Влияние родительского отношения на эмоциональное развитие ребенка

Влияние родительского отношения на эмоциональное развитие ребенка thumbnail

                                                  Консультация для родителей.
Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
      Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью ю зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье е детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребёнка являются следующие ситуации:
— когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
— когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
— когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
— когда родители открыто или косвенно говорят ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
— когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
           В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

 Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакция протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительно изменить ситуации.

Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально но. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во и многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Это тип обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следователь но, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
                                                    «Семья-третий лишний»

 В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасения за жизнь и здоровье е родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. 
          Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного общения с детьми, включающий в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, — это поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.
           Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей и детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.
        В отличие от сформировавшейся личности ребенок дошкольник не владеет защитным механизмом, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
          Установки, по мнению Н.Л. Кряжвой, — это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость — глупость. 
        Уметь слушать ребенка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознать, что в диалоге рождается доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует способности оценить себя с позиции партнера. Взрослый проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразие припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становиться ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается её значимость.
         Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. В детском саду такие дети чувствуют себя особенно одинокими и покинутыми. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. При необходимости нужно поговорить с воспитателями о трудностях пребывания в детском саду. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние обеспечить ребенку любящий родитель. 
Родительские директивы, оценки и установки.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития для ребенка с рда

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

— Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

Замкнутость, отчужденность, угодливость, льстивость.

-Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

-Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение.

-Радость ты моя!

— Нытик! Плакса!

Внутренняя озлобленность, чрезмерное восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

-Поплачь, станет легче.

— Ну что за ребенок! Все готов отдать!

Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

— Молодец, делишься с друзьями!

-Не твоего ума дело!

Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самопознания и идентификации.

-А ты как думаешь?

-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

Тревожность, страхи, мнительность.

— Закаляйся, будь здоров!

— Ты — копия своего папочки (мамочки)!

Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями.

— Папа у нас замечательный!
— Мама у нас умница!

— Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

— Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться!

— Не кричи так! Оглохнешь!

Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

— А давай пошепчемся на ушко…

— Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков)
— Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек)

Осложнения меж полового общения, нарушения психосексуального развития.

— Все люди равны между собой, но как они похожи, и это замечательно!

— Ты просто грязнуля и замарашка!

Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

— Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

— Ты плохой – обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

-Ты самый любимый и я тебя никогда не брошу!

Читайте также:  Точки воздействия на развитие речи ребенка

-Жизнь такая трудная.… Вырастешь, тогда поймешь!

Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия.

— Все будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!

Уйди с глаз моих, не маячь, пройди, займись чем-нибудь!

Озлобленность, скрытость, отчужденность.

— Давай с тобой разберемся вместе, иди ко мне!

— Не ешь много сладкого, а то растолстеешь, и тебя никто любить не будет! —

Нарушение образа «Я» комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушение взаимоотношений, подозрительность.

Кушай на здоровье!

— В этом мире можно надеяться только на себя – все вокруг обманщики!

Подозрительность, страхи, нарушение межличностных конфликтов, тревожность, страхи.

 — На свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!

— Ну, в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок!

Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности.

— Как ты мне нравишься!

— Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать!

Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения.

— Ты какой молодец, можешь и сам все сделать!

— Да подожди ты! Вечно ты не вовремя!

Скрытость, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышение психоэмоционального напряжения.

-Если хочешь, я могу тебе помочь.

— Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

— Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

(На основе классификации Н.Л. Кряжевой)

             Принятие ребёнка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих, учит с уважением относится к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребёнка.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Источник

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. 

А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками и взрослыми.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В отечественной психологии упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях.

Согласно концепции отношений В.Н. Мясищева, в структуре собственно родительского отношения можно выделить три компонента, с помощью которых описываются психологические отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. 

Эмоциональный компонент родительского отношения — совокупность переживаний, связанных с ребенком; когнитивный — представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях ребенка; поведенческий — стиль обращения с ребенком.

Семья на протяжении всего периода взросления ребёнка играет одну из определяющих ролей в развитии его личности: его эмоционально-волевая, нравственная сферы, особенности поведения, характер формируются в семье. Во многом психическое развитие ребёнка определяетсяродительской позицией и родительским отношением.

По определению А.С. Спиваковской, родительская позиция — это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с ним, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные или бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения детей и взаимопонимания с ними.

А.Я. Варга и В.В. Столин (1995) дают следующую трактовку понятия «родительское отношение»:        система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Изучением проблемы детско-родительских отношений в различных аспектах занимались многие отечественные и зарубежные авторы: оптимизация детско-родительских отношений через педагогическое просвещение родителей (Т.Н. Дронов, Г. Кравцов, А. Маркова, С.И. Мушенко), влияние родительского отношения на психическое развитие ребёнка (А.Я. Варга, А.И. Захаров, П.Ф. Лесгафт, А.В. Петровский, В.В. Столин), типы нарушения семейного воспитанияи развитие детей (А.А. Бодалев, К. Леонгард, Н.Ю. Сигягина, Р. Снайдер, А.С. Спиваковская), формирование эмоций и взаимоотношения детей с родителями (Г.М. Бреслав, Т.А. Данилина, Е.И. Изотова) и др.

Читайте также:  Как заниматься с 3 летним ребенком для развития

Е.Б. Насонова выделила четыре группы семей, отличающихся по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей:

Семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций (гиперопекающие родители);

Семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требования дисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальных потребностей ребенка (разумная любовь);

Семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений (амбивалентное родительское отношение);

Семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми. Данная классификация указывает на значимость характера эмоциональных связей в семье.

В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. 

Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем приятия ребёнка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребёнка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям свойственны такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев (1987) выделяют три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое — чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством от всех неврозов является хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. 

Чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я-Мир», и является необходимым условием его развития.

Итак, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой стороны – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Источник