Влияние речи на развитие познавательной деятельности ребенка
Елена Шипицына
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть II)
часть 1
наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений дети открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Мы вместе рассматриваем разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.
Так, осенью во время прогулок-открытий внимание детей обращаю на овощи и фрукты. Мы рассматриваем их, составляем из них «живые» натюрморты. Рассматривая осенние цветы, обращаю внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Рассматривая деревья, обращаю внимание на их осеннее убранство, отмечая разнообразие цветов оттенков листьев. В ноябре отмечаем изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Поздней осенью вместе с детьми рассматриваем кору разных пород деревьев, отмечаем разнообразие цвета, фактуры (гладкая, шершавая). Так же обращаю внимание детейна разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой (подорожник, мать-и- мачеха, с тремя пластинками (клевер, земляника, с сильно изрезанными краями (своеобразие рисунка края у разных листьев).Во время прогулок-открытий дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков.
Особое внимание в своей работе я уделяю самому близкому для человека дереву – березе, используя разные формы деятельности: занятия на природе, прогулки-открытия, занятие-загадка в природе, игры-импровизации, русские народные игры и игровые припевы. Играя с детьми в игру «Вопрошайки», предлагаю отгадать, что находится в коробочке. В «волшебной» коробочке лежит необыкновенная «одежда» деревьев, которую они сначала могут потрогать, а потом уж посмотреть. Дети, получив картонку с определенными кусочками коры, угадывают название дерева и находят его на территории участка. Выясняем с детьми для чего же нужна кора деревьям? (Оберегает их от жгучего мороза, от палящих лучей солнца, защищает от всяких повреждений и от случайных ушибов.) Как называется верхний слой коры белоствольных березок? Можно ли бересту назвать защитницей березы. Далее предлагаю детям превратиться в «ученых»: вооружиться чудо-приборами — лупами и рассмотреть с их помощью и невооруженным глазом бересту березы.После исследования предлагаю на обсуждение свою версию: береста березы почему-то напоминает тоненькую книжку со склеенными страницами. И предлагаю еще раз рассмотреть кусочек бересты под лупой, подводя к выводу, что береста слоится. Затем предлагаю сравнить бересту с кожей человека. Чем они похожи и чем отличаются? (Живые клетки человека и живые растительные клетки, но только береста состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко соединенных друг с другом).
Затем выясняю у детей: стареют ли клетки кожи человека и «кожи» дерева? Показываю старый слой бересты, находящийся на поверхности ствола, и самый молодой, находящийся в глубине ствола, уточняя знания детей о процессе замены у человека старых ороговевших клеток кожи. Дети имитируют этот процесс при помощи ладоней рук. Одна группа детей соединяет ладони плотно, другая — снизу тихонько раздвигает их и ставит свои ладони над ними. Вот так же происходит замена верхнего слоя коры березы — бересты. Затем выясняем, почему береста не тонет? Можно ли снимать бересту с растущих живых деревьев? Почему?
В следующий раз мы открываем еще одну тайну: почему березу называют белоствольной, отчего у нее ствол белого цвета? (черными кусочками ткани проводим по коре). В клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок – бетулин, который покрывает кору берез тоненьким слоем. Отвечая на вопрос, почему березу называют чернобровой, ищем так называемые черные «брови» берез и проверяем у всех ли берез на стволах есть черные поперечные полоски-чечевички. Узнаем, что береза дышит не только с помощью листьев, но и еще при помощи чечевичек, которые состоят из рыхлой древесной ткани, между клетками которой имеются как бы окошечки — отверстия. Вот через них и проходит воздух, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают и, что происходит с чечевичками? (за-крываются). А какие превращения с чечевичками произойдут весной? Кто их разбудит?
Отправляясь на экскурсию в березовую рощу, находим «семьи» берез, растущих из одного ствола, молодые и старые деревья, деревья с по-вреждениями.
И выясняем, почему эту группу берез можно назвать семьей? Находим березу-Отца, березу-Мать, березу-Бабушку, березок- Детей. Чем люди и деревья похожи друг на друга? (Живые, растут, дышат, питаются, дают потомство и т. д.)
Затем касаемся кончиками пальцев своей кожицы на щеке и коры молоденькой березки и осторожно проводим подушечками пальцев по глубоким «морщинам» — зарубинам березы-«старушки», и делимся своими ощущениями. Выясняем, отчего появляются морщины-зазубрины на березе и у человека?
По моему мнению, ценность поисковой деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.
Таким образом, для речевого развития огромное значение играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) использую новые. Например, «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Заранее определяю объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) По пути на место внимательно осматриваем все вокруг, поддерживаю заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, вместе с детьми вспоминаем известную им сказку (или несколько сказок, отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор идет о сказке «Гуси-лебеди». Вместе с детьми рассматриваем дерево, его ветки, листья и плоды (если есть, пересказываем соответствующий эпизод, при необходимости вспоминаем предшествующие и последующие события сказки, предлагаем свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.
Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №158 города Тюмени.
Консультация
Тема: «Влияние качества речи
на познавательную активность детей»
Подготовила:
воспитатель Фаррахова Г.Ф
Тюмень 2017г.
I.Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Проблема активности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных так как познавательная деятельность является необходимым условием умственного и эмоционального развития.
Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Требования к речи педагога:
Правильность – речь должна соответствовать языковым нормам, то есть педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
Точность – Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотреблении.
Логичность -Умение выражать свои мысли последовательно.
Чистота не допускать слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность речи — интонация, темп речи, сила, высота голоса.
Богатство – лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление слов, соответствующих ситуации и условиям общения.
Речь педагога должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. К требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средства общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Практическая часть
II. Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками влияет на речевое развитие ребенка.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми – это одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, спросить, договориться о совместной игре и т. д. И наоборот, чем ниже познавательная активность ребенка, инициативность, тем скуднее словарь, что весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными, агрессивными.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.
Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, педагогу необходимо стремиться создать такие условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников:
- создание и обогащенной предметно-пространственной среды;
- организация познавательного поиска детей;
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразной деятельности;
- формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Приложение№1
Практикум «Грамоте учиться — всегда пригодиться».
Прежде, чем учить детей быть грамотными, то есть быть успешными в нашем современном мире, мы должны сами быть образцом для подражания.
Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте — хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер — в состоянии научиться писать без ошибок. Итак, приступим к первому заданию.
1. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)-муж тюлем
Лицо скрыто (вуаль) –жен вуалью
Вымою голову (шампунь)-муж шампунем
Голова покрыта (шаль)- жен шалью
2. Расставить ударение и прочесть слова:
Звонит (на И), красивее (на И), баловать (А), щавель (Е), вручит (И), газопровод(На последнюю букву О), исчерпать (на Е), ломота (на последнюю О).
3.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени). КОЛЕН
В саду много (яблони, (вишни, (смородина). ЯБЛОНЬ,ВИШЕН,СМОРОДИНЫ
Карантин по гриппу продолжался 25 (сутки). СУТОК
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ГРАБЕЛЬ
4. Подберите (современные) синонимы к словам:
Бесить — раздражать, выводить из себя, действовать на нервы, подбешивать, сердить, выбешивать.
Прикольно- классно, клево, интересно, здорово, отпад.
Невероятный — афигенный, безумный
Восхищение -очарование, восторг, завороженность, экстаз
Красивый -прекрасный, прелестный, роскошный, шикарный
Круто -феноменально, ништяк, лафа, класс, тип-топ, знатно
5. Исправить предложение:
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (надел)
Коля является ( ведущим) лидером нашей группы.
Когда я вернулся (обратно )к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему (завершающему) концу.
Все дети своевременно выполнили (заданное )задание.
Врачиха выписала детям лекарство.(ВРАЧ ВЫПИСАЛ)
6. Инсценировка пословиц
Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Пугается, как заяц на ветру.
Прячется, как лягушка в камышах.
Елена Шипицына
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I)
часть 2
Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).
Опыт моей работы доказывает, что исследовательская деятельность доступна уже детям с младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину познают их свойства. Плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, пробуют делать пену и рисовать ею. Превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. С возрастом опыты усложняются.Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Они знакомятся с электричеством, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки» и др.
Я читаю, чтобы связно рассказать о чем-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Например, песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить). А для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка, уметь построить сложные предложения,использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер). Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «шаги», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).Например: Белочка – лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т. д.
Живая природа – это тоже объект исследования детей, и, никого не надо убеждать в том, что тому, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запаха первой лопнувшей почки, вряд ли будут в дальнейшей жизни доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты.Дети увлеченно ищут ответы на такие вопросы как: чем нюхает червяк? Сколько лет рыбе? Какие грибки всегда голодные (дрожжи? Сколько сосенке лет? (А сосновой шишке) Почему береста не тонет?
По-моему мнению, познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Поэтому, наша цель, не только расширить словарь ребенка, но и научить углубленному пониманию таких значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты,а так же смысловым отношениям слов (синонимам – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимам – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованию – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход).
Для поддержки интереса в поисковой деятельности некоторые проблемные ситуации я формулирую от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Ворон, от имени которого предлагаются задания – записки. Например,однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните,что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. В ходе работы прослеживается постоянная интеграция исследовательско-речевой работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением художественной литературы, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения,ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы: