Влияние родов на речевое развитие ребенка

Влияние родов на речевое развитие ребенка thumbnail

Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»

Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.

Почему может страдать речь?

Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:

— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;

— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;

— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;

— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);

— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.

Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.

Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.

Становление речи и влияние на него негативных факторов

Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.

Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.

Читайте также:  Теории психического развития ребенка эльконина

Во время беременности

На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.

Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.

Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.

После родов

После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.

Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.

Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:

Формирование речи ребенка — как помочь?

ЗРР — в чем она проявляется?

Помощь родителей при ЗРР у детей

Источник

  • Беременность – самое радостное и незабываемое событие в жизни каждой женщины. Именно от того, как будет протекать беременность, зависит здоровье и развитие малыша. Процесс родовой деятельности также во многом определяет будущее ребенка и оказывает большое воздействие на его физическое и психическое состояние.

    На речевое развитие детей могут повлиять различные осложнения в период их внутриутробного развития. Токсикозы, гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности могут привести к нарушению формирования речевых центров головного мозга малыша, а также негативно воздействовать на развитие речевого аппарата. Нарушить строение головного мозга и разорвать нейронные связи, повлиять на работу центральной нервной системы ребенка могут такие заболевания женщины во  время беременности, как краснуха, грипп, заболевания почек и печени, нарушения эндокринной системы, резус-конфликты и травмы.

    Крайне нежелательны стрессовые ситуации и негативные эмоции для будущей матери.Особое внимание следует уделить приему медикаментов беременной, которые также непосредственно влияют на здоровье и развитие плода.

    Отдельно стоит поговорить о вопросе влияния вредных привычек беременной на будущую речь и интеллект малыша. К сожалению, не все мамы осознают, каким образом, например, курение наносит вред ребенку и что конкретно подвергается риску. Во время затяжек матери сердцебиение плода резко ускоряется, а его движения постепенно замирают. В этот момент ребенку не хватает кислорода, и как следствие у него отмирает большое количество клеток головного мозга. Как правило, такие дети в будущем очень ослаблены, их развитие во многом отстает от сверстников, они часто болеют. Все эти факторы, в свою очередь, приводят к задержкам речевого развития.

    Тяжело протекающая родовая деятельность (стремительные или затяжные роды) приводит к повреждениям структур головного мозга малыша. Гипоксия, асфиксия, кровоизлияния, травмы шейного отдела позвоночника могут повредить речевые центры, в результате чего в будущем речевое развитие ребенка нарушается. Нередко таким детям ставят диагноз задержка речевого развития.

    В первые месяцы жизни влияние различных негативных факторов на речевое развитие ребенка также актуально. Серьезные инфекционные заболевания новорожденного, травмы головы, воспалительные поражения головного мозга, нарушение слуха также приводят к задержке в развитии речи в будущем.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что закладка речевой функции ребенка происходит еще во внутриутробном периоде. Поэтому будущим мамам стоит с особой ответственностью подходить к беременности и в случае необходимости немедленно обратиться за квалифицированной помощью.  

    Правильное развитие ребенка на всех этапах влияет на здоровье малыша и качество его жизни в целом.

    Если во время беременности наблюдались какие-либо отклонения от нормы или были перенесены тяжелые роды, то ребенка необходимо показать нейропсихологу Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”, который сможет провести диагностику ребенка с самого раннего возраста (от 2 месяцев). Нейропсихолог определит и спрогнозирует речевое, интеллектуальное, психическое развитие малыша, даст необходимые рекомендации по вопросам профилактики или коррекции отклонений.

    Автор: Габышева В. А.

Источник

Читайте также:  Ребенок 1 год отставание в развитии

Если подумать, роды довольно сложный и ответственный процесс. Сложный в том плане, что успешность его протекания зависит от множества психологических, физиологических и организационных факторов. Мария Мельник — гештальт терапевт, практикующий детский психолог  рассказывает что происходит с ребенком, если в этом тонком процессе что-то пошло не так.

В общем и целом больше, всего нас, собственно, интересует вопрос, была ли во время родов повреждена каким-то образом нервная система ребенка. Если совсем на пальцах, есть два условных способа, которыми она могла быть повреждена: травма или гипоксия.

maxresdefault

Травма, это когда в процессе родов были повреждены головной или спинной мозг ребенка. Это может, например, произойти, когда при слабой родовой деятельности ребенка достают щипцами или выдавливают.

В сферической в вакууме ситуации, в родах ребенок должен успеть сгруппироваться и войти в родовые пути, которые к тому времени достаточно раскрылись. Схватки нужны для того чтобы подтолкнуть ребенка в родовые пути, потуги – чтобы он оттуда вышел. В подавляющем большинстве случаев, в родовые пути ребенок входит головой вперед. Поэтому если он не успел сгруппироваться, или шейка не раскрылась, или схватки очень сильные и быстрые (что бывает при стремительных родах или стимуляции большими дозами окситоцина) – риск травмироваться возрастает. Особенно это касается случаев механического воздействия – нельзя же предупредить ребенка «на счет «три» мы тебя выдавливаем, будь готов!».

Husband Comforting Pregnant Wife

Husband Comforting Pregnant Wife

Второй условный фактор – гипоксия.

Это когда в процессе родов нарушается подача кислорода в мозг ребенка, грубо говоря, кислородное голодание. Как вы наверняка знаете, все клетки нашего организма потребляют кислород, и от этого напрямую зависит их жизнедеятельность (то есть без кислорода они погибают). И нервные клетки не исключение. Поэтому гипоксия это очень неполезно и чем она интенсивнее, тем более далеко идущие последствия может иметь.

Собственно, пока ребенок не родится и не вдохнет сам, кислород он получает через пуповину (через мамины легкие и сердце). Поэтому если вы рожали двое суток в полуобморочном состоянии и вам вкололи все, что было в местной аптеке, чтобы хоть как то привести в себя, навряд ли ваш организм, и, тем более, организм ребенка, получал в это время достаточное количество кислорода. Но просто ваш организм выносливее и вам проще оклематься.

Ну и само собой обвития – это тоже фактор риска гипоксии, потому что пуповина пережимает сонные артерии, и не дает крови нормально циркулировать от сердца в мозг.

69 фактов в пользу естественных родов

В какие последствия это все это может вылиться, спросите вы? В какие угодно. Потому что все зависит от степени травматизации, особенностей ситуации и оказанной помощи и адаптивных способностей конкретного ребенка. Поврежденная во время родов нервная система ребенка это серьезный фактор нарушений в развитии. Не смысла их тут перечислять, но самые часто встречаемые на сегодняшний день: задержка речевого развития, минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания и гиперактивности. И проявиться это может – сразу, через три года, пять, семь (я, например, довольно долго думала, что в семь уже не может, пока не встретила в работе).

Тут, к сожалению, придется отметить, что у нас волшебная страна, поэтому квалификация некоторых медработников и техническое оснащения некоторых родильных домов оставляют желать лучшего. Особенно за пределами крупных городов.

Например, травма или гипоксия могла быть, но ее не заметили. А сразу она не проявилась. Обычно после родов ребенка осматривает неонатолог (специальный такой врач новорожденных) и, если не видит никаких серьезных нарушений, через три дня выписывают. Но незначительных повреждений нервной системы на десятиминутном осмотре может быть не видно. Их видно только после специфических анализов, которые долго, дорого, и никто не будет делать.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 месяца дошкольное воспитание

e3e828a0807d0a3957e4028c4abc6048

Или травма была, ее заметили, но не сказали. Потому что разбираться с этом – не специализация роддома и потому что родители, вероятно, такой новости не слишком обрадуются, а проблемы и плохая статистика никому не нужны.

Я на пример по роду работы знаю множество волшебных историй на тему «Доктор, а почему у меня зеленые/черные воды? – А это ничего страшного, просто ребеночек заждался рождаться, это у всех бывает». Зеленые или черные воды это конкретные следствия гипоксии, притом довольно серьезной и врач, скорее всего, это знает. Но если скажет маме, начнутся слезы и скандалы, так что нечего портить себе смену, а ей радость материнства.

Давайте оговоримся сразу, что я тут не стремлюсь как то осудить врачей и вообще медперсонал. Потому что ситуации в родах иногда бывают такими, что надо чем-то жертвовать, если хочешь спасти и мать и ребенка. И потому что у них тоже бывают адские смены, копеечные зарплаты и недосмотры из-за усталости.

Так что да, придется признать, что ваш ребенок это ваша ответственность и иногда вам надо значительно больше чем им.

rodi

Что делать, чтобы тяжелых родов с вами не случилось?
Готовиться к родам. Со всей ответственностью. Легкие роды это на 90% ваша моральная, психологическая и физическая подготовка. Рожать на самом деле может быть не страшно и не больно, если очень этого захотеть. В этом плане прогресс уже наступил, потому хороших студий и специалистов по подготовке к родам очень много. Йога для беременных, дыхательные техники, арт-терапия и обучающие курсы – выбирай любую комбинацию и рожай, как человек, здорового ребенка. Внимательно выбрать роддом и врача. Тут даже комментарии излишни. Как выбрать нормального врача, кстати, тоже учат на курсах для беременных.

Что делать если тяжелые роды с вами уже случились?
Глубоко вдохнуть, посчитать до десяти и заметить, что конца света пока не наступило.
А раз не наступило, вам стоит обзавестись двумя стратегическими контактами – хорошего детского психолога и невропатолога, а так же глубоким пониманием, что чем раньше вы заметите нарушения в развитии вашего ребенка и начнете работу по их коррекции, тем больше у вас шансов вырастить здорового ребенка.

Various

Невропатолог вам нужен для того, чтобы показывать ему время от времени (желательно раз в полгода) ребенка на предмет своевременного развития и правильного функционирования нервной системы. И для качественного и эффективного лечения, если что-то пошло не так. Поэтому это должен быть не участковый невропатолог, соседка или бабушкина университетская подруга, а хороший специалист, в квалификации которого вы на двести процентов уверены.

О моей личной профессиональной борьбе с участковыми невропатологами, которые не хотят лечить и давать направления в коррекционные центры, а так же выписывают витамины группы В и валерьянку вообще от всего, уже можно слогать легенды. Поэтому, правда, озаботьтесь и найдите такого, которому сможете доверять.

Психолог вам нужен для того чтобы проводить регулярную (тоже примерно раз в полгода) диагностику развития ребенка, и, если понадобится, разработать курс коррекционных и развивающих занятий. Хорошо бы чтобы это был дипломированный (приличным вузом, а не Хогвардсом) и опытный специалист, видевший хоть раз в жизни «Мюнхенскую функциональную диагностику развития» (международная методика диагностики развития детей до 3 лет), которому доверяете не только вы, но и ваш ребенок.

Детский-психолог-решаем-проблемы-вместе1

По ходу дела могут еще понадобиться логопед и психиатр, но если два вышеупомянутых специалиста адекватны, вас вовремя направят куда надо.

Последнее и самое главное – будьте внимательны. Если в поведении вашего ребенка вам что-то кажется подозрительным или не совсем нормальным (и особенно, если у вас тяжелые роды в анамнезе) – проконсультируйтесь со специалистом. В этом вопросе всегда лучше перебдеть, чем недобдеть. Иногда приводят на прием ребенка с серьезными нарушениями развития и видно, что они не вчера появились, а проявляются уже давно. И я спрашиваю – почему раньше не пришли. Ну, — отвечают родители, — мы думали это так и надо, надеялись — перерастет. Сложно тут винить родителей, потому что часто они и правда не замечают (собственно не знают что надо замечать), но проблема в том, что драгоценное время на коррекцию упущено и работы теперь в два раза больше. Потому что да, еще раз, чем раньше вы заметите нарушения в развитии вашего ребенка и начнете работу по их коррекции, тем больше у вас шансов вырастить здорового ребенка.

Берегите своих детей.

Источник