Влияние предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста

Наталья Перминова
Влияние предметной деятельности на психо-моторное развитие детей раннего возраста.

Возраст от рождения до 3-х лет, по мнению специалистов, является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.

Взрослым следует знать, что познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим. За короткий возрастной срок детей необходимо познакомить и научить действовать со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр. Чтобы дети усваивали программный материал, который постепенно усложняется, необходимо ещё учитывать возраст детей. Возрастнаяпериодизация имеет деление: на первом году жизни – по микропериодам (в месяцах, на втором году – поквартально, на третьем – по полугодиям, что обусловлено психофизиологическими особенностями роста и развития ребёнка.

Характеристика микропериодов детей второго года жизни:

От 1,3 года до 1,6 года:

Все навыки, которые малыш приобрел ранее, закрепляются и совершенствуются. Научившись перемещаться в пространстве, овладев ходьбой, малыш убеждается в том, что «он умеет это делать». Он умеет ходить, брать предметы, игрушки и совершать действия с ними. Начинается этап бесконечных повторных действий, накопление сенсорного опыта. Конечно, это длительный процесс, не одноразового действия, поэтому дитя и повторяет одно и то же в разных ситуациях. Малыш осваивает мир, постепенно переводя сенсорную информацию в план представлений. Его неудержимо притягивает внешнее пространство и предметный мир. Не случайно предметная деятельность считается ведущей в этот период жизни малыша.

От 1,6 года до 1,9 года:

Достижения первого полугодия – трамплин к новым социальным высотам. Малыш овладевает не только действиями, которые свойственны человеческой руке (например, взять предмет в руки, но умеет уже воздействовать предметом на предмет, т. е. овладевает им в качестве орудия (палочкой придвигает мяч, сачком ловит «рыбку» и т. п.). Эти умения свойственны только человеку, поэтому овладевая орудийными действиями, малыш социализируется, т. е. становится в полном смысле социальным существом. Доказательством тому является овладение функциональными действиями с предметами, закрепленными общественно-исторической практикой (прикладывает расческу к волосам, а ложку тянет ко рту, лопаточкой копает, а в ведерко насыпает песочек, из лейки поливает и т. д.). Малыш использует каждый предмет функционально правильно, т. е. по назначению. Этот этап социального развития связан с появлением самостоятельных навыков в элементарном самообслуживании (сам ест, сам пытается надеть туфельки и т. д.).

От 1,9 года до 2 лет:

Этот микропериод суммирует все достижения предыдущих трех, выявляя у ребенка потребность перевести всю информацию об окружающем мире в речевой план. Малыш не только «оттачивает» свои навыки и умения, но ещё и пытается рассказать о своих чувствах (нравится или не нравится, хороший или плохой и т. п.) и впечатлениях. Малыш выстраивает «цепочки» социальных действий, появляются сюжетно — отобразительные игры, в которых он отражает фрагменты собственной жизни в действиях с куклами.

Таким образом, для каждого микропериода ставятся свои задачи воспитания и обучения. Задача педагогов обратить внимание детей на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Для этого нам необходимы предметы с запрограммированными свойствами, т. е. это дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п.

Существует пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машины, ёлочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Например различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. д. они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать сними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции а н а л и з а, с и н т е з а,

с р а в н е н и я, о б о б щ е н и я.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Читайте также:  История развития ребенка форма 112 в самаре

Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Ребёнок познаёт свойства предметов (большой – маленький, их качества (твердый – мягкий, лёгкий – тяжёлый и т. п., их количество (один, много, мало, их форму (шар, куб, кольцо и т. п.).

Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с предметами, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что с помощью предметной деятельностимы можем решить очень многие воспитательные и обучающие задачи:

1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.

2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов.

3) развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук.

4) развитие познавательной активности (любознательность)

5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

О С О Б Е Н Н О С Т И Ф О Р М И Р О В А Н И Я

Д Е Й С Т В И Й С П Р Е Д М Е Т А М И.

Для детей второго года жизни ведущей деятельностью является предметная. Расширившиеся возможности в освоении окружающего способствуют дальнейшему накоплению чувственного опыта и возникновению первых, элементарных, базовых (основополагающих) знаний. На втором году жизни интенсивное накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами играет огромную роль в освоении начальных знаний. Дети продолжают знакомиться с величиной, формой и цветом предметов на практике, выполняя разнообразные практические действия. Поначалу это всё происходит в форме простейшего манипулирования, но очень быстро – при целенаправленном обучении и воспитании – действия ребенка приобретают осмысленный характер. Умелое, ненавязчивое руководство взрослого позволяет ребёнку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учётом величины и формы предметов.

Сначала ребёнок добивается результата случайно – срабатывает автодидактизм. Малыш понимает, что игрушка исчезает, если попадает в соответствующее отверстие коробки. Его интересует момент исчезновения предмета в отверстии – он многократно повторяет свои действия. Затем путём проб и ошибок дети учатся размещать вкладыши разной величины или формы в соответствующие гнезда. Здесь существенную роль также играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей к отверстиям. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнёздами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о качественно новом этапе в развитии ребёнка. В конце концов дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы.

Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, в которых нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.

В начале второго года жизни (примерно до 1г. 3м.) проводятся занятия, направленные на развитие устойчивости действий с предметами (умения какое-то время сосредоточенно играть одной игрушкой). Ставится также задача развития координации мелких движений кистей рук. Малыши учатся понимать названия предметов и некоторых действий с ними, например, «покатай шарик», «сними кольцо», «открой коробочку» и т. д. Учим детей прокатывать с лотка шарики (6-8 шт.); нанизывать кольца на стержень, вставлять втулочки, грибочки в отверстия и вынимать их; открывать и закрывать цилиндрическую коробку; вкладывать меньший предмет в больший; разбирать и собирать игрушки, состоящие из двух частей.

После 1г. 3м. дети способны решать не только двигательные, но и несложные дидактические задачи, ориентируясь на один признак предмета (цвет, форма, величина). Например, ребёнку предлагают отделить красные шарики от идентичных синих; шарики от кубиков того же цвета и т. д.

Малышей от 1г. 6м. до 1г. 9м. следует начинать учить собирать двухместные дидактические игрушки, выбирать предметыпо размеру и соответственно называть их: «большой», «маленький», «поменьше».

Дети 1г. 9м. – 2 лет уже могут более свободно действовать с двухместными дидактическими игрушками. Их учат собирать предметы по убывающей величине, самостоятельно находить соответствующие детали- вкладыши при сборке и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов из 2-х, а затем из 3-х деталей.

Наибольшие затруднения у детей раннего возраста вызывают задания по составлению пирамидок из последовательно уменьшающихся колец. Обычно взрослый неоднократно показывает,как следует подбирать кольца по принципу их последовательного уменьшения: выбирать каждый раз самое большое кольцо из всех оставшихся, выкладывая их в ряд. Дети трудно овладевают этим приёмом и начинают собирать пирамидку, не ориентируясь на величину колец. Взрослый выкладывает перед ребенком кольца в заданной последовательности, а затем направляет его руку к каждому из них. Пирамидка собирается правильно, но действия ребенка несамостоятельны. Он механически выполняет действия, но как только взрослый перестаёт их контролировать, вновь складывает игрушку бессистемно. При этом пирамидки получаются самых причудливых форм. Почему же дети раннего возраста с таким трудом овладевают заданиями на подбор предметов по принципу их уменьшения? Дело в том, что, собирая кольца в произвольном порядке, ребенок получает каждый раз новую пирамидку.Его увлекает такой процесс: предмет меняет свои очертания и цветовое соотношение частей.

Читайте также:  Развитие коммуникативных навыков ребенка в условиях доу

Как же научить ребёнка подбирать кольца в определенной последовательности? Необходимо иметь не только обыкновенные, но и дидактические игрушки-пирамидки с единственно возможным решением, которое запрограммировано их конструкцией. Такую пирамидку-ёлочку, на конической основе, ребенок сможет собрать только при условии, если вначале нанижет самое большое кольцо, затем поменьше, и, наконец, маленькое.

Игрушки, в которых запрограммировано единственно возможное решение, целесообразно использовать, тогда, когда ребёнок только приобретает первоначальные навыки. Такие игрушки помогают педагогу обучить самых маленьких детей определенным действиям и не позволяют отвлечься от поставленной задачи.

При обучении детей раннего возраста действиям с предметами данные приёмы получили названия аутостимуляции и автодидактизма.

Аутостимуляция – цепь ориентировочных реакций, возникающих на новую ситуацию (при частичном изменении предмета) и, следовательно, способствующих воспитанию устойчивости действий с предметами. Например, ребёнок, разбирая игрушку, состоящую из нескольких вкладышей («цветные колпачки», 2-х местные и 3-х местные матрешки и т. д., обнаруживает один предмет, под ним – второй, затем – третий и т. д. Так создаётся цепочка взаимосвязанных действий. У ребёнка возникает интерес к внезапно появляющимся предметам; появляется желание обследовать игрушку, рассмотреть её, действовать определённым образом.

Автодидактизм – самообучение, возникающее в процессе игровых действий. Оно обеспечивается самой конструкцией игрушки. Например, малыш не сможет вложить большой шар в малое отверстие, или нанизать на толстый стержень кольцо с маленьким отверстием и т. д. Принцип автодидактизма успешно применяется при обучении маленьких детейдействиям с геометрическими фигурами-вкладышами: конусами, цилиндрами, кубами и т. д.

При обучении детей действиям с предметами необходимо учитывать особенности ориентировочной активности детей раннего возраста. Нужно помнить, что они выполняют многие задания, действуя методом «проб и ошибок». Успешность освоения действий с предметами зависит от правильного подбора игрушек и руководства взрослого.

Источник

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Читайте также:  Учение о зоне ближайшего развития ребенка

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник