Влияние природы на духовное развитие ребенка
Влияние природы на духовное развитие ребёнка.
Природная среда была, есть и будет неизменным партнером человека в их повседневной жизни. Мы черпаем из ящика природы все наши богатства. Природа, ее красота и величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которой не подвластны время, мода…
В.А.Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Оставив ребенка наедине с ней, нечего надеяться, что она под влиянием окружающей среды станет разумной, глубоко морально, непримиримой к злу. Однако вместе с культурой, человеческим влиянием проявляется сила настолько сильно, что это невозможно не замечать. Только активное взаимодействие с природой способна воспитывать лучшие человеческие качества.
Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.
Сегодня важно осознавать неразрывную связь природы и общества, что носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.Герцена о том, что «природа не может перечить человеку, если человек не противоречит законам». С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное влияние на общественное развитие. Эти факторы могут ли ускорять замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес,
вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могучий толчок для стремительного потока мысли». Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать – и — мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
К. Д. Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике,— писал он,— но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Детский сад «Ветерок» — структурное подразделение ГБОУ Самарской области СОШ «ОЦ» п.Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области.
Консультация для родителей
Воспитатель: Курдюкова Е.Ю.
Проведено: январь 2012 г.
Источник
Консультация для родителей
«Влияние природы на духовное развитие ребенка»
Автор Головашина Людмила Сергеевна
Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» — писал он. В старину был на Руси тайный обычай: жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек, если же обходился грубо – настораживались, по отношению к животному, проверяется отношение к человеку.
Очень полезно в доме иметь какое-нибудь животное: собаку, кошку, рыбок и других; с которым ребенок может общаться, разговаривать, играть. При этом родители являются примером заботливого, внимательного отношения к живым объектам и поясняют детям, что благополучие животного зависит от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.
Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К.Юона, А.Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.
Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.
В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить».
Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.
М. Горький писал: «Мы читаем и слышим «ветер плачет», «стонет», «лес нахмурился, «дождь шумит», тем самым предаем всему, что видим свои человеческие качества».
Ребенок, встречаясь с природой, в силу своей эмоциональной непосредственности, живет реакцией, не только созерцает прекрасное, но и действует, стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, может нанести вред.
Задача взрослых: объяснить, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной. Люди – это часть природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Вместе все мы отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Научить детей любить и охранять природу родного края – наша общая задача.
Источник
Ольга Бородина
Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей
«Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей»
Бородина О. Н.
воспитатель МБДОУ
детский сад
общеразвивающего вида №2
«Колокольчик»
Дошкольное детство – это время активного интереса к природе, окружающей среде и всему миру, поэтому одной из важных задач воспитателей, работающих в детских садах, является формирование у детей экологического сознания, воспитание экологической культуры. Процесс этот очень длительный, и может продолжаться на протяжении всей жизни человека. И именно в дошкольном возрасте можно и нужно закладывать фундамент осознанного отношения детей к окружающей действительности. Как часто, мы взрослые, умиляемся, видя как двух – трёх летний карапуз, обрывая цветы и бутоны на клумбе весело хохочет, растаптывая их на дорожке. Нам забавно смотреть, как пяти – шести летние дети пугаются «незнакомых» мух и жуков. С ужасом смотрят, а иногда пинают или бьют палками ящериц и лягушек, считая их вредными и ненужными, не понимая их значения для человека и окружающей среды. А меж тем природа является неиссякаемым источником духовного обогащения. Постоянно соприкасаясь с природой, у детей формируются реалистические знания об окружающем мире. Работая с детьми дошкольного возраста, воспитатели имеют уникальную возможность дать им необходимый объём знаний об окружающей природе. Но обязательно нужно предложить детям привлекательные виды деятельности, предоставить возможность проявлять инициативу, уважительное и внимательное отношение со стороны взрослых и полное сотрудничество взрослых и детей.
Игра для детей – это жизнь, поэтому организуя, например, сюжетно/ролевую игру, необходимо выбирать и отражать в ней реальное событие в природе или деятельность взрослых, направленную на защиту и охрану природных ценностей. Например, в сюжетно/ролевую игру «Садовники» можно играть, как в тёплое время года, так и в зимнее время, используя растения из «Зелёного уголка». Играя дети понимают, как можно и нужно использовать леечки, совки, лопатки, ведёрки. Ребята накапливают практический опыт, проявляют заботу о растениях. На прогулке проводя с детьми игру «Раз, два, три, к дереву беги» педагог решает дидактическую задачу, помогая им почувствовать радость и удовлетворение от динамического решения, закрепить теоретические знания в результате непосредственного общения с природой. Очень ярким, наглядным воздействием на сознание детей обладают небольшие опыты и эксперименты. Летом это могут быть опыты с песком, глиной, воздухом и водой. Зимой, можно предложить, эксперимент с политыми и нет комнатными растениями. Дети очень быстро начинают понимать правильность отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и создающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. У детей проявляется отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей природы.
Играя, дети начинают понимать самих себя, учатся выражать свои эмоции, выявляют лучшие черты своего характера. Чаще всего в играх у детей проявляются доброжелательность, сочувствие, забота, внимательное отношение друг к другу, т. е. происходит формирование и усвоение нравственных ценностей. Происходит духовно-нравственное развитие.
У ребят развивается умение слушать, понимать, общаться, они дают оценку другим и главное оценивают себя. Задача педагога в этой работе помочь детям найти взаимопонимание, направить их эмоции, создать позитивное настроение. Учить общаться, взаимодействовать, находить корректные способы реагировать на недостойное поведение других. Формировать умение быть снисходительными, терпимыми, уметь прощать.
Есть такая пословица: «Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти». Ведь кротость – это великодушие, умение простить обидчика, не отвечать злом на зло. И именно этими качествами должен обладать человек, взявшийся за воспитание детей или, по крайней мере, стремиться обладать ими. Педагогу, да и любому взрослому человеку, очень поможет в обретении этих качеств изучение жития Преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых Русской православной церковью в лике святых, основателя Троицкого монастыря, преобразователя монашества на Руси, величайшего подвижника земли русской. Изучая историю становления Руси, проникаешься уважением, почитаешь силу и дух Сергия Радонежского, способного, по словам его современников, «тихими и кроткими словами» действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, умея примерять вражду, благословлять на ратные подвиги».
Большую роль в развитии у детей духовных, нравственных качеств играет приобщение их к культурному наследию народа. Необходимо дать дошкольникам представление о правах каждого человека на жизнь и охрану здоровья, обязанностях уважать право другого человека на жизнь, о праве детей на заботу государства. Познакомить их с достопримечательностями родного края. Реализовать эти цели педагогу помогут прогулки, экскурсии различные праздники. Ведь наличие знаний у детей ещё не гарантирует постоянного положительного отношения ребёнка к природе. Поэтому очень важно включать его в ежедневную заботу о растениях, насекомых, животных во время прогулок. Показывать красоту, разнообразие и величие окружающего мира во время экскурсий. Закреплять знания и эмоциональные переживания во время ярких, красочных, динамических праздников.
Осознавая всю значимость работы по развитию у детей духовно-нравственных качеств, необходимо помнить, что все усилия могут оказаться тщетными, если не заручиться поддержкой родителей. Важно привлечь взрослых членов семьи к совместному процессу. Ведь семья оказывает огромное влияние на формирование основ мировоззрения у детей. Именно в семье, в период раннего детства, закладывается фундамент нравственных, духовных ценностей. Поэтому так важно привлечь мам и пап, бабушек и дедушек, к проведению родительских собраний экологической направленности. Предложить им совместные походы, экскурсии для «общения» с природой. Организовать тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе. Вовлечь взрослых в озеленение территории детского сада, высаживании цветов на клумбы. Принять их помощь в организации и проведении спортивных и музыкальных праздников, направленных на экологическое образование, как детей, так и самих взрослых.
Работая с детьми никогда нельзя останавливаться и почивать на лаврах достигнутого успеха. Ведь дети, получая эмоциональное впечатление о природе, только начинают накапливать представления об огромном и прекрасном мире вокруг, познают основу экологической культуры, входят в увлекательный мир исследований, учатся грамотному поведению в природе, раскрывают самые лучшие духовно-нравственные качества. А природа в свою очередь открывает о себе всё новые и новые знания. И чтобы сохранить и приумножить её богатства для будущих поколений необходимо постоянно формировать и развивать у детей желание бережно и с любовью относиться к огромной и хрупкой планете под названием «Земля».
Источник
Автор: Горовенко Анжелика Германовна
Доклад «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».
В.Сухомлинский
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе
чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,
бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной
ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы — это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», — писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью — вот наша задача.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми, дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:
— системность;
— интеграция;
— учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
— обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;
— уважение личности каждого ребенка;
— преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий материал для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.
Для реализации задач экологического воспитания через духовно-нравственное состояние ребёнка использую следующие методы, формы и методические приёмы обучения.
Формирование экологических понятий у дошкольников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую и духовно-нравственную направленность. Такие задания как экологические карты раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических и духовно-нравственных чувств.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает? «, «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных . Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», » Разноцветные ленточки». Через игры они научились определять силу и направление ветра.
Часто на занятиях по формированию экологических представлений используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.
Сказка «Подснежник»
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.
Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой.
Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и
мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая – экологическое сознание,
— вторая — экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности , а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Экологическое воспитание — составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Таким образом, духовно- нравственное и экологическое воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Список использованной литературы
1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982
3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.
comments powered by HyperComments
Источник