и т. д., и вы увидите, как под его руками все это начнет воплощаться и оживать в самых оригинальных формах и в новых неожиданных способах соединения материалов между собой».
В своей работе автор активно использует занятия ручным трудом в совместной деятельности с детьми. Изначально автором было отмечено, что из всех видов деятельности дети особо выделяют художественный и ручной труд. Тем не менее, обратите внимание что, к сожалению, у некоторых детей в старшем дошкольном возрасте уже сложилась установка «я не умею», «это сложно», шаблонность действий и образов. На основании этих наблюдений определяется основная цель работы — раскрытие в ребёнке творческого потенциала, развитие чувства уверенности в своих силах.
Например, букеты роз из осенних листьев мы начали создавать спонтанно на улице и даже перевязывать готовые «цветы» пришлось черенками листьев. Это вызвало у детей взрыв эмоций, интереса. Всем захотелось сделать для мамы такой букет. Самые неуверенные и неусидчивые были увлечены, у каждого получился свой, непохожий на других, результат. И глаза детей горят, получается, могут ВСЕ. А казалось бы обычные листья. Так зарождается вопрос-проблема: «А что ещё можно сделать из листьев?», и оказывается можно столько всего и не только из листьев…. И вот уже на прогулке дети с увлечением ищут красивой расцветки и формы листья, интересной формы ветки и камни. Во второй половине дня мы обсуждаем, воплощаем интересные идеи, а фраза « я не могу» осталась в прошлом.
Деятельность, изначально носившая свободный характер, постепенно вылилась в кружковую системную работу. В процессе занятий дети знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Мы с детьми постоянно раскрываем возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату. Выбранные темы для работы, позволяют наиболее полно реализовать творческую фантазию детей. У ребят всегда есть свобода выбора: цвет, используемые материалы, дополнительное оформление работы. Как правило, поделки делаются для решения какой-либо проблемы (подарок на праздник, участие в конкурсе, украшение группы к празднику). Осознание своей важности, полезности подстегивает детский азарт, повышает интерес к труду.
Алгоритм любой работы составлен так, чтобы у детей пришло осознание того, что их возможности безграничны, что любая сложная работа состоит из множества простейших этапов.
В работе используются такие материалы как нитки, шпагат, ткань, пуговицы, природный материал. Они долговечные, прочные, «настоящие». Благодаря этому результат получается практичным и может долго служить и радовать своих маленьких создателей.
Основополагающим принципом такой работы можно считать высказывание древнекитайского мыслителя и философа – Конфуция.
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн.Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2006. — 80с.
- Игрушка. Ее история и значение : Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам : С 5 рис. в красках на отдельных листах и с 114 рисунками в тексте / В. Боруцкий, Сергей Глаголь, В. Харузина, В. Малахиева-Мирович и Н. Бартрам. — Москва : Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 246 с., ил.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.
Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). — М.: ТЦ Сфера, 2006.
В процессе таких свободных занятий дети учатся действовать независимо, отлично от других,
Помимо своих глобальных задач и целей художественный труд позволяет решить и другие задачи:
Например, маленькие дети в период адаптации с удовольствием занимаются художественным трудом, делают открытки, картинки для мамы, что позволяет снизить тревожность. Занимаясь лепкой и рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Художественное творчество проявляет в ребенке любознательность, развивает воображение, радует ребенка, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к деятельности. У ребенка появляется желание делать что-то новое, красивое и интересное. Художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужим для него людям, отвлечься и успокоится.
Деятельность, изначально носившая свободный характер, постепенно вылилась в кружковую системную работу. Основным принципом моей работы стала свобода. Свобода участия, свобода выбора Безусловно очень важна здесь личная увлечённость педагога.
Осознание своей важности, полезности подстегивает детский азарт, повышает интерес к труду.
Кружковцы знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие.
Мы с детьми постоянно раскрываем возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Стараюсь, чтобы выбранные темы для работы, давали как можно больше пространства для творческой фантазии детей. Практически всегда у детей есть выбор: цвет, используемые материалы, дополнительное оформление работы.
практически все работы (кроме оформления группы) дети могут практически использовать в своих целях. Подарок, украшение для своей комнаты…
Чтобы работа могла сохраняться долгое время мы стараемся использовать такие материалы как нитки, шпагат, ткань, пуговицы, природный материал.
Долговечные, прочные, «настоящие».
— В пять шесть лет дети уже способны и сами создать тряпичную куколку. Как правило, они это делают с большим удовольствием. Такая работа побуждает детей к творчеству, развивает трудолюбие, усидчивость, мелкую моторику рук.
-работа по созданию кукол в основном проводится в соответствии с народным календарем, дети в процессе изготовления кукол знакомятся с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и с традициями русского народа.
Таким образом можно сделать вывод, что обращение к народной кукле как средству воспитания современных детей позволяет обогатить психолого-педагогическую практику:
— кукла способна расширить кругозор знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси;
— воспитать любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям и обычаям;
— прививать обучающимся интерес к швейному делу и конструированию.
Работа над общим проектом сплачивает детский коллектив, учит ответственности, взаимопомощи, терпимости. Способствует созданию в группе духа общности
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)
Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)
Источник
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как много аспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Пути решения проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
Рисование манкой, солью. Дети рисуют непосредственно пальцами и ладошками, рисовать можно двумя руками. С помощью соли или манки ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразны и непредсказуемы. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В свободное время можно поиграть с детьми. Упражнение «Месим тесто» В большую миску насыпаем горох, фасоль. Ребёнок месит его руками, приговаривая: «Месим, месим тесто. Будут, будут из печи булочки и калачи». Упражнение «В поисках сокровищ». Малыш с любопытством погружает ручки в крупу и на ощупь ищет на «дне» маленькое сокровище игрушку. Вечером можно провести представление совместно с детьми обыграть любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» в разных вариантах театра: настольный плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. Это хорошее средство для развития движений пальцев и речи детей. Игра с песком «Строим мир» Использование именно игр в песок позволяет достигать хороших результатов при решении ряда задач: формирование коммуникативных умений, снятия тревожности, развития мелкой моторики и др. Песок опосредованно способствует развитию речи: развиваем мелкую моторику. Игры с конструктором. Развитию мелкой моторики способствует конструирование, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое
Вейделевского района Белгородской области
Консультация для педагогов:
«Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики рук»
Воспитатель младшей
разновозрастной группы
Гвозденко О.А.
2016г.
Источник