Влияние речи взрослого на развитие психики ребенка

Влияние речи взрослого на развитие психики ребенка thumbnail

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома — говорит и говорит, напевает песенки.Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи?

Ответ

Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

Просмотров: 7491
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология ребенка

Другие новости по теме:

  • «Ты уже большой!»!
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • В какой последовательности развивается речь малыша?
  • Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?
  • Детское словотворчество
  • Закрепление у ребенка раннего возраста основных правил поведения
  • Игра как деятельность
  • Как должен вести себя взрослый когда ребенок выбрасывает игрушки из манежа?
  • Как отражается на поведении ребенка оценка взрослых?
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Кризис 3 лет
  • Кризис 3 лет и позиции родителей
  • Наглядно-действенное мышление
  • Нужно ли показывать и навязывать ребенку в 6-летнем возрасте умения рисовать, играть, конструировать?
  • Нужно ли разрешать ребенку помогать по хозяйству, зная, что от его помощи одна помеха?
  • Особенности мышления у детей раннего возраста
  • Отношение к игрушкам у детей раннего возраста
  • Подготовьтесь к разговору
  • Почему дети лгут?
  • Развитие звуковой стороны речи у детей раннего возраста
  • Развитие изобразительных способностей у детей
  • Речь
  • Слышит ли новорожденный ребенок?
  • У кого лучше развито воображение: у взрослого или у ребенка?
  • Узнает ли себя ребенок в зеркале?
  • Формирование представлений о цветах у детей раннего возраста
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка грудного возраста действовать с предметами, игрушками?
  • Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:
          
    Код для вставки в форум (BBCode):
          
    Прямая ссылка на эту публикацию:
          

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так — свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

    Источник

    ♦ «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опеки во всем.

    ! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.

    1.19

    Ситуация. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

    2 Правильно ли поступает мама Наташи?

    2 Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

    Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.

    ! Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор.

    1.20

    Ситуация. Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной дочкой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».

    Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца?

    Как мама должна беседовать с дочкой?

    Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развиваются способности младенца к овладению речью.

    Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко…» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается…» и т. п.).

    Читайте также:  Роль разных факторов развития ребенка

    Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется – надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему – повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла – тебе нравится так сидеть»). Можно играть словами («Полетели–полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

    ! В общении с ребенком учитывайте его потребности.

    1.21

    Ситуация. Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

    Что это дает для психического развития младенца?

    Решение. Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младенец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зрительный контакт). От этого зависит то, каким образом будет развиваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.

    ! Сосредоточенное внимание ребенка – объективный показатель его заинтересованности объектом познания.

    1.22

    Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

    Почему это случилось?

    Решение. Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непривычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение взрослого – форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волнение – и ребенок начинает плакать.

    ! Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.

    1.23

    Вопрос. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?

    Назовите приемы формирования действий с предметами.

    Ответ. Предметные действия ребенка основаны на совершенствовании рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их захватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для развития мышления малыша.

    ! От предметных действий ребенка лежит путь к развитию его мышления.

    1.24

    Ситуация. В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами.

    Чем это можно объяснить?

    Решение. Задержка в умении действовать с предметами может быть вызвана отсутствием условий для этого и ошибками в воспитании.

    1.25

    Ситуация. Речь – наиболее выразительный показатель умственного развития малыша. С самого рождения мама должна развивать речь ребенка. С этой целью она наклоняется над кроваткой так, чтобы ребенок видел ее рот, и произносит сначала простые звуки («гкх»), а потом более сложные («ага», «угу»).

    Какая цель ставится мамой в этот период развития речи ребенка? Предположите, к чему это приведет.

    Решение. Задача мамы – побудить ребенка ответить, подражая и маме, и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артикуляцию, но и приучает младенца слушать чужую речь, вслушиваться в нее – умение, которое так понадобится ему впоследствии.

    ! Чаще побуждайте ребенка к диалогу.

    1.26

    Вопрос. В какой последовательности развивается речь малыша?

    По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

    Ответ. Речь младенца развивается следующим образом: «комплекс оживления» (2–2,5 месяца), гуление (2–4 месяца), лепет, подражание (5–6 месяцев), фонемы родного языка, понимание некоторых слов и речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов к концу первого года жизни.

    Причинами задержки речевого развития могут быть:

    ♦ недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора;

    ♦ боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;

    ♦ отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.

    1.27

    Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, японские малыши уже не могут уловить разницы в звучании согласных «р» и «л».

    Каким образом можно использовать эти данные в воспитании ребенка?

    Решение. Обучение чужому языку надо начинать рано. И легче всего это делать, когда дети растут в двуязычной среде.

    Не упускайте возможности в сензитивный период развивать речь ребенка.

    1.28

    Вопрос. Что делать маме, если ее малыш оказался молчуном?

    Ответ. Речь не только отражает степень умственного развития, но и стимулирует формирование интеллекта ребенка. Поэтому мама, не отчаиваясь, должна всячески стараться разговорить малыша.

    Читайте также:  Психического развития ребенка в бихевиоризме

    Можно подойти к нему и сказать что–то очень ласковое, доброе и, интонационно не завершив фразу, замолчать, выдержать паузу. Малыш станет смотреть на маму, ожидая продолжения, и заявит об этом, используя свои речевые возможности (за что нужно похвалить ребенка, в награду дать игрушку).

    ! Чаще устанавливайте контакты с ребенком, в которых он вынужден что–то отвечать.

    1.29

    Вопрос. Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании?

    Источник

    Лариса Муллагулова
    Консультация «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

    Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

    Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

    Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.

    Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

    Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

    Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

    Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

    Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

    СЛОВА-ПАРАЗИТЫ

    Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

    Жил-был этот, как его,

    Ну, значит, и того,

    Жило это самое…

    Со своею мамою.

    Был еще один чудак –

    Это в общем значит так,

    И его любимый зять.

    Звали зятя

    Так сказать.

    А жену звали ну…

    А соседа звали это…

    А его родители –

    Видишь ли…

    И видите ли…

    А еще какой-то э-э-э

    Жил на верхнем этаже…

    И дружили они все…

    Ну и значит, и вообще.

    Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

    В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» — цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

    Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин».

    Как излечиться от словарных паразитов?

    Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

    Читайте также:  Памятка для родителей развитие мышления ребенка

    • Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

    • Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

    • Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

    • Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

    Сейчас я предлагаю обратиться к нормам русского языка и проверить самих себя.

    Поставьте ударение в словах:

    ПридралАсь, откУпорить, равнО, клАла, тОрты, подбодрИть, звонИшь, красИвее, звонИт, коталОг, балУешься, балОванный, баловАть, жалюзИ, завИдно, включИшь, облегчИть.

    Использованная литература:

    1. Статья «Роль общения взрослого и ребенка для развития речи ребенка» Виноградова Н. И.

    2. Статья «Развитие речи у детей» Ясинская Л. И.

    3. Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. О. И. Соловьева. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду»

    Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

    4. Статья «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Салимгараева Г. Р.

    Источник

    2.1.
    Объясните, почему недоношенные дети
    опережают по своему развитию доношенных
    сверстников (если считать по гестационному
    возрасту исчисленному от момента
    зачатия). Почему тем не менее уровень
    развития недоношенного ребенка в 4
    месяца со дня его рождения не соответствует
    таковому у доношенных сверстников?

    Ответ:
    недоношенным детям свойственны более
    быстрые темпы физического развития,
    чем доношенным, причем чем меньше была
    масса тела при рождении, тем быстрее
    она увеличивается. Так, если у доношенного
    ребенка масса тела обычно удваивается
    по сравнению с первоначальной к 4-5
    месяцам, у недоношенного с массой тела
    2000-2500 граммов — к 3-3,5 месяцам, с массой
    тела 1000-1500 — к 2,5-3 месяцам, а с массой тела
    800-1000 граммов — к концу 2-го месяца.

    Однако
    нервно-психическое развитие недоношенных
    детей идет медленнее и запаздывает
    примерно на 3-4 месяца. Оно зависит и от
    первоначальной массы тела, и от того,
    родился ли ребенок только недоношенным,
    или к тому же еще и больным. Зависимость
    нервно-психического развития ребенка
    от степени недоношенности особенно
    заметна в первые шесть месяцев.

    Медленнее
    догоняют своих сверстников дети, матери
    которых страдают хроническими
    заболеваниями или перенесли токсикоз
    беременности, осложненные роды. В этих
    случаях снижение темпов роста и развития
    обусловлено не только незрелостью, но
    и прямым влиянием на нервную систему
    ребенка кислородного голодания,
    интоксикации и других неблагоприятных
    факторов.

    2.2.
    Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время
    на прогулке и дома говорит и говорит,
    напевает песенки.

    Соседка
    сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь,
    она все равно ничего не понимает!»

    Правильно
    ли поступает мама Наташи? Какое влияние
    оказывает речь взрослого на развитие
    психики ребенка?

    Ответ:
    Мама Наташи поступает правильно. Речь
    взрослого развивает положительные
    эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и
    не говорит, но уже слышит речь и
    определенным образом связывает слова
    с предметами окружающего ее мира. Чем
    больше ребенок в первые месяцы жизни
    слушает и чем чаще мать отвечает на
    малейший лепет ребенка, тем интенсивнее
    развиваются его способности к овладению
    речью.

    2.3.
    Мише (9 месяцев) очень нравиться выбрасывать
    игрушки из кровати. Мама постоянно
    поднимает игрушки и кладет их в кроватку,
    а сын достает их и снова бросает на пол.

    Как
    должна вести себя мама в данной ситуации?

    Какой
    вид мышления развивается у малыша при
    подобных действиях с игрушками,
    предметами?

    Ответ:
    с 4 до 7 месяцев младенец активно
    обнаруживает скрытые свойства объектов,
    он притягивает и рассматривает предметы,
    хватает и отбрасывает их, причем в
    определенное место, например на пол,
    чтобы услышать звук; в возрасте с 7 до
    10 месяцев малыш соотносит предмет с
    определенным местом в пространстве,
    части с целым предметом. Он вкладывает
    и вынимает предметы, укладывает их на
    определенное место, придает предмету
    устойчивость, всовывает и нанизывает,
    перемещает предмет толчками в определенном
    направлении, отталкивает его для того,
    чтобы достать знакомый предмет,
    захлопывает крышку.

    Мама
    может предоставить Мише больше
    возможностей для развития, дав ему
    возможность передвигаться самостоятельно
    и предложив ему для исследования игрушки
    или объекты, которые соответствуют его
    этапу развития (пирамидку, например). В
    таком случае ребенок сам берет нужные
    ему предметы, активно познает их свойства
    и соотносит предмет с определённым
    местом в пространстве. До года у младенцев
    развивается наглядно–действенное
    мышление (первая ступень развития
    мышления)

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник