Влияние праздников на развитие ребенка
Ирина Голубова
Влияние праздников на формирование и развитие ребёнка
В процессе подготовки праздника педагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, как он будет проводиться, определяет задачи для каждого ребенка. Так «запускается» механизм тренировки произвольного внимания и памяти. Подготовка к торжественному событию — это простая работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и,конечно же,детей. Она подразумевает и создание праздничной атмосферы ожидания. Если мероприятие запланировано как домашнее торжество дома, оно имеет ряд своих особенностей. Можно, например, провести празднование Нового года, но репетиция с гостями часто не возможна. Поэтому готовиться, в основном, придется родителям,собирающим у себя детишек: заранее продумать игры, песенки, которые ребята знают наверняка. Чтобы организовать праздник в детском саду, всем — взрослым и детям — необходимо действовать по единому плану, последовательно прорабатывая один за другим все этапы подготовки. Работа над праздником начинается задолго до самого празднования. На занятиях детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если событие уже отмечалось в прошлом году, то все вспоминают, как оно проводилось в тот раз. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей. После того как дети получили представление о том, что это за праздник, педагог рассказывает о том, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т. д.) и объясняет, что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения мероприятия, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, для чего это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель,к которой он при помощи педагогов будет стремиться. Следующий этап —репетиции: разучивание стихов, песен, постановка танцев, оформление зала,изготовление аксессуаров к костюмам. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность, поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Желательно провести последнюю репетицию уже в костюмах, чтобы дети привыкли к ним и не чувствовали себя скованно на празднике. Проведение праздника: когда наступает тот самый долгожданный день, и преображенный, украшенный зал полон зрителей, дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над ним.Подведение итогов: детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. Задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, педагог акцентирует внимание на наиболее важных и значительных моментах праздника, поясняет, если что-то осталось непонятным. Деятельность после праздника:, на этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они используются в тематике рисунков и лепки. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняются только исполнители.
Источник
ГБДОУ детский сад 41 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников.
Статья для родителей.
Разработка музыкального руководителя
высшей квалификационной категории
Арвачёвой Вероники Владимировны.
2013г.
Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.
.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.
В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…».
Источник
Элеонора Мовсесян
Значение праздников в жизни дошкольника
ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщение ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в жизни каждого дошкольника имеет проведение и активное участие в утренниках.
• Праздники в детском саду — это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго.
• Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление.
• Кроме того, праздник — важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красиво.
• Праздник — это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.
• Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники — это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
• Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
• Праздник — это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник — это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
• В любом праздникеприсутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.
• В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности — это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности — общение.
• Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему.Это заметно во всем: праздничная атмосфера, красота оформления помещения, хорошо подобранный репертуар, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое в коллективе, красочность выступлений детей — всё это важные факторы эстетического воспитания.
• Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движении.
ВИДЫ ПРАЗДНИКОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По направленности и построению различают праздники трех видов:
• Общественно — политические праздники: 8 Марта, День Советской Армии, Праздник Победы.
• Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
•Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя. Сценарий каждого утренника отражает его основную идею и имеет свои традиции проведения.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО УТРЕННИКА
Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.
Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.
Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Удачное проведение утренника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах, и 25-30 минут в младших группах.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия,оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части утренника подбираются торжественные марши, праздничные песни, могут звучать песни и в исполнении взрослых.
По ходу действия музыкальное сопровождение праздника различно и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. Задорный характер плясовой мелодии или спокойная лиричная песня вызывают соответствующий эмоциональный отклик.
Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей чувство сопереживания содержанию песни.
Ведущее место на утренниках занимают различные виды музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танцы, играют в музыкальные игры, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах небольшим ансамблем. В сценарий утренника часто включаются музыкально-драматические сценки, дети могут показать придуманные ими танцы, пляски.
Музыкальная деятельность детей занимает на утренниках основное место. Это определяет особую роль музыкального репертуара и требования к его выбору.
Значение утренника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.
Источник
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники… » — писал К. Д. Ушинский.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание — важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник — это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.
Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 — 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.
Роль семейных праздников в жизни ребенка
В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.
Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.
День рождения
Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.
Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.
В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности — сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.
Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, рядом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.
Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вручаются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.
Важные элементы праздника — оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.
Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.
Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.
Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.
Празднование семейных событий
В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.
Празднование Дня свадьбы родителей — это празднование Дня рождения семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.
Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.
В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.
Источник