Влияние природы на нравственное развитие ребенка

Юлия Званцева
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем, дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления. Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально -–положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботиться о природе», «Природа и творчество человека». Часть работы по формированию у дошкольника нравственного отношения к природе должна взять на себя семья.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом решать задачи, не продумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту.

Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней. Поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: добросердечности, гуманизма, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки, рвут понравившиеся цветы и тут же их бросают, мучают-«ласкают» котенка и так далее. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении улетают, что его боятся,- и вот тут-то первопричина зла. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную позицию ребенка. У дошкольников недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит, увиденного на улице котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к природе, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку».

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных» и ей подобных. Хорошо, если родители фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий.

Необходимо подводить детей к обобщению накопленных представлений о животных, растениях, к образованию элементарных понятий, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой и неживой природе от солнечного тепла и света. Развивать у детей наблюдательность, способность искать и обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений и делать выводы (растение засохло потому, что жарко и не хватает влаги). Взрослые должны воспитывать в детях нетерпимость к порче растений и уничтожению животных. Каждый ребенок должен знать, что растения живые, как и люди и животные. Они питаются, растут, дышат, а значит живут. Нужно познакомить детей с тем, как осуществляется охрана природы (запрещение самовольных вырубок деревьев, разжигание костров в сухое время года, запрещение охоты на птиц и животных весной и в начале лета, когда они выводят детенышей, подкормка зимой диких животных). Рассказать о работе заповедников, о вымирающих животных, о браконьерах, о загрязнении окружающей среды и необходимости беречь воду.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 6 месяцев детский сад

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Взрослые создают условия для того, чтобы знания детей были глубокими и полными и правильно применялись ими в различной деятельности. Организуя ознакомление детей с природными явлениями, развивать любовь и эстетическое отношение к родной природе, стремление изображать виденное в рисунках, обогащать запас слов детей, учить связно и выразительно рассказывать, описывать – задача воспитателя и родителей. Хорошо, когда дети слышат стихи о природе, рассматривают репродукции картин, сами придумывают незатейливые песенки и стишки о природе. Чтение художественных произведений М. Пришвина, Чарушина, Скребицкого, Л. Н. Толстого, Б. Житкова, должно стать регулярным. Желательно через определенное время несколько раз вернуться к прочитанному, чтобы ребенок смог понять и запомнить главное в произведении. Нужно обратить внимание ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды и явлений природы. Ребенок должен знать, что человек сам является частичкой природы и без природы существовать не сможет.

Источник

«Влияние природы на нравственное развитие детей».

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец , и мучительное желание найти волшебные слова ,которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущие.

Природа — не беспредельный склад , запасы её истощимы , поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной : охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«лакают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, то эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, то голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, — и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла»

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство,  предполагающее активную, действенную позицию  ребёнка.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы(«Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в ежедневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», Посей овёс для корма птиц» и т. п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.

Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с лекарственными растениями, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как  мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила общения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Читайте также:  Дневник развития ребенка 4 месяца

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием.

Взрослый создаёт условия для того, чтобы знания детей были полными и  глубокими и  правильно применялись ими в различной деятельности.

Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечерами дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, А.И.Куинджи, К.Ф.Юона, А.А.Пластова и других художников.

Полезно в доме иметь кого-нибудь из животных: собаку, кошку, рыбок, цыплят и других животных. С животными ребёнок может эмоционально общаться: играть и разговаривать.

При этом родители являются для детей примером заботливого и внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребёнком поручения по уходу за ним .

Вы пришли с ребёнком в осенний лес. Спросите его, какой лес ему нравится больше — осенний или летний? Почему? Какими бы красками он воспользовался, если бы был художником и рисовал картину об осеннем лесе?

Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Правила передаются дошкольникам и в конкретной ситуации, при помощи объяснения матери и отца, и в результате влияния художественной литературы.

Источник

Наталья Болотских
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

Часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй— знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе», «Природа и творчество человека» и др.

Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само собой», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались» — таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления дошкольников с при-родой проявляется и в том, что родители «идут за ребенком», его интересами, не продумывают заранее вопросы.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.).

В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей

и т. д.).

В работе с родителями по данной проблеме педагог должен решить следующие задачи:

1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе.

2. Установить преемственность в работе с семьей.

3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой.

Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть коллективными и индивидуальными. Но независимо от выбора той или иной формы необходимо учитывать индивидуальные особенности семьи, ее отношение к обсуждаемой проблеме, а для этого воспитатель должен иметь представление о каждой семье. Получить такое представление ему поможет посещение семьи.

Посещение семьи

Цель: выяснить, как используется ознакомление с природой, в нравственном воспитании дошкольника.

Примерные вопросы

1. Имеются ли в вашем доме животные, растения? Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?

2. Трудится ли ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду в природе?

3. Есть ли в доме детские книги о природе? Какие это книги? (Ознакомиться.) Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Используются ли в семье занятия ручным трудом?

5. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы? Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например, ландыш, купавница, калужница, колокольчик или др., в лесу, парке?

Источник

Ольга Романова
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально — положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников. Детям среднего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяют условно на две большие группы: к первой относят знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй — знания, определяющие правила поведения человека, в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: » Зачем людям нужна природа?», «Как человек заботится о природе «, «Природа и творчество человека » и др.

Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья. Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания.

Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется в том, что родители «идут за ребенком «, его интересами, не придумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, пробуждение к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способы глубоко проникнуты в мир красоты природы, помогают воспринимать и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание его законов и связей не возможно без эмоционально-положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы.

При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов,либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и тд.)

В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и тд.) А в работе с родителями по данной проблеме воспитатель должен решить следующие задачи:

1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе

2. Установить преемственность в работе с семьей

3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой

Источник