Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка

Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка thumbnail

Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка

Влияние позиции родителей на раннее
психическое развитие незрячего ребенка.
Раннее развитие ребенка
происходит в тесной зависимости от условий его воспитания,
от социальной среды, которая
так или иначе влияет на
формирование у него различных психических образований.
В еще большей степени
зависим от окружающих его
людей аномальный ребенок и,
конечно, прежде всего от
родителей, которые призваны заботиться о нем, содействовать его
физическому и духовному становлению.
Обычно врожденная слепота обнаруживается врачом или самими
родителями если не при рождении ребенка, то на 4-5 месяце его жизни, что,
естественно, не может не вызвать у родителей тяжелое стрессовое состояние.
Рушатся их надежды, планы, связанные с рождением ребенка, ломается
представление о всей дальнейшей жизни. Кто-то со временем найдет в себе
силы перестроиться, пересмотреть свою жизненную программу, другие же не
в состоянии справиться с этой бедой собственными силами. Последние либо
отказываются от ребенка, либо, оставив его в семье, не могут, даже любя,
смириться с его дефектом. Крайним проявлением отчаяния является
возникновение чувства потери смысла жизни, что может привести к тяжелым
невротическим последствиям. Выделяются различные типы родительских
позиций по отношению к незрячему ребенку и к его дефекту.
Спектр отношений обоих родителей к ребенку и его слепоте обусловливает
микроклимат семьи, в котором ребенку предстоит развиваться. Прежде
всего отношение к ребенку может быть адекватным и неадекватным. При
адекватном отношении ребенок воспринимается в семье как здоровый, но
имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания.
Принятие дефекта означает
способность
родителей
примириться с фактом его
наличия у ребенка, готовность к
включению ребенка в свою
жизненную программу. Такое
отношение
можно
выразить
следующей формулой: «Мой
ребенок слепой, но я сделаю все
для того, чтобы он стал
полноценной личностью». Таким образом, в семье принимается установка на
формирование у ребенка тех же знаний, умений, навыков, которыми обладают
и зрячие дети. Складывающаяся при этом атмосфера доброжелательной
требовательности дает возможность
воспитывать у ребенка такие черты
личности, которые будут способствовать его наилучшей адаптации в
разных жизненных условиях. Однако
следует иметь в виду, что на этом
пути воспитания никто не застрахован
от ошибок — любой неверный шаг
может привести к проявлению
противоположных качеств: агрессии,
иждивенчества,
эгоизма,
эгоцентризма.
Отношение родителей к слепому ребенку может быть неадекватным, но при
этом принимается и его дефект и он сам. Ребенок воспринимается как
жертва обстоятельств, как беспомощное, обиженное судьбой существо,
которое нуждается в постоянной опеке и защите. К тому же у родителей (чаще
у матери) может возникнуть чувство вины перед ребенком, которую они
постоянно стараются искупить. Такая жертвенная, безоглядная любовь
оборачивается на деле тем, что ребенок растет не приспособленным к жизни. В
результате у него не только не формируются навыки самообслуживания, но
усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для
глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные
анализаторы, и в первую очередь осязание. Компенсация слепоты происходит
главным образом за счет развития речи, однако скромный чувственный опыт
формализует знания детей об окружающем мире. Наряду с этим условия
гиперопеки ставят ребенка в полную зависимость, физическую и эмоциональную, от опекающих его людей. Эгоцентрическая позиция, которая легко и
быстро складывается в подобных обстоятельствах, мешает адаптации
ребенка в коллективе сверстников, провоцирует тяжелые переживания
разлуки ребенка с теми, кто его не только опекал, но и выполнял все капризы.
Психическое развитие затормаживается и при такой позиции родителей, когда
они с дефектом смирились, но не принимают уже самого ребенка. Эта
позиция может быть выражена формулой: «Я мирюсь с тем, что мой ребенок
слепой, но я хочу как можно меньше с ним общаться». Это отношение к ребенку
приводит к тому, что мать мало с ним занимается и, как только появляется
возможность, отдает его в специальное дошкольное учреждение. Такие дети
обычно выделяются своей неухоженностью, заброшенностью, иногда их
«забывают» забрать домой на выходные дни или на каникулы. Глубокое
нарушение зрения у этих детей сочетается с педагогической запущенностью.
Они постоянно испытывают дефицит ласки, эмоционального общения. Как
правило, сама отстраненность, эмоциональная холодность к ребенку
объясняется (для оправдания перед окружающими и, конечно, перед собой)
нехваткой времени, тяжелыми жизненными обстоятельствами и другими
причинами.
Весьма сложная ситуация создается, когда сам ребенок принимается
родителями, а его дефект нет. Вот формула такого отношения: «Мой ребенок
не такой плохой, как об этом говорят, и я докажу это». И родители пытаются
добиться этого всеми доступными способами вопреки здравому смыслу и, в
конечном счете, в ущерб ребенку. Не берутся в расчет специфические
особенности дефекта, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они
не вылечат ребенка и он не будет видеть. Часто подобную позицию занимают
родители тех незрячих детей, которые имеют и нарушения интеллекта. Они
убеждены, что у ребенка дефекта нет, его хотят ему приписать. По их мнению,
все врачи сговорились между собой, а педагоги просто не умеют и не хотят
учить их ребенка, как положено.
Настаивая на отсутствии у ребенка
нарушений
со
стороны
интеллектуальной сферы, родители
помещают его в неадекватные
учебные условия, что дает обратный
эффект: тормозит развитие ребенка,
создает недопустимое напряжение
нервной
системы,
отрицательно
сказывается
на
формировании
личности.
При
адекватном
отношении к дефекту движущим
мотивом родителей становится стремление всеми имеющимися средствами
помочь ребенку — вылечить, максимально приспособить к окружающей жизни
и т. п. В противном случае основным мотивом является стремление (пусть
неосознанное) любой ценой доказать себе и окружающим, что их ребенок не
инвалид.
Последняя из рассматриваемых нами позиций родителей по отношению к
слепому ребенку предполагает непринятие дефекта, которое ведет за собой
непринятие и самого ребенка. Эта позиция выражается формулой: «У меня
не может быть и не должно быть аномального ребенка». Родителям
кажется, что наличие слепого ребенка означает крах всей их жизни. Они не
видят никаких перспектив, их убивает слово «инвалид». И отсюда появляется
желание избавиться от ребенка как «вечного» напоминания о трагедии. Если
дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают
указанную позицию, то они, как правило, отказываются от него или
юридически, или фактически, передавая ребенка на воспитание, например,
бабушке. Чаще всего позицию непринятия дефекта и ребенка занимает отец.
Мать, всецело погрузившись в заботы по уходу за больным ребенком,
сближается с ним все больше, теснее и начинает свое дитя еще крепче
любить. Отец воспринимает происшедшее как нечто непоправимое, стремится
переключиться на свои дела, на свою работу, все более отдаляясь от семьи,
отстраняясь от ее проблем, вплоть до ухода из семьи.
Из рассмотренных позиций наиболее часто встречается неадекватная
позиция, при которой и ребенок, и его дефект принимаются и которая
характеризуется гиперопекой родителей.
Развитие незрячего ребенка в семье зависит не только от отношения к нему
родителей, но и от того, как складываются его отношения с братьями и
сестрами. Вместо чувства жалости и любви к новорожденному у старшего
ребенка может появиться к нему равнодушие и даже неприязнь, так как он
поглощает все внимание близких. Чтобы избежать нежелательных
осложнений между детьми, родители должны дать почувствовать старшему
ребенку, что любовь к нему не ослабела, что, напротив, теперь мама не
может без него обойтись. Сложности таятся и в отношениях между незрячим
ребенком и его младшими братьями и сестрами. Основная ошибка,
приводящая к конфликтам и соперничеству детей, состоит в излишней
требовательности к здоровому малышу и в постоянном попустительстве
незрячему ребенку. При этом у незрячего ребенка легко могут развиваться
такие черты характера, как эгоизм и иждивенчество, и в то же время —
чувство неполноценности, поскольку он постоянно слышит, что он, в отличие
от других, многого не умеет. Такая ошибка исключается, если родители
занимают адекватную позицию по отношению к ребенку с нарушением
зрения.
Таким образом, родители незрячего ребенка, имеющего первично
сохранный интеллект, должны осознать, что при верно избранном к нему
отношении и в результате определенных усилий он сможет не просто
приспособиться к жизни в обществе, но и многого достигнуть.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте период новорожденности

Источник

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.

Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он возникает. В структуре дефекта выделяегся первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.

Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.

При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным ─ слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сохранными.Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка

Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т. е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

Читайте также:  Центр развития ребенка ивана сусанина

По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».

Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываясь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.

К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения. И тем не менее очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.

Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.

Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач родителей, выполнить которую за нихнесможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку.

Особое внимание в преодолении слсдствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.

И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.

Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило название «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все то же ─ терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.

Читайте также:  Умка центр развития ребенка работа

Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.

Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренируетего память, делает более богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми ─  в целом активно готовит его к будущей жизни.

Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка

Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─ недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.

Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.

И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.

Источник