Влияние расщелины неба на развитие ребенка
Наличие
врожденных расщелин неба ставит ребенка
в неблагоприятные условия для его
физического развития. Чем обширнее
дефект, тем большие нарушения претерпевает
детский организм в период своего
развития. В анамнезе детей, рожденных
с грубым дефектом неба (полной или
неполной расщелиной), отмечается, что
грудное вскармливание было невозможным.
При попытках грудного вскармливания
ребенка с неполной расщелиной неба
молоко попадает в дыхательные пути,
ребенок захлебывается, и приходится
переводить детей на капельное вскармливание
с ложечки или из пипетки. Даже во время
такого приема пищи эти дети поперхиваются,
у них появляется кашель, срыгивание,
рвота. Во время кормления пища попадает
в складки недоразвившегося неба, в
носовую полость, евстахиевы трубы,
носоглотку и дыхательные пути; пища
застаивается там, вызывает раздражение
и воспалительные процессы слизистых
оболочек.
Неправильное
развитие верхней челюсти ведет к
искрнвле-лию зубного ряда, появлению
двойного ряда зубов, сужению
1
Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба.
<М., 1960, с. 21.
небного
свода. Часто резцы вгибаются внутрь или
.передвигаются по небу вглубь, и зубы
растут в середине неба. Вследствие
плохого питания молочные зубы у ринолалика
быстро разрушаются.
Как
уже было отмечено, дети с врожденной
расщелиной неба и губы не могут
осуществлять сосательные движения.
Поэтому врожденный сосательный рефлекс
подавляется. Выпадение губных движений
ослабляет развитие всей лицевой
мускулатуры.
У
ребенка с врожденной расщелиной даже
после операции губы (хейлопластики)
мышечное развитие лицевой мускулатуры
протекает своеобразно. Это обусловливается
тем, что движения мышц верхней губы
отсутствуют или значительно ослаблены.
В
результате обедняется мимика ребенка,
и мышцы лица включаются в артикуляцию.
Наличие
небной расщелины резко ухудшает условия
физиологического дыхания ребенка.
У нормального ребенка вдыхаемая
струя воздуха проходит за небную
занавеску через носовую полость и хоаны,
и во внутренние дыхательные пути
воздух поступает достаточно нагретым.
Теплый воздух не раздражает слизистую
оболочку дыхательного тракта и глотки
и предохраняет ребенка от простуды.
У ребенка с врожденной расщелиной этого
не происходит: вдыхаемый воздух попадает
сразу в носо- ^’ ротовую полость, так
как хоаны при полной расщелине неба
; соединены в единый резервуар со ртом.
При. неполной расще- ‘»‘
лине
длина хоан сильно укорачивается, и
вдыхаемый воздух >•.
также
не успевает нагреваться. 4 В результате
вдыхаемый воздух охлаждает .всю
поверхность г носо-ротовых слизистых,
раздражает дыхательные пути.
Дети
с врожденной расщелиной с самого рождения
вынуждены инстинктивно приспосабливаться
к своему дефекту. Это приспособление
выражается своеобразным расположением
языка в полости рта. Ребенок чисто
рефлекторно сдвигает тело языка
назад, благодаря чему продольная мышца
языка сокращается и образует высокий
подъем корневой части языка. Таким
образом вход в дыхательные пути сужается,
что и предохраняет зев и стенки глотки
от излишнего охлаждения. Своеобразное
положение языка в полости
рта постепенно стабилизируется. Дети
с врожденной расщелиной неба предпочитают
спать навзничь, что облегчает удержание
языка в глубине рта.
При
кормлении из рожка они сжимают соску
не губами, а корнем языка и фрагментами
небного свода. При таком сосании
вместе с движениями корневой части
языка активизируются лицевые мышцы.
Эта мышечная взаимосвязь прочно
закрепляется и в дальнейшем гк-я^мполт-™
„.„ .._—
.__
…„.^^^. ^,1а
мышечная
взаимосвязь прочно з крепляется и в
дальнейшем сказывается на качестве
лепета оказывает влияние на формирование
произношения.
40
И
Ребенок
с врожденной расщелиной рефлекторно
стремится осуществить более полное
проглатывание пищи и усиливает работу
корня языка, одновременно -включая в
этот процесс отдельные лицевые мышцы.
Итак,
у детей с врожденной расщелиной неба
осуществление самых важных жизненно
необходимых функций (дыхания, питания)
приводит к чрезмерному поднятию корня
языка, которое успешно закрепляется и
становится стабильным..
Такое
положение языка приводит к тому, что во
время речи выдыхаемая струя воздуха,
встречая на пути через рот почти
перпендикулярное препятствие в виде
поднятого корня языка, направляется в
носоглотку и лишь частично ‘попадает в
ротовую полость. Часть воздуха,
попавшая в ротовую полость, не всегда
выдыхается, а задерживается там и
резонирует. Нарушается речевое
дыхание. Это и создает носовой оттенок
речи.
При
стабильном положении корня языка кончик
его оттягивается в середину ротовой
полости. Движение всего языка
затормаживается, относительно
подвижным остается лишь его кончик. При
таком положении языка осуществление
движений, нужных для артикуляции речевых
звуков, ринолаликам не удается. Осознавая
свой дефект речи, дети пытаются найти
способы его компенсации. Иногда во время
речи они сильно втягивают крылья носа,
в артикуляцию вовлекаются мышцы лица.
В результате речь детей производит
неприятное впечатление как на слух
. (из-за невнятности артикуляции и
назаль-ности). так и во внешнем оформлении
(из-за излишних движений крыльев носа
и лицевых мышц).
Таким
образом, дефекты небного свода при
ринолалии обусловливают
неправильную мышечную взаимосвязанность
мышц всего артикуляционного аппарата.
Даже
.если мышцы речевого аппарата у ринолаликов
анатомически сохранны и все движения
их возможны, они отличаются некоторой
вялостью, заторможенностью, неловкостью.
Эти же качества характеризуют и
артикуляцию ринолалика.
Часто
при ринолалии отмечается снижение
слуха. Это связано с тем, что пища,
попадая в евстахиевы трубы, вызывает
воспалительные процессы слухового
тракта. Снижение слуха может быть разной
степени: от крайне незначительного до
тяжелой тугоухости и глухоты (Л. Я.
Дербанкж, 1966; В. В. Мессина, 1971; В. С.
Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).
Наблюдается
также снижение функционального речевого
слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором
больные не замечают собственных
дефектов речи.
Таким
образом, при врожденных расщелинах неба
и губы в большей или меньшей степени
нарушаются питание ребенка, его
физиологическое и речевое дыхание,
изменяется характер работы лицевой
мускулатуры (может возникнуть снижение
слуха), стабилизируется неправильное
положение языка в щ
полости рта.
Естественно, что все это оказывает
влияние на
формирование речи
ребенка. >’
.§
3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА С РИНОЛАЛИЕЙ
«•
При рниолалии речь
развивается с опозданием (первые слова
появляются к двум годам и значительно
позже) и имеет качественные особенности.
Импрессивиая речь
развивается относительно нормально, а
экспрессивная претерпевает некоторые
качественные изменения.
В
первую очередь следует отметить крайнюю
невнятность речи больных. Появляющиеся
у них слова и- фразы малопонятны для
окружающих, так как формирующиеся звуки
своеобразны по артикуляции и звучанию.
Вследствие дефектного положения языка
в полости рта согласные звуки образуются
главным образом за счет изменений
положения кончика языка (при незначительном
участии корня языка в артикуляции) и
при излишней активизации лицевых мышц.
Эти
изменения положения кончика языка
относительно постоянны и соотносятся
с артикуляцией определенных звуков. ;
Произношение
некоторых согласных звуков представляет
для- }
больных
особую трудность. Так, они не могут
осуществить -необходимой преграды у
верхних зубов и альвеол для произне- >
сения звуков верхней позиции: л,
т, д, ч, ш, щ, ж, р; улижних
резцов для произнесения звуков с,
з, ц с
одновременным ротовым выдохом;
поэтому свистящие и шипящие звуки у
ринолл-ликов приобретают своеобразное
звучание. Звуки* к,
г либо
отсутствуют, либо замещаются
характерным взрывом, производимым
при соединении несращениых частиц
увули или стенок глотки.
Гласные звуки
произносятся при оттянутом кзади языке
с выдохом воздуха через нос и характеризуются
вялой губной артикуляцией.
Таким
образом, гласные и согласные звуки
формируются с сильным носовым оттенком.
Артикуляция .их зачастую значительно
изменена, и звуки между собой нечетко
дифференцированы. Для самого больного
такие артикуле.мы служат кинемой, т. е.
двигательной характеристикой определенного
звука, и з его речи выполняют
с.мыслоразличителышо функцию, что и
позволяет использовать их для речевого
общения.
Все
произносимые больным звуки на слух
воспринимаются как дефектные. Общая их
характеристика для слушающего — храпящие
звуки с носовым оттенком. При этом глухие
.звуки воспринимаются как близкие к
звуку х,
звонкие
— к г
фрикативному;
из них губные и губно-зубные — как
близкие к звуку
.10
м, а
переднеязычные — к звуку н с незначительной
модификацией звучания.
Иногда
артикулемы в речи ринолалика очень
близки к норме, а их произношение,
несмотря на это, на слух воспринимается
как дефектное (храпящее), так как речевое
дыхание нарушено, и, кроме того, возникает
излишнее напряжение лицевых мышц,
что в свою очередь влияет на артикуляцию
и звуковой эффект.
Таким образом,
звукопроизношение при ринолалин
поражено тотально.
Самостоятельное
осознание дефекта речи у больных обычно
отсутствует или критичность к нему
снижена. Прослушивание записи своей
речи стимулирует больных к серьезным
логопедическим занятиям.
Таким образом, в
структуре речевой деятельности при
рино-лалии дефект фонетико-фонематического
строя речи является ведущим звеном
нарушения, причем первичным является
нарушение фонетического оформления
речи. Этот первичный дефект накладывает
некоторый отпечаток на формирование
лексико-грамматического строя речи,,
но глубокие качественные изменения
его встречаются обычно лишь при сочетании
ринолални с другими речевыми нарушениями.
В
литературе имеются указания на своеобразие
формирования письменной речи при
рино’лалии. Мы не останавливаемся
отдельно на анализе причин дефектности
письма при ринола-лии, однако укажем,
что предлагаемая методика работы
предупреждает нарушения письма и
исключает их в случаях ранней логопедической
помощи (до школьного обучения).
Неполноценность
речи при ринолалии сказывается на
формировании всех психических функций
больного и в первую очередь— на
становлении личности.
Своеобразие ее
развития обусловливается неблагоприятными
для ринолалика условиями жизни в
коллективе.
Нарушение
речи как -средства коммуникации затрудняет
положение больных в Коллективе. Часто
их общение с коллективом односторонне,
а .результат общения травмирует детей.
У них развивается замкнутость,
застенчивость, раздражительность.
Деятельность их находится в более
благоприятном состоянии, так как эти
больные нередко интеллектуально
полноценны (если ринолалия проявляется
в чистом виде).
Целенаправленная
работа по преодолению дефекта речи
способствует становлению положительных
черт характера, стимулирует развитие
высших психических функций. Катамнести-ческие
сведения, представленные в литературе,
и наши наблюдения показывают, что
большинство детей с ринолалией способно
к высокой степени компенсации дефекта
и реабилитации функций.
Итак,
врожденные расщелины отрицательно
влияют на формирование детского организма
и развитие высших психических функций.
Больные находят своеобразные пути
компенсации дефекта, в результате
чего формируется неправильная взаимосвязь
мышц артикуляционного аппарата. Это
является причиной первичного
расстройства — нарушения фонетического
оформления речи — и выступает в структуре
дефекта как ведущее расстройство.
Это расстройство влечёт за собой ряд
вто-‘ ричных нарушений в речи и психическом
статусе больного. Тем не менее -у этой
группы больных имеются большие
приспособи-тельные и компенсаторные
возможности для реабилитации
нарушенных функций.
Соседние файлы в папке кНИГИ_РИНОЛАЛИЯ
- #
- #
- #
Источник
фото из открытых источников интернета.
Моя младшая дочь родилась с расщелиной верхнего и мягкого нёба. В народе это заболевание ещё называют – волчья пасть. Если нет заячьей губы, то внешне на личике ребёнка это никак не отражается. Поэтому непосвящённые могут и не заметить каких-то отклонений во внешности человека.
Когда моей дочери исполнился один год, ей в течение восьми месяцев, сделали три операции по восстановлению нёба. Расщелина исчезла. Но не исчезло само заболевание.
Встал вопрос о том, как она будет разговаривать. Кто не знает, поясню: дети с расщелиной нёба имеют проблемы с речью.
Именно поэтому необходимо длительное лечение у ортодонта и логопеда – дефектолога.
Как правило, у здоровых детей, если есть неправильный прикус, исправляют тогда, когда появляются постоянные зубы. У детей с расщелиной коррекция прикуса начинается с появлением первых зубов. Когда я спросила у врача, почему так рано, получила ответ: чем раньше, тем лучше. Тогда когда выпадут молочные зубы и начнут появляться постоянные, они станут расти правильно. И дополнительная коррекция не потребуется.
Немного медицинских терминов простыми словами.
После проведённых операций и лечения у ортодонта, необходимы занятия с логопедом – дефектологом. Но, даже после этих всех успешных мероприятий у ребёнка есть одна специфика в речи – небольшая гнусавость и посипывание во время речи. В медицине это называется носовая эмиссия, при которой во время речи воздух выходит через нос, а не через рот.
Происходит это из-за того, что нёбо при врождённой расщелине анатомически отличается от нёба здорового ребёнка. Присутствует нёбно-глоточного смыкание, поэтому отсутствует некий контроль за произношением из-за недостатка разработки мышц мягкого нёба, задней и боковой глотки.
Как помочь ребёнку в этом случае?
Говорить моя дочь стала очень поздно. При её положении это и не удивительно. Я хочу сразу сказать тем мамам, чьи детки родились с расщелиной: никогда не слушайте слишком «добрых доброжелателей», которые будут вам говорить, что ваш ребёнок плохо говорит, потому что просто отстаёт в развитии.
Я таких слов услышала много. Но посылала всех говоривших их мне в известном направлении. Я знала только одно: интеллект у моей дочери не нарушен, а всё остальное лечится.
Такие дети не отстают в развитии. По крайней мере, большинство. Напротив, я знаю многих, чей интеллект намного выше среднего. Например, наш участковый педиатр родился с заячьей губой. Его оперировал тот же профессор, который оперировал мою дочь. Должна сказать, золотой человек. И хирург от бога. Таких поискать ещё надо. Когда мы были с дочерью в больнице, я столько всего увидела, что если бы мне рассказали, не поверила.
Так вот, наш педиатр человек высокоинтеллектуальный и речь у него нормальная. Да, немного говорит в нос, но через некоторое время этого не замечаешь, так как он хороший врач, что в наше время редкость. Особенно, если ты живёшь в селе. По крайней мере, в нашем районе это проблема.
Поэтому никого слушайте. Помните всегда и везде – ваш ребёнок лучше всех.
Что нужно для того, чтобы помочь ребёнку.
Нужно постоянно делать артикуляционную гимнастику. Как это делается, можно узнать у логопеда или посмотреть информацию в интернете. Благо сейчас есть много видео, где подробно рассказывают и показывают, как правильно делать такую гимнастику.
Не забывайте и про дыхательную гимнастику. Упражнения в этом случае простые, например, задуть спичку, надуть шарик и т.д.
Не забывайте про голосовые упражнения. Чаще заставляйте проговаривать разные стихи и скороговорки. Я, например, в интернете нашла много маленьких стишков на разные буквы. То есть сегодня мы читаем стихи, в которых много слов, в которых есть буква «ш». Как только эту букву закрепили, можно переходить к следующей.
Также можно в качестве фонопедических, то есть голосовых упражнений проговаривать такие сложные буквосочетания, как «фипвип-фэпвэп фивпип-фэвпэп»и тому подобные слова.
К тому же хорошо помогают справиться с произношением такие упражнения – вдох носом, выдох ртом и петь любые слоги, например, ПА ПЭ МА МУ ДА ДИ БА БИ. Здесь происходить тренировка произношения согласных.
Конечно, перед тем как самостоятельно заниматься с ребёнком, лучше всего проконсультироваться с профессиональным логопедом дефектологом. И постараться найти такого, который имеет положительный опыт работы с такими детьми.
Два раза в год я вожу дочь в реабилитационный центр, где она проходит курс лечения. И там есть чудесный логопед, ради которого мы и ездим. Конечно, за две недели дочь получает полный курс реабилитации, который благотворно влияет на здоровье, в том числе и на речь. Так вот, логопед из центра мне сказала, чтобы моя дочь стала хорошо говорить, она должна петь. И не просто дома напевать песенки, а именно заниматься вокалом с преподавателем. Плюсов много. И главный, это разработка голосовых связок, растягивание операционных рубцов на небе. Такой своеобразный массаж. Ведь многие звуки звучат плохо именно из-за рубца. И знаете, помогает. К тому же, моя дочь оказалась способной к музыке. И мы купили пианино и стали заниматься. У неё оказался исключительный слух.
Я не стремлюсь к тому, чтобы моя дочь была на сцене, для этого у неё достаточно танцев, но музыкальное образование ещё никому не помешало.
Поэтому, если в вашей семье появился ребёнок с расщелиной неба, не пугайтесь. Всё можно в этой жизни исправить. Всё лечится. Главное в это верить. Я верю.
А как вы справляетесь с этой проблемой? Расскажите о своём опыте.
Большое спасибо, что дочитали мою статью до конца.
Если вам понравилась моя статья, буду признательна за лайк.
Если напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу, буду рада.
Если поделитесь ей в своих соц. сетях, буду не против.
Подписывайтесь на мой канал, и я постараюсь радовать вас интересными материалами. Мне есть что рассказать и с чем поделиться с вами.
Всегда ваша Наталина Кузьмина.
Источник
Наиболее распространенными формами патологии челюстно-лицевой области являются расщелины твердого и мягкого неба. Распространенность этих аномалий, ведущих к открытой рино-лалии, в СССР довольно велика: 5 тыс’детей в год рождается с расщелинами неба (М. Д. Дубов, 1960). По данным Л. Е Фроловой (1962), на каждую тысячу новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы или неба. Частота Расщелин имеет тенденцию к росту (Гуцай, 1980).
При расщелинах твердого и мягкого неба наблюдается целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, изменение твердого неба, деформация верх-х резцов зубов, изменение наклона нижних резцов, изменение отношения базиса челюстей. По данным Е. А. Домрачевой
(1970), 80—90% детей срасщелинами неба имеют аномалу зубного ряда.
Сужение верхней челюсти и твердого неба, уплощение неб. ного свода в результате операций, а также нарушения зубного ряда представляют собой серьезное препятствие для формиро. вания правильной речи.
ФОРМЫ РАСЩЕЛИН J
К врожденным недоразвитиям неба, дающим носовой оттенок в речи, относятся: 1) врожденные расщелины неба игубы; 2) подслизистые расщелины; 3) врожденные недоразвития неба; 4) врожденная ассиметрия лица при деформации неба
Чаще всего в практике встречаются расщелины губы инебного свода.
Формы небных расщелин чрезвычайно разнообразны, и все они ведут к нарушению речи. (Мы наблюдали лишь один случай двусторонней горизонтальной расщелины лица — расщелина по щекам, как продолжение ротового отверстия, когда речь была сохранной.) Чаще всего наблюдаются расщелины только верхней губы.
Расщелины губ.Следует различать частичную и полную расщелину губы.
Частичной расщелиной считается такая, при которой несращение произошло только в крае губы, т. е. дефект не доходит до нижнего носового отверстия. Полной расщелина считается в том случае, когда она захватывает нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода. Расщелины могут быть односторонними и двусторонними.
Расщелины неба.Форма и величина расщелин неба чрезвычайно разнообразны Различие их состоит в размере (протяженности) и расположении.
Различают сквозные и несквозные расщелины неба. Сквозные расщелины бывают двусторонними и односторонними. Несквозные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые.
Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо. Если эта расщелина проходит по обе стороны межчелюстной кости и ни с одной стороны не произошло срастание неба с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной двусторонней. Если одна из сторон срослась с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной односторонней (правосторонней или левосторонней).
Несквозные полные расщелиныхарактеризуются тем, что несрастание доходит до области резцового отверстия. Обычно расщелины эти очень широкие. При этом наблюдается недораз-
сошника и носовой перегородки: ткани мягкого неба не-ВЙТтаточно развиты, зев очень широкий. Для хирургического Д шательства полная несквозная расщелина — одна из самых
сложных форм К .
Несквозные полные расщелины могут быть правосторонними или левосторонними.
Несквозные неполные расщелины могут быть по величине близкими к полным несквозным, а иногда величина их бывает незначительной. Возможно только несращение увули (uvula). В большинстве случаев при этом одновременно имеется подсли-зистая расщелина твердого неба, причем горизонтальные пластинки небных костей в средней части тоже недоразвиты Пластинки, срастаясь в переднем отделе ротовой полости, при удалении от резцов кзади начинают расходиться в стороны, образуя треугольное отверстие в кости небного свода с вершиной к верхним передним резцам.
При таком недоразвитии в пластинках небных костей, сочетающемся с недоразвитием мышечных систем мягкого неба, но при достаточном развитии слизистых оболочек и образуются скрытые (субмукозные) расщелины неба.
Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к укорочению заднего края скелета твердого неба, вследствие чего все мягкое небо перемещается вперед. Таким образом, все небо укорачивается, поперечное расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки увеличивается (А. А. Лимберг, 1927).
§ 2. ВЛИЯНИЕ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИН НЕБА НАФИЗИЧЕСКОЕ ИРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления лиЩа попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пиЩа застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.
Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривле-*^э_зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению
Дубов М Д Врожденные расщелины неба. М, 1960, с. 21.
небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвц-гаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Велел-ствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.
Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.
У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой муску^ -туры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что дв жения мышц верхней губы отсутствуют или значительно ослж ■ лены.
В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.
Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.
В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.
Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Свое-образлое положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.
При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.
ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно стремится уществить более полное проглатывание пищи и усиливает оаботу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы.
Итак, у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых важных жизненно необходимых функций (дыхания, питания) приводит к чрезмерному поднятию корня языка, которое успешно закрепляется и становится стабильным.
Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.
При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назаль-ности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).
Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата.Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.
Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты (Л. Я- Дербанюк, 1966; В. В. Мессина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).
Наблюдается также снижение функционального речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором больные не замечают собственных дефектов речи.
Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер Работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение СлУха), стабилизируется неправильное положение языка в
полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние формирование речи ребенка.
Date: 2016-05-17; view: 1383; Нарушение авторских прав
Источник