Влияние информационного пространства на развитие ребенка

Влияние информационного пространства на развитие ребенка thumbnail

Айгуль Морозова
Информационное пространство детей дошкольного возраста

В настоящее время дошкольное образование считается очень значимым во всем мире. Как известно, воспитанники детских садов любопытны к своему окружению, открыты для обучения, стремятся попробовать новые виды деятельности, и по этой причине обучение в дошкольном учреждении является важным, для того, чтобы предоставить детям возможность осознать собственную среду.

Очень серьезный вопрос заключается в том, какие методы обучения могут быть использованы для содействия развития детей в современном информационном обществе. Поэтому предлагаются новые методы обучения и методические материалы для повышения эффективности обучения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали частью дошкольного образования. Более того, общеизвестно, что технологии и компьютеры используются практически во всех сферах жизни.

В последнее время все большее внимание уделяется воспитанию детей в детских садах при поддержке ИКТ, что способствует более широкому использованию технологий в качестве средства преодоления барьеров на пути их обучения. В настоящее время ИКТ поддерживают навыки ребенка, а также создают соответствующую среду обучения, зависящую от их потребностей и требований учебной программы.

Многие исследования подтверждают мнение о том, что ИКТ могут способствовать развитию когнитивных, эмоционально-социальных, двигательных навыков и развитию творческих способностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии способствует трем основным направлениям обучения в детском саду:

1. Развитие склонностей к обучению, через социальное и эмоциональное развитие;

2. Расширение знаний и понимания мира в самом широком смысле грамотности – коммуникация и решение языковых проблем, рассуждения, логическое мышление и творческое развитие;

3. Приобретение моторных, оперативных навыков.

Качественно разработанная цифровая образовательная деятельность может стать важным образовательным инструментом для эффективного и результативного обучения, особенно в области навыков ранней грамотности. Широкое разнообразие приложений ИКТ становится все более приемлемым в качестве образовательных ресурсов для развития устной и письменной речи детей, нуждающихся в помощи педагогов в некоторых случаях.

Наглядность, голосовое и мультипликационное сопровождение обучения дают возможность детям ненавязчиво и легко запоминать учебный материал. Многие обучающие программы нацелены на распознавание связей, существующих между звуками и буквами, определение ритма и аллитерации, а также знание того, что звуки могут составлять различные слоги в словах, рифмование звука, сегментирование, смешивание, изучение алфавита, печати.

Ребенок в детском саду также нуждается в возможности применить свои навыки в различных условиях обучения, и рекомендуется, чтобы цифровые средства могли способствовать обучению математическим навыкам. Различные аспекты формирования математических представлений, такие как: числа, арифметическое решение задач и ориентировка в пространстве, наряду с общим геометрическим знанием, развиваются в дошкольном возрасте.

В последние годы с появлением умных приложений и программ предлагается использовать устройства, такие как планшеты и мобильные телефоны. Главная задача заключается в том, как максимально использовать преимущества этих новых инструментов, с тем, чтобы расширить, а не затруднить использование ИКТ детьми в интересах обучения. Компьютерное обучение способствует развитию математических навыков и культивированию более глубокой способности восприятия для ребенка.

Знания могут стать значимыми и целенаправленными, если они связаны с повседневной жизнью и опытом детей. С помощью компьютерных задач дети справляются с моделированием реального мира, используют когнитивные механизмы и постепенно конструируют знания, потому что технология дает ситуативные и визуальные подсказки, которые позволяют детям думать, работать, взаимодействовать, сотрудничать, создавать и, наконец, учиться

С помощью хорошо разработанных цифровых технологий могут быть улучшены совместное обучение и социально-эмоциональные навыки.

Вопрос управляемого взаимодействия считается существенным, когда дети работают вместе, помогая друг другу интерпретировать сообщения об ошибках или обсуждая, какой вариант выбрать. Важную роль играет совместный диалог между педагогом и воспитанниками, чтобы помочь понять, как работать в богатой технологией среде обучения.

Компьютерные технологии в обучении и воспитании подрастающего поколения вызывают большой интерес к учебной задаче и, что немаловажно, дети сообщают о высоком уровне удовольствия и участия в образовательном процессе.

Мультимедийные технологии могут обучать навыкам художественного и творческого выражения в таких областях, как музыка, рисование, живопись, анимация, письмо, рассказывание историй и поэзия. Существуют цифровые инструменты, которые привлекают маленьких детей к созданию историй с использованием мультимедиа и инструментов, которые помогают им узнать о цветах и о том, как их смешивать. Новые технологии могут предоставить новые возможности для детей объединить воображение с целями. Даже при ограниченном использовании ИКТ дети демонстрируют удивительный уровень творчества и знаний.

Значительное число детей испытывают задержки в развитии, которые могут иметь долгосрочные последствия для их умственного и физического развития. Одним из конкретных вариантов, предоставляемых детям, которые испытывают физические, языковые, когнитивные и поведенческие задержки, является специальное образование в детском саду. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Разнообразие нарушений развития, клинических и психолого-педагогических проявлений подразумевает использование всевозможных способов корректировки и внедрение различных компьютерных технологий, содействующих увеличению результативности на всем пути коррекционно-образовательного процесса. Сфера использования информативных технологий в особой педагогике довольно широка и многообразна. ИКТ являются инструментом: диагностики, обучения детей с различными нарушениями, реабилитации, социальной адаптации; средством налаживания коммуникативного контакта, инструментом получения и накопления психолого-педагогического опыта, инструментом подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ.

Читайте также:  Карта обследования физического развития ребенка в доу

Образовательные программы в области ИКТ для одаренных детей должны быть нацелены на формирование многоуровневых учебно-организационных характеристик, лежащих в основе того, что для одаренных детей в детском саду важными условиями являются прямое и комплексное наличие учебных источников и материалов, подходящих для всего спектра уровней развития и обучения всех учащихся. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на базе интернета могут помочь в регистрации, интеграции, оценке и отчетности процессов обучения, обучения и оценки различными способами одаренных детей в детском саду. Одаренные дети могут улучшить свои навыки и чувствовать себя комфортно, когда обмениваются информацией друг с другом. Одаренные дети хорошо реагируют на многочисленные учебные центры, такие как искусство, наука, чтение, письмо и строительство. Яркие настенные игры, мультимедийные технологии, животные и растения, также должны быть представлены в сочетании, как частных, так и общих общественных пространств, чтобы способствовать их обучению.

Педагоги положительно относятся к новой технологии в отношении использования ИКТ в качестве учебного пособия. Однако реальное использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении на регулярной основе отсутствует. Этот факт свидетельствует о том, что новые альтернативы обучения должны быть включены в программы педагогического образования, чтобы повысить уверенность педагогов в технических вопросах. Многие педагогические работники нуждаются в поддержке и профессиональном развитии для эффективной интеграции технологий в свою работу, несмотря на их позитивный взгляд на ИКТ. Этот разрыв в знаниях, понимании и осведомленности о технологиях вызывает озабоченность и приводят к выводу, что как возраст учителя, так и период использования ИКТ влияют на качество преподавания. Существует мнение о том, что, выпускники последних лет имеют больше опыта в области ИКТ и более привержены ее использованию, чем педагоги, работающие дольше. Основными препятствиями на пути использования ИКТ являются недостаточная осведомленность преподавателя о том, какие технологии имеются в наличии и как их можно использовать для поддержки выполнения учебной программ. Эффективное использование ИКТ связано не только со знанием ИКТ, но и с убеждениями и восприятием отдельных людей инструментов ИКТ.

Роль педагога является ключевым фактором при внедрении информационно-коммуникационных технологий в сферу образования для обеспечения и повышения эффективности усвоения знаний умений и навыков детей дошкольного возраста.

Источник

В настоящее время в детской субкультуре происходят изменения, вызывающие растущую озабоченность специалистов, например, психологами многих стран и отечественными специалистами отмечается деградация традиционной детской игры, столь необходимой для психического развития и личностного становления ребенка [Григорьев, 1994; Менджерицкая, 1982; Шамаева, 1996; Television…,1990; Абраменкова, 1999]. Существенным фактором подобных негативных изменений оказывается внедрение в современную жизнь “чуда ХХ века” — средств массовой телеинформации [А.М. Орлов, 1995; Зазнобина, 1996; Носов, 1997; Рондели, 1995].

В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия Экрана (телевизионного, видео и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: “ дети знают больше нас, благодаря телевизору”, то теперь: “компьютер и видак им дороже родителей”, эти фразы дают возможность уловить не только расширение сферы Экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Педагогические наблюдения и специальные исследования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание, не только в следствие особых технических эффектов (таких, как эффект Кулешова и пр.), но и в силу повышенной возрастной сензитивности, обуславливающей эффективность формирования социальных установок и мотивацию поведения ребенка.

Информационно-знаковая сущность мира предопределила появление особого раздела в образовании — медиаобразования и в современной педагогике — дидактики экранно-звуковых средств обучения [Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка…, 1993]. Появились зарубежные и отечественные концепции медиаобразования, первоначально еще в 60-е г. ставящие перед собой цели обучения визуальным формам коммуникаций — это в США — и цели развить иммунные качества личности против манипулирования ею средствами масс-медиа — это в Европе. В начале 80-х гг. родился проект “Введение в теорию коммуникации”, целью которого было развить способность личности ответственно и критически воспринимать информацию и обобщать ее в учебном процессе [Зазнобина, 1996]. Современная цивилизация по сути своей навязала ребенку Экран в качестве и средства развлечения и средства обучения. Ребенок оказался хорошим учеником, более способным, чем учителя, которым приходится срочно ликвидировать медиа- безграмотность, чтоб не отстать от века и своих учеников. Однако Экран как благо цивилизации порождает такие явления, как “информационный тоталитаризм” — агрессивную информационную среду, где нет границ реального и виртуального мира, а так же “клиповое сознание”, которое отчуждает человека от созерцания и размышления (так характерного, кстати, для российской ментальности) [А.М. Орлов, 1995].

Читайте также:  Периоды развития ребенка с дородового периода

Восприятие ребенка (как и любого нормального человека) тяготеет к созданию целостного образа (целомудрию), к формированию гештальта, к единой смысловой единице мира. Экран с его оптическими эффектами (оп-артом) противится этому оцельнению, предлагая алогичное, парадоксальное, противоестественное представление о мире, например, сочетание невозможного — тягучести и жесткости (как в картинах С. Дали — мягкий часовой циферблат). Предельно явно обнаруживается подобное при воздействии клипа, мгновенные образы которого способны как бы просачиваться сквозь барьер осознанного восприятия, минуя сознание, воздействуя на бессознательные структуры [Ермаков, 1996; А. Орлов, 1995]. Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное, снимая противоречия между реальностью и иллюзией, явью и сном объектом и субъектом, жизнью и смертью [Средства коммуникации…,1993; Television and American…,1990]. С какими последствиями воздействия Экрана на детское сознание столкнемся мы в недалеком будущем? Специалисты по виртуальным исследованиям говорят о создании “виртуального сообщества людей” с виртуальными городами и виртуальной жизнью, где можно вступать в браки, общаться, развлекаться и пр. (интересно, дети будут рождаться тоже — виртуально?). Речь идет о возникновении в наши дни особого виртуального мира, где “…новая виртуальная цивилизация с ее киберкультурой и виртуальной психологией начинает “разъедать” и заменять новоевропейский тип культуры” [Технологии виртуальной реальности…, 1996. c.14].

Уже с начала 70-х гг. на Западе появляются исследования ученых, предостерегающие о губительных последствиях воздействия телеэкрана на здоровье человека. Эти исследования делали акцент, главным образом, на влияния технических параметров теле-, видео- и, особенно, компьютерного экрана (воздействие электромагнитного излучения, сверхнизких частот, пульсации и пр.),а так же эргономических характеристик (расположения прибора, позы оператора, положения его рук, глаз и пр.) на физиологические показатели здоровья человека. Например доктор Деннисон полагает, что электронные устройства могут усугублять зрительный, слуховой, и др. физиологические стрессы: Видеоэкран обеспечивает только одну визуальную плоскость, ограничивая этим использование бинокулярного и периферийного зрения, а также глубокого восприятия. Этот стресс может вызывать отключение полушарных функций головного мозга, вхождение в особые состояния сознания — транс различной степени глубины [Ермаков, 1996; Television and…1990].

Между тем, очень скоро стало очевидно, что не только излучение телеэкрана и его физические характеристики, но и содержание самих экранных образов воздействует на взрослое сознание, приводя к определенным его деформациям.

Эрих Фромм еще в середине 50-х гг. писал об американском обществе: “…вместо того, чтобы дать нам все лучшее, что имеется в литературе и музыке прошлого и настоящего, средства массовой информации и рекламы забивают людям головы мусором, не имеющим ничего общего с реальностью, и садистскими фантазиями, которые любой мало-мальски культурный человек постыдится смотреть даже время от времени. Умы людей, как юных, так и зрелых подвергаются непрерывному отравлению, а мы беспечно продолжаем игнорировать безнравственность, царящую на экране.” [Fromm, 1955, с. 14],- с полным основанием эти слова применимы для России в конце 90-х.

Появившиеся в последствии исследования на детях обнаружили специфику восприятия экранных образов: информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства.

В Германии, Швеции и других странах Европы появились специальные законы, ограничивающие доступ ребенка к телепрограммам, содержащим порнографию, насилие, рекламу алкоголя и табака, а также запреты на рекламные ролики, ориентированные на детей младше 12 лет. Исследование Мюнхенского института изучения проблем молодежи о влиянии детей на родительские покупки показывает, что ежегодно граждане Германии тратят до 33 млрд. марок на покупки, руководствуясь советами своих отпрысков; это не только новые игрушки, детская одежда и пр., но и товары длительного пользования. 70% детей от 10 до 12 лет имеют право голоса при решении семейных вопросов о приобретении дорогих товаров, например, автомобиля. По мнению психологов, это следствие воздействия рекламы, поскольку любая детская передача прерывается рекламными роликами, которые снимаются с учетом детской психологии и рассчитаны на восприятие детьми, при этом в Германии существует закон, запрещающий скрытую рекламу. Наряду с негативным общественным мнением по поводу рекламы (грешно прививать детям страсть к потребительству !), существует и другая точка зрения о том, что раннее рекламное засилье формирует рекламоиммунитет у детей и непредвзятый взгляд на мир вещей. Однако в одном взрослые единодушны: в большинстве стран ЕС действуют запреты на пропаганду насилия, секса, алкоголя и пр. с экрана.

Читайте также:  Задержка психоэмоционального развития у ребенка

В России таких законов не существует, несмотря на то, что практически в каждом современном теле- или видео- фильме присутствует сцены насилия, жестокости, секса, мистики; рекламой скрыто и открыто пропагандируется “красивая жизнь” в товарах и услугах, при этом детские образы и сами дети цинично используются в рекламных целях. Практически все телевизионные каналы безответственно дают информацию без учета специфики детского восприятия и психологии детской аудитории, включая детские передачи и программы. Ситуация усугубляется распространением бесконтрольной видеопродукции и “пиратских” компьютерных игр, за которыми дети и подростки проводят значительное количество времени. Тотальная захваченность детей Экраном вызывает озабоченность родителей, ученых, специалистов.

В результате нынешней американской киноэкспансии в орбиту западного кино вовлекаются прежде всего юные зрители. Их киноинтересы и вкусы во многом американизируются. Однако американское кино, как известно, изрядно отличается от европейского, а тем более — от нашего. Что смотрят и что усваивают в кинозалах российские школьники? Как показало исследование, “киноменю” школьников оказалось довольно однообразным: каждый третий фильм — боевик, каждый пятый — эротический. Почти все основные персонажи фильмов, которые смотрят школьники, — мужчины, преимущественно молодые. Женские персонажи встречаются редко — всего в 18% фильмов. Они также молоды, но роли им отводятся более пассивные и менее значимые (в большинстве случаев в качестве объектов сексуальных притязаний). Основные персонажи как бы выпадают из семьи. Она имеется только у 10% из них. С экрана ребята практически не видят образы семьянина и семьи, мужа и жены, отца и матери.

Каковы цели и мотивы действий киногероев? Наиболее типичные из них: удовлетворить свое либидо — 41% фильмов, совершить убийство (преступников, ритуальное убийство, выполнить заказ на убийство, отомстить за убийство и т.п.)— 17%; вырваться из заключения, спасти свою жизнь — 17%, разбогатеть (найти клад, украсть драгоценности) — 10%; выполнить свой гражданский и служебный долг — 9%. Идентифицируясь с героями — маргиналами, цели и мотивы поведения которых представлены в положительном свете, иные юные зрители, надо полагать, могут приобщиться к стремлениям и чувствам, далеким от идеалов добра, сочувствия и справедливости [Рондели, 1995].

В иерархии ценностных ориентаций героев доминирует секс в различном проявлении — 74% фильмов. Далее следуют: обладание физической силой или оружием как средством добиться своей цели — 40%; деньги, богатство — 14%; месть — 10%; сохранение жизни — 10%. Такие ценности, как дружба, справедливость, достоинство и честь, представлены крайне слабо (соответственно по 3%). Погружение юных зрителей в этот искаженный ценностный мир формирует, по-видимому, определенные “скрытые мотивы” поведения. Сексуальное удовольствие может предстать в качестве высшей ценности жизни, “крутая” эротика — как наиважнейший и обязательный мотив обращения к художественному кинопроизведению. Обилие актов насилия в фильмах разных тем и жанров создает впечатление, что ради их показа верстаются все остальные эпизоды и весь фильм в целом. Натурализм экранных зарисовок этих картин усиливает впечатление от изображения, размывает грань между действительностью и вымыслом. Культ силы порой трансформируется в садизм. Авторы исследования присутствовали при показе американского фильма “Искусство смерти” в видеосалоне, где демонстрировались разные виды убийств. Маньяк заманивает к себе молодых женщин и мужчин, жестоко их истязает, убивает, мучения жертв снимаются на пленку. Весь фильм — чередование эпизодов пыток и убийств с эротикой. Во время сеанса социологи наблюдали за реакцией зала, особенно школьников и дошкольников. Общая эмоциональная атмосфера в зале была гнетущей. Дети пребывали в шоковом состоянии [Рондели, 1995].

Каковы могут быть последствия подобного проведения “досуга” для детей? Эту задачу ученые не ставили перед собой, однако существуют тысячи исследований в США и Европе, которые свидетельствуют, что сцены насилия на психику детей могут оказывать лишь негативное воздействие.

Детские психиатры и психологи убеждены в следующем:

-дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране,

-дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации,

-дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем [Эмоциональное здоровье вашего ребенка, 1996].

Ужасающая статистика детской и подростковой жестокости в России свидетельствует о правомерности выводов зарубежных ученых: подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и других преступлений против личности указывали прямо или косвенно на “экранные аналогии” [Дети — преступники…, 1996; Пирожков, 1994, Стурова, 1998].

Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более и более мощным фактором агрессивного поведения [Мдивани, Кордюкова, 1996].

Источник