Влияние родительского отношения на психологическое развитие ребенка

«ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Семья – как много значит это слово! Это самый главный институт воспитания ребенка. Человек находится в этой среде в течение значительной части своей жизни и по длительности воздействия на формирование личности является ключевым элементом жизни. Навыки и восприятие реальности ребенок приобретает в семье и сохраняет в течение всей жизни. Воспитание родителей формирует в ребенке модель его поведения в обществе и в будущем при создании собственной семьи.

В целом можно сказать, что роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: как складывались взаимоотношения в семье, таким и вырос человек. Уже давно многими психологами и педагогами была доказана это зависимость. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком и посмотреть на его поведение, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие качества в их семье приобретут дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Нельзя не заметить тот факт, что семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, никто не любит его больше, чем мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, но также никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в вопросах воспитания и психологического здоровья ребенка.

        Влияние родителей на собственного ребёнка проявляется в самых различных формах. Любое совместное времяпрепровождение, будет это прогулка, готовка обеда или ужина, чаепитие, чтение книг или занятие спортом, несомненно играет важную роль в создании гармоничных семейных отношений. В современном мире очень часто ребенок воспринимает родителей, как указывающий, контролирующий, требующий и жестоко карающий в случае неповиновения орган. Это может объясняться тем, что основные силы родителей расходуются на материальное обеспечение семьи, и зачастую сил не остается на духовное формирование личности ребенка, на его воспитание, а минимальный контакт родителей сводится к контролю за внешним видом, здоровьем, успехам ребенка в образовательном учреждении. Безусловно, такой контроль необходим, поскольку это прививает малышу навыки ухода за собой, ответственность, но крайне важно выстроить с ребенком доверительные и дружеские отношения.

Психология выделяет 3 основных (обобщенных) типа детско-родительских отношений:

1.Оптимальный тип, (демократический стиль воспитания, авторитетный, сотрудничество) где преобладает взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. Самооценка ребенка и его представления о самом себе развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается, поскольку родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам, при этом проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

2. Тип излишней вовлеченности (попустительский стиль воспитания, либеральный, снисходительный, гипоопека). Такой тип отношений характеризуется неумеренной родительской любовью, чрезмерной опекой и участием во всех делах ребёнка, даже проникновением в его внутренний мир. Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. В этом случае эго ребенка как бы »растворяется», он растет несамостоятельным, понятия «можно-нельзя», »хорошо-плохо» ему не понятны. Неумеренная любовь усиливает существующие у ребенка проблемы развития и порождает проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг малыша стену из любви, такие родители тормозят процесс понимания и усвоения им норм поведения в обществе. Они немедленно выполняют любое требование ребенка, часто даже предугадывая его. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Их ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным. Проблема становится особенно заметной при поступлении ребенка в школу. Он совершенно искренне не поймёт требований и запретов учителя, и будет проситься к маме. Навязанная неправильным воспитанием ребёнка его инфантильность проявляется в медленном развитии лобных функций мозга, и, если вовремя не обратить на это внимание, это может принять и необратимый характер.

3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение, авторитарный стиль воспитания, диктат, доминирование)

Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют (все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле), либо наоборот, не обращают на него внимания. Родители могут ограничивать самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Все это, а также отсутствие внимания родителя, приводит к низкой самооценке и к самоуничтожению личности ребёнка. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка, а в будущем и взрослого человека может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим

Из этого можно сделать вывод, что тот объем любви, принятия, понимания и уважения, которые родители заложат в своего дитя в детском возрасте, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным.

Нельзя также забывать про важность общения детей с бабушками и дедушками, ведь именно они являются тем звеном, которое позволяет не только прикоснуться к истории семьи, но и научиться опыту. Это те люди, которые всегда выслушают, поймут, посочувствуют не только своих детей, но и внуков. Опыт и мудрость старшего поколения зачастую позволяет принять правильное решение в той или иной ситуации, касающейся как воспитания, взаимоотношений, но и элементарных бытовых вопросов, помогут избежать ошибок, нужно лишь уметь прислушиваться к сказанному ими.

Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все же ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на родителей. И только они могут сделать отношения с ребенком гармоничными, дружескими, основанными на взаимном уважении. Воспитание ребенка – сложный и трудоемкий процесс, требующий особых усилий, терпения, наличия времени и, самое главное, искреннего желания вложить в собственного ребенка свои самые лучшие качества и умения для того, чтобы он вырос и смог в полной мере наслаждаться жизнью и жить в социуме, чтобы в будущем суметь построить крепкую семью на основе наглядного опыта своих родителей.

Источник

Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Влияние семейных отношений на

психическое развитие детей.

Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.

Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.

Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.

Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.

• Авторитарный.

Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.

• Гиперопека.

Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.

• Гипоопека.

Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.

У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.

• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).

В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке.Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».

Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э

• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.

Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания,поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.

Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.

Источник

        Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.

        Влияние родителей на психическое развитие ребёнка изучается с 20-х гг. ХХ в. Л. Б. Шнейдер писала: Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно- психическое состояние детей».

Все перечисленное возможно реализовать только в условиях семейного воспитания. Ребёнок является неотъемлемой частью семьи. Семья без ребёнка не может быть полной так же, как ребёнок не может быть полноценным без семьи. Связь между родителями и детьми является наиболее сильной среди человеческих связей.

У того же автора читаем: «Разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития».

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничному развитию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая позволяет ему чувствовать себя защищённым и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Указывая на специфичность воздействия на ребёнка внутрисемейных отношений, особенно Л. Б. Шнейдер выделяет такой компонент детско-родительских отношений как родительская любовь: «Человек должен … всё своё детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей».

Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.

В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.

Влияние семьи реализуется следующим образом:

Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.

Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.

Родители служат источником необходимого жизненного опыта.

Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.

Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.

Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок во взаимодействии с близкими людьми переживает первый опыт любви, дружбы, чувства долга, ответственности, справедливости.

Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:

– внимательные,

– боязливые,

– тщеславные,

–сердитые,

– раздражительные,

– приспособляющиеся,

– общительные,

– сенсационные,

– настойчивые,

– постоянные,

– уверенные,

– обнадёживающие.

П. Ф. Лесгафт определил шесть позиций родителей относительно  детей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети отличаются лицемерием, лживостью, невысоким интеллектом или задержкой умственного развития.

2. Родители всегда восхищаются своими детьми, считают их совершенством. Дети характеризуются эгоистичностью, поверхностными интересами, самоуверенностью.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети добросердечные, интеллектуально развитые, стремятся к знаниям.

4. Родители почти всегда недовольны ребёнком, его часто критикуют и порицают. Ребёнок отличается раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью.

5. Родители излишне балуют и оберегают ребёнка. Он растет ленивым, социально незрелым.

6. Родители с выраженными финансовыми трудностями формируют детей с пессимистическим отношением к окружающему миру.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие типы родительских отношений:

  1. Принятие / отвержение.

Принятие: ребёнок нравится родителям такой, каким он есть. Родители уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему.

Отвержение: родители считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачником, по большей части испытывая к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Такие родители не доверяют ребёнку, не уважают его.

2. Кооперация – родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются всегда помогать ему. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребенка.

3.Симбиоз – родители постоянно ощущают тревогу за ребёнка, он воспринимается ими как маленький и беззащитный. Родители не предоставляют ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация – родители настаивают на безоговорочном послушании и дисциплине. Они стремятся во всём навязать ребенку свою волю, пристально следят за социальным поведением ребёнка и требуют социального успеха.

5. Маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок считается неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных воздействий. Родители стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.

Анализ научных источников показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, характеризующих родительские отношения, всегда можно отметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Е. О. Смирнова и М. В. Быкова говорят о двух противоположных моментах в родительских отношениях: безусловном (состоит из принятия, любви, сопереживания и т. д.) и условном (включает объективную оценку, контроль, направленность на воспитание конкретных качеств).

Ребёнок нуждается в обоих родителях – любящих отце и матери. Отношения между супругами имеют существенное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка формируют ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Конфликты между родителями травмируют ребенка.

Особенно негативно на развитие детей влияет пребывание в ситуации постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями нервно-психического характера (в виде задержки речевого / умственного / моторного развития). Такие дети обычно робки или, наоборот, перевозбуждены, недостаточно самостоятельны в работе, с трудом понимают требования, предъявляемые к ним. Отличаются, как правило, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью и неспособностью сосредоточиться на заданной деятельности. Семья как социально-психологический феномен характеризуется определённой направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребёнка. Например, многочисленными исследованиями установлена  зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребёнка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребёнка.

Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.

Итогом взаимодействия с родителями являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.

Родителям с целью улучшения детско-родительских отношений и позитивного воздействия на учебную мотивацию  могут быть даны следующие рекомендации и указания:

— в младшем возрасте дети полностью доверяют родителям, безоговорочно принимают их оценки и замечания, а значит именно от того как будут оценены его результаты, успехи и неудачи очень сильно  зависит самооценка ребенка,

— родителям следует сформировать интерес к получению новых знаний у   ребенка, предоставлять ему возможность изучать и узнавать свои интересы,

— найти время для совместных занятий с ребенком, посещать с ребенком выставки, музеи, научные центры, культурные мероприятия, читать и обсуждать с ним познавательные книги, смотреть научно-популярные фильмы и совместно анализировать увиденное,

— содействовать формированию новых идей у ребенка, участвовать не только в школьных, но и в разных общественных мероприятиях,

— показать ребенку связь между обучением в школе и его интересами,

— найти в своем окружении старшего по возрасту ребенка с познавательной направленностью и способствовать общению детей,

— тренировать у ребенка трудолюбие и волевые проявления, поручать ему регулярные домашние обязанности,

— продумать систему вознаграждения ребенка за успехи, причем те, которые трудны и полностью зависят от приложенных им усилий, поощрять старание, даже если ребенок не достиг значимого результата,

— ставить перед ребенком краткосрочные задачи, цели, крупные задачи целесообразно разделять  на несколько меньших частей,

— научить ребенка организовывать свое время,

— формировать у ребенка чувство личной ответственности за достижение результата,

  • в период обучения демонстрировать положительное отношение к школе, высоко оценивать роль образования, быть осторожными в своих высказываниях в отношении педагогов.
    1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.
    2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1978. — №4.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.
    4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.
    5. Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003
    6. Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. —  Владивосток, 2003. — 340 с.
    7. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 325 с.
    8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2001. – 464 с.
    9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка — М., 1997.
    10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144 с.
    11. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М., 2000.
    12. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М., 2007. – 800 с.
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 255 с.

    Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Воронеж, 1991. – 416 с.

    Источник