Влияние окружающего мира на развитие ребенка

Влияние окружающего мира на развитие ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Влияние на детей

Влияние на детей

Почему дети тупее своих родителей

Важными составляющими в формировании гармоничного развития детского организма являются определённые функций, которые способны не только физически развивать ребёнка, но и формировать его социальную среду и сознание. Именно окружающая среда, в основном, способна обусловливать воспитание и развитие детей, проявляя активные, систематические, целенаправленные действия, постоянно направленные на его непрерывное и динамичное развитие (психическое и физическое).

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года заполнить

Организм современного ребенка постоянно подвержен разнообразным воздействиям (положительным или отрицательным) окружающей его среды. Это не только воздух, температура, освещение и состав воды, но и потребляемая им пища, окружающие его определённые виды растений и животных. Все эти перечисленные выше природные условия, существенно изменяемые человеком, очень влияют на физическое и умственное развитие каждого ребёнка.

Трудные условия у ребёнка

Трудные условия у ребёнка

Напрямую воздействуя на физиологические функции, окружающая каждого ребёнка внешняя среда, способна непосредственно воздействовать на его обмен веществ, дыхание и даже уровень кровообращение, включая и постоянные процессы, происходящие в пищеварении. Ведь именно из-за количественных и качественных изменений в обмене веществ, вызванных различными природными условиями жизни ребёнка, происходят изменения даже в физическом развитии организма, нарушая его строение и рост, а порой и умственное развитие.

Ребёнок — Лицо Бога. Читает Сергей Стрижак

Роль организма в жизни каждого ребёнка

Необходимо учитывать, что уже с рождения малыша, его мозг призван отвечать за все, что происходит с его организмом и, в частности – за гармоничное развитие его духовности и уровня сознания. Современная наука утверждает, что мозг человека работает всего на семь процентов, а что же происходит с остальным и какова роль мозга вообще?

Природой так создано, что мозг дан человеку для того, чтобы он на протяжении всей своей жизни смог развивать свои интеллектуальные способности. Это позволяет постоянно развиваться и расширять врожденные способности на так называемом информационном (полевом) уровне, а не только физическом. В.Вернадский еще в начале двадцатого столетия говорил о том, что современный человек представляет собой совершенную квантовую систему, в которой присутствует постоянно развивающееся физическое тело и полевой вид структуры. А благодаря неразрывному единству этих двух составляющих человеческого организма, каждый индивидуум существует и развивается в виде сложной биоэнергоинформационной системы, в которой взаимодействуют биополевые структуры в виде – подсознания, сознания и сверхсознания.

Какова же роль каждой из биополевых структур в жизни развивающегося организма ребёнка, от чего они могут зависеть, и какое негативное влияния на них могут иметь современные информационные технологии, включая вездесущий интернет. Это вопрос скорее риторический, ведь на сегодняшний день данная тема практически не изучена полностью – можно только допускать определенные выводы по поводу всего происходящего.

Родившись, ребёнок, параллельно с постоянным совершенствованием всех двигательных функций, стремится развивать и свою определенную физиологией эмоциональную сферу. Возникающие у него элементарные чувства проявляются в виде эмоции и видны буквально уже с первого дня жизни.

Вначале проявляются лишь отрицательные эмоции, которые возникают в ответ на все неблагоприятные воздействия окружающей его среды на его тело, в виде – понижения температуры, переполнения кишечника, спазмов в пустом желудке, строгого тона матери или резкого звука, а так же неизвестных для него предметов . На раннем этапе развития, психика каждого ребёнка обусловлена, преимущественно, созреванием и дифференциацией определенных двигательных функций организма.

Все реакции родившегося малыша в первые дни его жизни и даже недели, преимущественно, выступают как двигательные (физические) реакции, проявляясь в виде – крика, двигательного беспокойства и плача. Всё это возникает как ответ на каждый раздражитель, который является в виде — холода, недостатка пищи, резкого изменения положения его тельца.

Уже с третьего месяца новорожденный ребёнок свою деятельность преимущественно внешне проявляет в виде игровой формы, где при игре своими ручками и ножками у него возникают первые эмоции, которые он демонстрирует как явное удовлетворение от выполняемых элементарных и постоянных движений. Благодаря этим игровым действиям у ребенка создаются предпосылки в постепенном формировании представлений о его теле. Со временем совершенствуя свои двигательные навыки, ребёнок создаёт условия для того чтобы можно было воспользоваться более усложнённой игровой деятельностью, где малыш использует доступные ему в обращении различные предметы (игрушки).

Обучение Детей. Разумное Человечество

Роль восприятия окружающего мира на развитие психики малыша

Непрерывное развитие психики у малыша является достаточно сложным процессом в созревании и усложнении всех психических функций и личности в целом, которые происходят под прямым влиянием определённых факторов. Это не только наследственно-биологические и социальные факторы (воспитание, обучение, влияние окружающей среды). В жизни каждого ребёнка развитие его психики находится в непрерывном процессе развития. Обычно развитие не всегда может протекать более равномерно – это происходит скачкообразно, где периоды медленного развития с постепенным созреванием, сменяются на периоды с бурным развитием.

Для каждого возрастного периода характерны анатомо-физнологические и психологические особенности ребёнка, при которых проявляются новые социальные потребности и определенные, характерные для данного этапа, взаимоотношения ребёнка с окружающей его средой.

Хрупкий и восприимчивый

Хрупкий и восприимчивый

Постоянное развитие всего организма ребёнка постепенно усложняет и углубляет его познания, при этом развивая и его умственные способности, формируя определённые отношение малыша к окружающему его миру – здесь и происходит уже непосредственное становление его личности как уже сформировавшегося человека.

Созревание определённых психических функций происходит достаточно последовательно и определяется соответствующими этапами, где:

  • первым этапом является развитие в основных двигательных функциях (начиная с момента рождения и до одного года);
  • вторым этапом развития являются более сложные двигательные функций, где происходит и созревание чувственной сферы (в период с одного года до трех лет);
  • третьим этапом созревания выступает эмоциональная сфера (в период 3 – 12 лет);
  • четвёртым этапом созревания выступает мыслительная деятельность (после двенадцати лет).

Эти этапы не означают, что формирование каждой психической функции должно начинаться и завершаться строго в указанные периоды по определённому возрастному времени. Начало формирования для нового психического качества (новой функции) всегда закладывается в предшествующем этапе развития, еще до начала нового этапа, на котором психическая функция только созревает. Приведенная последовательность определённых стадий в психическом созревании является лишь условной – её можно брать только за основу.

Читайте также:  Педагогическое сопровождение ребенка через развитие у него

Пякин В. В. Дети и мультфильмы. Чтение сказок детям. Диафильмы

Роль социальной экологии в формировании сознания ребенка

Современные специалисты, которые непосредственно занимаются экологическими проблемами, влияющими на здоровье детей, в условиях «организованного» детства (в виде детских садов и школ), вместе с работниками образования и медицины, смогли разработать простые и весьма надежные, а так же информативные и достаточно доступные методики. Они позволяют определять функциональное здоровье для каждого ребёнка. Это поможет получить необходимый аттестат здоровья для ребёнка, который называется еще экологическим паспортом здоровья.

Внедряя постоянный мониторинг здоровья детей в систему образования – такой подход к детям поможет сформировать надёжную базу для внедрения профилактической медицины, которая станет основой для системы образования по всей стране. Для развивающегося организма ребёнка, который постоянно активно формируется и совершенствуется, влияние окружающей среды не только на его здоровье, но и на сознание, является определяющим фактором в его развитии сознания, по сравнению с уже полностью сформированным организмом у любого взрослого человека.

Ведь кроме окружающей среды, на формирование личности ребёнка существенное влияние оказывает социальная экология, выступающая в виде семьи малыша, жизненных условий, привычек родителей и даже социальной гигиены.

У нас есть шанс спасти детей! Владимир Базарный

Отрицательно влияет на ребёнка не только низкое качество самого питания, но и постоянные стрессы. Ведь всё, что происходит в его окружении (обществе), способно напрямую влиять на здоровье развивающегося ребёнка, и не только на физической. Можно даже сказать, что состояние ребёнка представляет объективное, естественное и биологическое определение, выступающее в виде индикатора не только экологического благополучия в обществе.

Социум в голове дитя

Социум в голове дитя

Системное развитие ребёнка и формирование его сознания

На сегодняшний день показатели здоровья современных детей держатся на цифре в пределах 60 %, а то и выше, в то время как относительно здоровых детей дошкольного и школьного возраста в стране в два раза меньше от средних показателей.

В наше время очень важна тема экологической безопасности для здоровья каждого ребёнка. Ведь, изменяя определённые условия жизни, всегда можно напрямую воздействовать и на умственное, и физическое развитие современных детей. Применяя трудовое воспитание и физические упражнения, а так же рационально организуя обучение, питание и быт для каждого ребёнка, можно целенаправленно изменить умственное и физическое развитие каждого молодого человека.

Дети должны получать образование

Дети должны получать образование

Систематический физический труд, и проведение тренировок в виде физических упражнений и занятий спортом, смогут неуклонно совершенствовать функции в органах чувств и всей нервной системы, повышая физическую и умственную активность, и изменяя общее строение всего организма (скелет, скелетные мышцы, внутренние органы) и его реактивность.

Реактивность проявляется способность организма существенно изменять все физиологические функции под воздействием внешней среды. Это проявляется как защитные реакции, которые призваны противодействовать вредному влиянию окружающей среды, при существенных изменениях всей жизнедеятельности организма. Ведущую роль реактивности отводят социальным условиям, которые и определяют эти функции развивающегося детского организма.

Реактивность у каждого ребёнка с возрастом постепенно совершенствуется и это обуславливается развитием его нервной системы. Но, необходимо учитывать и свойства наследственности и наследственной предрасположенности, где может проявиться, как физическое, так и умственное воспитание детей, основанное на благоприятных или неблагоприятных условиях жизни. Стоит учитывать и воздействие неблагоприятных условий окружающей ребенка среды, которые способны влиять не только на физическое и умственное развитие малыша, и его здоровье, но и на учение, а так же поведение и непосредственно на сознание.

Мировоззрение человека | Как изменить?

Именно благодаря социальным и экономическим условиям в воспитании ребёнка (в быте, жилище, питании, труде, физических упражнениях, предупреждении всевозможных болезней) формируется его сознание. При этом необходимо учитывать и местные условия (пищу, климатические и географические факторы и профессионально-производственные навыки), которые оказывают непосредственное влияние не только на физическое развития ребёнка, но и на его восприятие окружающего мира, а так же на формирование сознания. Учитываются так же условия жизни ребёнка, ресурсы и степень адаптации организма, а так же индивидуальные различия, что оказывают влияние на природное формирование сознания ребенка.

Счастливые дети

Счастливые дети

Источник

Влияние природы на личность ребенка

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года таблица

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе воспитания дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть — еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. .

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник  впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине — это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой….

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Доброта становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека..

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное.Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Список использованной литературы

1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.

2.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.

3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.

4.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников — М.: Педагогика, 1972.

5.Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.

6..Каиров И.А. Нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979.

7..Педагогика. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.

8..Экологическое образование дошкольников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

Источник