Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка thumbnail

Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация,
угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно
детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому
здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом,
ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не
захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5 — 7-летние
дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают
разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей
последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и
послеразводный период приводит к тому, что

  • у 37,7% детей снижается успеваемость,
  • у 19,6% страдает дисциплина дома,
  • 17,4% требуют особого внимания,
  • 8,7% убегают из дома,
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может
расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия
формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию
на его психику супружеских конфликтов. Но вбольшинстве
случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее
влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а
предшествующая ему обстановка в семье.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что
даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать
психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате
развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное
состояние матери может быть даже гибель младенца. Это происходит
потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью,
остаются частью ее организма. При неблагоприятной ситуации в семье
внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а
ребенок оказывается обделенным ее заботой. К тому же, когда молодая
мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной
послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь
нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного
напряжения у матери обычно пропадает молоко.

Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс
мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова не
спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему в
прямом контакте.

Но особенно тяжелая ситуация возникает тогда, когда мать по
какой-то причине вынуждена, пусть даже временно, разлучиться с
младенцем, отдать его в чужие руки.

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Исследования
зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод
родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений
с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в
предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после
развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их
отношений со сверстниками, эмоциональные проявления, характер и степень
осознания переживаемых в семье конфликтов

Дети 2.5 — 3.5 лет реагировали на распад семьи плачем,
расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных
процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и
игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре
создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными
животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители
восстанавливали заботу и физический уход за ними.

Дети 3.5 — 4.5 лет обнаруживали повышенную гневность,
агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты
делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия
игровых форм, для них было характерно проявление чувства вины за распад
семьи.

У детей 5-6 лет также наблюдались усиление агрессии и тревоги,
раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной
группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни
вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по
отцу, желании восстановить семью, у детей не наблюдалось ярко
выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее
уязвимых были нарушены сон и аппетит.

Согласно исследовательским данным наиболее, уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те,
у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в
таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что
значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность
нервных срывов.

Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса
для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом
свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец,
оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами
нравственно-психологического давления со стороны детей из
благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства
неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование
личности ребенка и его адаптация еще более осложняется, если он был
свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые
привели его родителей к разводу, а особенно, если идет настраивание
ребенка одним родителем против другого.
Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности
периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье.

Читайте также:  Лекция возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка

Осложняют процесс социальной адаптации детей настойчивые
попытки родителя после развода устроить свою судьбу, забыв о чувствах и
привязанностях ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок,
часто появляются новые претенденты на роль мужа. Ребенок заброшен. Он
чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено
формирование личности человеконенавистника, для которого не существует
ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.

Но отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным
фактором, но не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации
практически полностью ложится на материнские плечи. Поэтому отсутствие
отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений
развития.

Развод для взрослых — это болезненное, малоприятное,
порой драматическое переживание, на которое они идут по собственной воле
и из лучших побуждений.

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

Для ребенка расставание родителей — это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. Поэтому переживание детьми разрыва родителей изменяется вдиапазоне
от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования
несогласия (своим поведением) с мнением и решением родителей. Взрослые
же в добавление к этому, будучи не в состоянии контролировать
собственные переживания, меняют свое отношение к ребенку, часто
используют его в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций. А
это естественно накладывает отпечаток на формирование личности
ребенка, так как дети во многом воспринимают события, ориентируясь на
реакцию взрослых в столь кризисный для них период.

подробно здесь>>

Источник

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

На современном этапе развития общества институт семьи и брака претерпевает существенные изменения, которые затрагивают как ролевую структуру, так и выполняемые семьей функции. В связи с существующей нестабильностью в брачно-семейных отношениях сегодня происходит рост числа детей, которые воспитываются одним из родителей.

Семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. В дальнейшем ребенок будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.

Распад семьи является острой проблемой нашего общества. Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он, так или иначе, затрагивает. Он всегда переживается как психологическая травма для детей любого возраста. Однако наиболее деструктивно он влияет на детей 5-7 лет. Для нормального психического развития детям в первую очередь необходима стабильность. Именно в этот период у ребенка формируется представление о мире и о взаимоотношениях между людьми. Поэтому дети в период развода испытывают большие трудности и зачастую не могут справиться со своими эмоциями.

Особым этапом эмоционального развития считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.

При всей важности познавательного развития ребенка, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.

В системе эмоционального отношения ребенка к миру особое место занимает фигура близких взрослых — родителей. Когда родители ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.

В исследованиях эмоциональной сферы детей важное место занимают исследования, посвященные проблеме детской тревожности. Ученые указывают, что детская тревожность в основном возникает по вине родителей и одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, является психологический микроклимат семьи. Семейные конфликты, недостаток любви, развод родителей способствуют появлению эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем ребенка. Одним из таких эмоциональных расстройств и является тревожность. В литературе описаны два вида тревожности, связанные с неблагополучием в семье: объективное неблагополучие (алкоголизм родителей, родители не заботятся о ребёнке, постоянные скандалы и конфликты в семье, развод родителей) и, когда при внешнем благополучии ребёнок оказывается в неблагоприятной эмоциональной ситуации не оправдает ожиданий родителей, слишком эмоционально зависит от них, не получает в семье должной эмоциональной поддержки, защиты.

Читайте также:  Развитие художественных способностей ребенка от 1 года до 2 лет

В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств. Подобные нарушения у детей проявляются как отклонения в личностном развитии вследствие эмоционального неблагополучия на фоне трудноразрешимых конфликтов.

Итак, влияние семьи проявляется в следующих заложенных необходимых умениях и навыках ребенка 5-7 лет: 1) естественно проходит фазы своего развития и решает закономерные возрастные проблемы; 2) испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; 3) реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц; 4) обладает устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; 5) способен к сопереживанию; 6) не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Распад семьи имеет для детей много негативных последствий. Так как на психологическое развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, то развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Когда отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случится с ними после развода родителей. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу.

Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, каким образом сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Реакция на неожиданное сообщение о разводе может последовать сразу, а может быть отсроченной во времени. Если она наступает по прошествии трех недель и больше, можно говорить о так называемом синдроме посттравматического стресса. Признаки посттравматического стресса у детей в результате развода родителей могут быть разнообразны: навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения. В некоторых случаях это может быть избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: вещей отца, его имени, упоминаний о его профессии, любимом времяпрепровождении и т.д. В ряде случаев ребенок вообще забудет определенный период времени: как предразводный, так и послеразводный – и впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств этого этапа своей жизни.

В период развода ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами, и у них остается мало эмоциональной энергии, которой они могли бы с ним поделиться. Это очень пугает ребенка, который может предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания к себе. Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался. Ему трудно заглянуть в будущее и понять и принять необратимость развода. Маленьким детям непросто представить, что будет на следующей неделе, не говоря уже о следующем месяце или годе. Ребенок может растеряться и не понять, что послужило причиной развода и какими будут его новые отношения с родителями. По большому счету он, скорее всего, будет чувствовать себя ужасно беспомощным.

Психологические исследования убедительно показали, что семья, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод. Более того, в случае «аффективного развода» ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. «Двойной стандарт» отношений («для людей» и «для семьи») приводит к нарастанию внешней и внутри психологической конфликтности. Следствием являются побеги детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийства.

Неблагополучие в семье в любых его формах порождает у детей внутренний конфликт, являющийся источником постоянной борьбы мотивов, аффективной напряжённости и беспокойства. Ребёнок всё время чувствует незащищённость, отсутствие опоры в ближайшем окружении, что родители недовольны им, предвосхищает неудачи и боится их. Дети запоминают преимущественно неприятные события, обиды, несправедливости. Вследствие этого у них складывается неблагоприятный опыт, находящий своё выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Исследования показывают, если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5- 6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6- 10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10- 11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще не особенно интересовать.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка великий новгород

Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Дети реагируют на развод родителей растерянностью и страхом. Сильные страхи одолевают его не только из-за потери (чаще всего) отца, но он боится теперь потерять еще и мать. Страх заставляет многих детей регрессировать, но эта регрессия — не более чем попытка вновь восстановить доверие, которое так пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как это уже было когда-то еще в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери. Новое доверие восстанавливается очень медленно, маленькими шагами. В результате развода родителей и переживших страданий, маленький ребенок может, например, забыть то, чему научился и усвоил недавно: пользоваться горшком, чистить зубы, завязывать шнурки и т.п. Ребенок вдруг возвращается к тем играм, которые забавляли его, когда он был младше. Возможно при этом, игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки. Проявляя «сверхбдительность», он может постоянно проверять, на месте ли его игрушки, не пропали ли они так же, как пропал из его жизни отец (или мать). Игры на «исчезновение-появление» представляют собой своеобразное психологическое «отреагирование» стресса, вызванного разлукой с близким человеком.

По данным исследований в области семейной психотерапии, дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям. Реакция детей на конфликт в семье различается в зависимости от их эмоциональной чувствительности, особенностей темперамента и характера. Общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Переживания ребенка усугубляются и такими обстоятельствами как ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят.

Развод родителей рассматривается отечественными психологами как один из значимых семейных факторов при развитии неврозов у детей. Возникновение невроза у мальчиков более чем у девочек отодвинуто по времени от момента разрыва отношений между родителями. Также отмечается влияние неполной семьи на значительное увеличение числа страхов у детей, особенно у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей.

Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Детская печаль или подавленность порой может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может утратить всякий интерес к друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Он может снова испытывать страхи и фобии, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или приобрести новые страхи. Он может снова начать страдать энурезом. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки, связанные с посещением детского сада или школы, и т.д. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью и способностью сосредоточиваться во время занятий.

Из всего выше сказанного следует, что ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, особенно болезненно реагируют на развод дети 5 – 7 лет. Развод родителей оказывает на ребенка много негативных последствий, которые отражаются на его эмоциональном состоянии: развитие недоверия и страх по отношению к окружающим, повышение тревожности, понижение самооценки, чувство неполноценности и развитие неврозов.

Основным условием нормального эмоционального развития детей признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним.

В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу эмоциональной сферы детей и детско-родительских отношений.

Если же вы оказались в позиции одного из родителей, то вам необходимо:

  • восстановить отношения с бывшим партнёром, как родители общего ребёнка вы должны действовать вместе. (Восстановить отношения только как родители, не нужно снова жениться, хотя……)

  • перестать критиковать вашего партнёра при ребёнке. Рассказывайте, насколько хорошим он был как отец (мать), в то время пока вы были вместе, для ребёнка это самый родной человек, и каждому ребёнку важно гордиться своими родителями (даже если на ваш взгляд гордиться нечем, вспомните хоть один случай, когда было хорошо, его и рассказывайте)

  • всячески способствовать и поддерживать инициативу обоих, чтобы они поддерживали общение (вас это общение может и не радовать, но для ребёнка это необходимо)

Уважаемые родители, педагоги-психологи нашей школы проводят диагностику психоэмоционального состояния детей с целью предотвращения развития негативного влияния кризисных ситуаций в семье. Вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам и мы поможем преодолеть нелегкий период в вашей жизни.

Педагог-психолог Быкова Г.А.

Источник