Влияние развивающей среды на развитие личности ребенка

Шаченкова
Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1454 Тимирязевская Дошкольная образовательная площадка Дмитровская 15 Подготовила воспитатель: Шаченкова С. В.
Предметно развивающая среда является неотьемленной частью развивающей среды дошкольного детства.
Современный педагогический подход понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования общества, культуры, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений. Развитие личности ребенка происходит через присвоение общественно исторического опыта, формирование у него таких процессов, как память, внимание, воображение, развитие правильной речи, коммуникативных навыков. Через предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит себя во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.
Предметно- развивающая среда в ДОП является основным условием для решение этой задачи. Поэтому, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, зависит динамика его развития.
Пространственная и игровая среда детского сада, группы предполагает развитие широкого круга интересов и детских форм деятельности. Это и элементарные формы самообслуживания и, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, ознакомление ребенка с окружающим, явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, сюжетно – ролевыми играми.
детям. потому что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
В связи с этим следует выделить основные функции развивающей среды:
— является носителем информации об окружающем мире;
— Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
— создает благоприятные условия для обучения ребенка;
— обеспечивает умственную, игровую, физическую активность;В связи с этим следует выделить основные функции развивающей среды:
— является носителем информации об окружающем мире;
— Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
— создает благоприятные условия для обучения ребенка;
— обеспечивает умственную, игровую, физическую активность;
— является основой для самостоятельной деятельности детей;
— раскрывает индивидуальность каждого ребенка.
— является основой для самостоятельной деятельности детей;
— раскрывает индивидуальность каждого ребенка.
— Центр музыкально-театрализованной деятельности, это элемент среды, в котором «живут» сказочные герои, которые побуждают детей к практической деятельности. Помогают понимать эмоциональное состояние героев (радость, гнев, учат детей отличать положительное от отрицательного, формируют нравственные качества личности, развивают творческое воображение, память, речь.
В центре социально-коммуникативного развития большое место отведено атрибутам сюжетно – ролевых игр.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: Парикмахерская», «Больница», «Кухня».(Слайды) В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: Парикмахерская», «Больница», «Кухня». В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр интеллектуального развития. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: мерные стаканчики для исследования воды, песочные часы, камни, различные виды природного материала, круп и т. п. Для наиболее глубокого восприятия материала используются наглядные таблицы. Для наиболее глубокого восприятия материала используются наглядные таблицы. Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально
Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы, игрушки для сопоставления форм,
нанизывания обеспечивают познание мира, его устройство.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, приобщение к истокам русской народной культуры. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОП с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, уровня активности, возрастных особенностей.
Источник
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Шаченкова
Обобщение педагогического опыта работы «Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы:
«Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста».
Воспитатель средней группы: С. В. Шаченкова.
г. Москва,2019
Современный педагогический подход понимает развивающую среду дошкольного детства как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования общества, культуры, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений.
Развитие личности ребенка происходит через присвоение общественно исторического опыта, формирование у него таких процессов, как память, внимание, воображение, развитие правильной речи, коммуникативных навыков. Через предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит себя во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.
Предметно — развивающая среда в детском саду является основным условием для решение этих задач. Потому что, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, зависит динамика его развития.
В связи с этим, пространственная и игровая среда детского сада, группы предполагает развитие широкого круга интересов и детских форм деятельности. Это и элементарные формы самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, ознакомление ребенка с окружающим, явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, сюжетно – ролевыми играми. Пространственная среда необходима детям, так как выполняет, по отношению к ним, информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
В связи с этим следует выделить основные функции развивающей среды:
— является носителем информации об окружающем мире;
— влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
— создает благоприятные условия для обучения ребенка;
— обеспечивает умственную, игровую, физическую активность;
— является основой для самостоятельной деятельности детей;
— раскрывает индивидуальность каждого ребенка.
Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что предметно пространственная среда в средней группе (4 – 5 лет) должна формироваться с учетом «зоны ближайшего развития», учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностями среднего дошкольного возраста в игре со сверстниками, а также особенностью этого возраста – желанием уединяться.
Для решения этих задач предметно развивающая среда в нашей средней группе была выстроена по принципу создания образовательно – игровых центров, таких как:
— центр удожественно-эстетического развития, в который включены центр изобразительной деятельности или уголок творчества; Здесь находятся различные инструменты, мелки, краски, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, грифельная доска, мольберты, которые позволяют детям в продуктивной деятельности отражать художественное восприятие, видение мира, его понимание, развивают у ребенка эстетический вкус, творческие способности.
— центр музыкально-театрализованной деятельности, это элемент среды, в котором «живут» сказочные герои, которые побуждают детей к практической деятельности. Помогают понимать эмоциональное состояние героев (радость, гнев, учат детей отличать положительное от отрицательного, формируют нравственные качества личности, развивают творческое воображение, память, речь.
В центре социально-коммуникативного развития большое место отведено атрибутам сюжетно – ролевых игр.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня».
В центре ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
— Центр познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр интеллектуального развития. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: мерные стаканчики для исследования воды, песочные часы, камни, различные виды природного материала, круп и т. п. Для наиболее глубокого восприятия материала используются наглядные таблицы.
— Центр математического развития включает в себя пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания. Дети с удовольствием считают, решают ребусы, конструируют из геометрических фигур. Использование этого центра способствует развитию у детей внимания, памяти, конструктивного мышления.
— Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строительный материал, разнообразное «лего», конструкторы, игрушки для сопоставления форм, нанизывания. Игровые компьютеры и электронные игрушки приближают к пониманию современной науки и техники. Учат детей синтезу и анализу, расширяют технический кругозор.
— Цент речевого развития.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, приобщение к истокам русской народной культуры. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
— Центр физического развития: Здесь имеются спортивное оборудование: инвентарь, игрушки, дорожки для профилактики плоскостопия, тоннели для лазания. Все это способствует приобщению ребенка к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается правильное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам, закаливанию организма.
-Центр Государственной символики. Знакомство детей с государственными символами, историей города, в котором они живут, начинается уже с четырех лет. Этот центр позволяет педагогам наглядно дать представление детям о стране, в которой они живут, ее символикой: флагом, гербом, гимном; рассказать о том, что главным городом страны является Москва, знакомим с символами города: Красной площадью, ее достопримечательностями.
Исходя из выщесказанного, мы пришли к следующим выводам: предметно — развивающая среда в средней группе детей дошкольного возраста должна строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов, уровня активности, возрастных особенностей.
Источник