Влияние прикладного творчества на развитие ребенка

Влияние прикладного творчества на развитие ребенка thumbnail

Муниципальное учреждение

дополнительного образования — Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области

Доклад

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Подготовила: Долгих Е.Н. –

педагог дополнительного образования

объединение «Учимся играя»

2015

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества.
Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. А. М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в дошкольном образовании эти традиции находят свое отражение.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Занятия декоративно-прикладным творчеством даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, зрительного восприятия и глазомера. Именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач, которая приносит много радости дошкольникам.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  1. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.

  2. Плетение косичек из ниток. Плетение в технике макраме.

  3. Лепка из глины и пластилина. В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка значительно влияет на развитие мелкой моторики рук ребёнка дошкольного возраста.

  4. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

  5. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

  6. Изготовление поделок из бумаги и ткани. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.

  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

  8. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, бисероплетение и т. д.

Уровень развития мелкой моторики рук один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.

Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать те, которые наилучшим образом подходят к осуществлению замысла.

Занятия декоративно-прикладным творчеством развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Создания объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения.

Источник

Ирина Маланич
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает,что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества — значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных художественных материалов, именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.

Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративно – прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками — несут положительный эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир и позволяют с пользой провести свободное время. В ходе таких занятий у детей развиваются трудовые навыки, осваивают основные приемы работы с бумагой, витражными и акриловыми красками, выполняют объемные композиции, знакомятся с историей возникновения декоративно-прикладного творчества.

Читайте также:  Сердце ребенка отклонение в развитии

При работе над рекомендуемыми образцами дети знакомятся с различными видами бумаги, ее свойствами, осваивают способы соединения и декоративного оформления изделий. Выполнение объемных техник дает представление о форме модели, ее конструкции. Работа в технике квиллинг и силуэтного вырезания способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий, что немаловажно в успешной школьной деятельности. Знакомство с законами цветовой гармонии развивает творческую активность и наблюдательность ребёнка, а так же способствует развитию чувство цвета, композиции. Особый интерес отмечается к складыванию из бумаги различных плоскостных и объемных фигур, что способствует развитию у детей таких психических процессов как творческое воображение, мышление, память, восприятие, художественный вкус. Учащиеся используют готовые фигурки в разных видах творческой деятельности (изобразительной, игровой, театрализованной, литературно-творческой). Художественный продукт, сделанный ребенком, является не только результатом труда, но и результатом его творчества. Изготовленные на занятиях игрушки, сувениры, открытки служат хорошим подарком и используются дома по назначению или для украшения интерьера школы. Уверенность в том, что они сделают полезные, хорошие вещи, вызывает у детей чувство удовлетворения, желание работать хорошо, на основе чего и формируется любовь к труду.

Формирование творческого потенциала учащихся с ОВЗ путем теоретического и практического освоения различных декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся. Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитие мелкой моторики рук, благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.

Известный педагог В. А.Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».

Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.

Все учебные занятия и игровая деятельность в том числе, составляется с учетом возраста детей, уровня сформированости тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога. Так, например, учащиеся младших классов испытывают затруднения в целенаправленных движениях кистей рук при выполнении заданий на штриховку. У детей этого возраста плохо развит зрительный контроль и в работе с цветными карандашами они допускают много не рациональных движений, выходят за контур изображаемого предмета, оставляя при этом много пробелов. Эти трудности преодолеваются при выполнении систематических упражнений на выполнение заданий с указанием направления линии, при этом целесообразнее использовать не твердые цветные карандаши с тонким грифелем а, например мягкие восковые мелки или карандаши большого размера. Для выполнения таких заданий используется прием штриховки фигур сложенных в технике оригами. Детям предлагаются вместе с педагогом сложить простую фигуру из бумаги белого цвета, а затем украсить ее цветом выбрав художественный материал по желанию (карандаши, краски, фломастер). Этот увлекательный процесс можно использовать при изготовлении с детьми настольного театра или мелких декораций.

Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, педагог корректирует деятельность каждого ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки. Главное, не ранить самолюбие ребенка, не противопоставлять его другим детям, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью. Работа педагога строиться в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка, который заключается в решении все более сложных учебных и творческих задач, этапы включения ребенка-инвалида в творческую деятельность проводятся по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени для каждого конкретного ребенка с учетом ее личностных характеристик и заболевания.

Например, при организации занятий с гиперактивными и расторможенными детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы как краска, глина, пластилин, это стимулирует активность ребёнка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр., что легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера карандаши, фломастеры, то есть изобразительные средства, требующие от них организации структурирования своей деятельности, и соответствующее задание, например, «Рисование по точкам».

Напротив, детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только области кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги. Глину, пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

Занятия по декоративно-прикладному творчеству с детьми с ограниченными возможностями направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

В процессе изготовления изделий большое внимание необходимо обращать на подбор изделий, над которыми работает ребенок. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.

Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, и быстрее его забывают. Поэтому объяснения педагога должны быть доступными, повторяться несколько раз и обязательно сопровождаться показом. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года таблица воз

Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Позволяет поднять на более высокий уровень все его потенциальные возможности – психические, физические и интеллектуальные.

Источник

Елена Подойницына
Влияние декоративно-прикладного искусства на творческое развитие дошкольников. Глиняная игрушка

Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали исследователи детского изобразительного творчества. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

В основу разработки данной темы была положена идея, согласно которой использование в непосредственной образовательной деятельности более расширенного, чем определено Программой изучения народных промыслов как вида искусства, будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей дошкольников.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно — прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:

общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

создание предметно — развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. Некоторые из них, которые мы считаем наиболее эффективными:

Метод вызывания адекватных эмоций:

Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?», «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?», «А у вас бывает подобное настроение?», «Когда у вас было такое настроение?», «Чем это вызвано?», «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.

Тактильно-чувственный метод:

Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно — прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть, мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов»:

Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.

Метод музыкального сопровождения:

происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке, лепке, аппликации. Всё это происходит на одном «занятии» и даёт возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

Поэтому перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на занятиях по изодеятельности будут способствовать развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации.

1. Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ, что повышает интерес детей к занятиям.

2. Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.

3. Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.

4. Использование движения руки — очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.

Читайте также:  Развитие навыков общения ребенка детский сад

5. Упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.

6. Показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет.

7. Использование магнитной доски для обучения составлению композиции, расположению узора, поискам возможных вариантов.

8. Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации.

9. Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

Ознакомление детей с народной игрушкой проводилось нами не только на занятиях по изобразительному искусству (1 раз в месяц, начиная со старшей группы, но и на занятиях по рисованию и лепке.

Обучая детей лепке игрушек, мы акцентировали внимание на художественные средства народной игрушки. Некоторые из них:

– эстетическое содержание (тема, образ, идея);

– объём;

– архитектоника (соответствие частей игрушки, т. е их пропорциональное соотношение);

– круговая композиция (её необходимо учитывать, чтобы игрушка выглядела объёмной);

– динамика (например, поза, положение головы, ног и т. д.);

– функциональное назначение (филимоновская – свистеть, каргопольская – для украшения интерьера, матрёшка – для игры);

Большое место на занятиях по лепке нами отводилось обследованию народной игрушки, которое было направленно на формирование её эстетического восприятия. Обследование включает в себя следующие этапы:

– взять игрушку в руки, потрогать, определить размер;

– выделить устойчивость фигуры;

– определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость);

– уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное, которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположении налепов;

– рассмотреть со всех сторон;

– установить пропорциональность туловища и головы;

– рассмотреть по частям;

– обследовать фигуры с закрытыми глазами.

Развитие творческого потенциала детей проходило при соблюдении нами ряда условий:

– знакомили детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

– создавали атмосферу для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

– включали ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

– создали предметно — развивающую среду на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающую возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

– направляли процесс обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

– учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка.

Формы работы используемые нами по ознакомлению с народной игрушкой :

1. Непосредственная образовательная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

2. Праздники и развлечения, в том числе с использованием театра на фланелеграфе («Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина избушка», «Курочка – ряба» и др.).

3. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Одень красавицу», «Составь узор для козлика», «Барыни и барышни», «Лошадки».

4. Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей. В уголке изобразительной деятельности есть достаточное количество трафаретов с изображением разных видов народной игрушки, наборов элементов для составления орнамента, нетрадиционных изобразительных материалом для росписи (печатки, тычки, ляпушки и т. д.). В качестве основного материала можно использовать не только бумагу, но и ткань.

5. В работе с родителями практиковались следующие формы работы: совместные проведения праздников «Ярмарка», «Праздник свистуньи», размещались стихи о народной игрушке в уголке для родителей, организовали мастер- класс по изготовлению глиняных игрушек.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет нашим детям чувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому и знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством проходит через игру. Внутри игры зарождается интерес к продуктивным видам деятельности, к которым относится изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и конструктивная деятельности. Их основное назначение – образное отражение действительности. Общим для этих видов деятельности является их направленность на получение конкретного продукта: рисунка, аппликация, модель, конструкция вылепленного предмета.

Согласно Программы обучение начинается со второй младшей группы. Детей учим рисовать графические изображения дымковской и филимоновской игрушек (чёрточки, круги, тычки, волну и т. п.). В средней группе мы начинаем осваивать технику композиционного составления орнамента на квадрате, круге, полоске, что существенно способствует дальнейшему знакомству детей с искусством народных мастеров (гжель, хохлома). С возрастом совершенствуется умение детей использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту или выделения в работе главного. При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности.

Старшие дошкольники обучены некоторым элементам предварительного продумывания содержания работы и средств её выполнения. В результате целенаправленной работы дети уже могут самостоятельно решить, что они будут рисовать, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый объект.

На занятиях рисованием, лепкой мы ставили перед собой определённые задачи: развивать детское творчество, вооружить детей изобразительными и техническими умениями, способствовать возникновению интереса к лепке народных игрушек. Творческие способности детей не будут развиваться, если ребёнок не овладеет одним из важных компонентов «ручной умелостью». Ручная умелость включает наличие у детей базовых умений и навыков по технике лепки и рисования, аппликации и ручному труду. Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.

Систему обучения мы строим таким образом, чтобы к моменту выхода ребёнка в школу он умел использовать полученные навыки в полном объёме. К концу пребывания в детском саду мы увидели (по результатам итоговой диагностики): дети достигли высокого уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; могут оценить то, что получилось, отметить выразительность формы, линии, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации.

Источник