Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка
Амплеева Рахиля
Влияние пальчиковых игр на развитие детей
Пальчиковые игры развивают не только речь ребенка и его физические возможности, они так же обладают рядом благоприятных свойств:
В первую очередь, как и любые развивающие игры, пальчиковые занятия – это пища для ума ребенка.
Пальчиковые игры создают условия, опережающие развивающие способности карапуза.
Такие игры способствуют развитию самостоятельности у ребенка. Малышу становится самому интересно, как он сможет сложить свои пальчики, какие звуки сможет издать. Возможно, ваш малыш еще сам придумает игры для себя и родителей, когда его речь будет достаточно развитой.
Пальчиковые игры могут охватывать множество тем. Это может быть изучение животных и их повадок, обучение счету и пространственных понятий. Такие игры не что иное, как свободное творчество. Дайте малышу увлечься этим и он сможет проявить свои творческие способности в каких-то других сферах, понимая, что это весело и интересно.
Так же, пальчиковые игры развивают положительные способности не только в детях, но и в родителях. Занятия с ручками и пальчиками малыша научат мам и пап терпению, ведь как взять игру в свои руки, если она основана на пальчиках и движениях самого ребенка. Очень сложно просто бусинку нанизать даже на шнурок, а уж про последовательность действий в «ладушках» и говорить нечего – с первого раза не ждите максимального результата.
Варианты пальчиковых игр для развития речи
Одним из вариантов пальчиковых игр является маленький кукольный театр. Сейчас в детских магазинах можно найти готовые наборы пальчиковых кукол: это могут быть и животные, и люди, и даже персонажи сказок, например, сказки про репку. Если вы не хотите покупать готовые наборы, можете смастерить в домашних условиях свой собственный пальчиковый театр. Причем не обязательно шить маленькие тканевые колпачки или обладать талантом к изобразительному искусству — найдите колпачки от фломастеров или маленьких бутылочек, нарисуйте глаза, носики и улыбочки и ваши собственные персонажи готовы! Важно включить фантазию!
Пальчиковый театр подходит в качестве развлечения совсем маленьким детям, а вот детки постарше, дошкольного возраста, могут выбрать себе роли и участвовать в представлении вместе с вами. Дети сами смогут придумывать движения и даже реплики персонажей. Такой опыт поможет ребенку раскрепостится и почувствовать себя хозяином игры. Участие в маленьком пальчиковом кукольном театре (кстати, мастерить вместе с ребенком кукол будет тоже весело и полезно) способствует:
Развитию воображения. Когда ребенок будет уводить повествование игры в нужное ему русло, не препятствуйте ему. Пусть малы сам решит, какие истории он придумает персонажам.
Любознательности. Как же интересно превратит свои ручки в целый мир интересных людей и животных, которыми ты можешь управлять сам! Это же настоящее волшебство!
Творчеству. И изготовление кукол и разного рода игры с ними помогут раскрыть в ребенка его творческие способности.
Пальчиковый театр поможет ребенку тренировать память. Сколько сил нужно маленькому мозгу, чтобы запомнить все 10 пальчиков, но ведь это так интересно.
Развитию усидчивости. Если ребенок будет заинтересован в игре, то он с радостью будет выполнять поставленные перед ним цели.
Это просто отличный вариант пальчиковой игры в развитие детей!
Источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дефектологии
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО МОДУЛЮ
«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием
игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
ПРОЕКТ
«Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста»
выполнила:
Аванян И. В.
воспитатель
МАДОУ № 12 «Берёзка»
г. Реутов
проверила:
к. п. н., доцент
Гайфуллина Л. К.
2016г.
Содержание:
Введение.
Актуальность
Цели и задачи проекта.
Задачи программы.
Механизм реализации.
Ресурсное обеспечение.
Предполагаемый продукт деятельности.
Используемая литература.
Приложение
Актуальность.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.1
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта “Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста”, т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка.
2. Развивать коммуникативные способности детей.
3. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
4. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
Образовательная область: коммуникация.
Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Этапы осуществления проекта “Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста”.
1-й этап.
Подготовительный.
– Обсуждение цели и задач проекта.
– Составление плана реализации проекта, прогнозирование результата.
– Вызвать интерес к проекту всех его участников, дать представление о том, как можно в нем участвовать.
– Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
– Изучение методической литературы по данной теме.
– Оказание информационной и методической помощи родителям.
– Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.
– Разработка компьютерных презентаций.
– Систематизация пальчиковых упражнений, игр.
– Совместный поиск информации по теме проекта.
– Приобретение игр для развития мелкой моторики, пальчиковых театров; необходимой методической литературы.
– Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
– Составление плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком.
2-й этап.
Основной.
– Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”, “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
– Проведение мастер-класс для родителей “Дидактические игры для развития мелкой моторики”.
– Проведение семинара-практикума для родителей “С пальчиками играй, про язычок не забывай”.
– Включение пальчиковой гимнастики в образовательные области, комплексы утренней гимнастики, во все режимные моменты.
– Фотосессия “Учимся играть пальчиками”.
– Разучивание потешек, стихотворений.
Материал представлен в приложении
3-й этап.
Заключительный.
– Презентация материалов проекта.
– Фотовыставка “Говорящие пальчики”.
– Выставка детских работ “Все умеют наши ручки!”.
– Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики.
– Издание сборника рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Перспектива на будущее: разработать проект по развитию речи детей посредством театральной деятельности.
Заключение.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский — М.: Педагогика, 1986. – 533 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
План-конспект занятия (младшая группа) на тему:
«Репка».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.
Задачи:
Обучающая: Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.
Развивающая: Расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала), продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»), развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение,
Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности, Побуждать детей выражать удовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
Материал и оборудование:
Декорации для игры, атрибуты, характерные для каждого персонажа сказки «Репка», репка (большая), музыкальный фрагмент из сборника А. Филиппенко «Маричка».
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Репка», показ сказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со всеми персонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Действующие лица: ведущий, репка, дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка.
Ход игры:
Воспитатель заводит детей и обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам гости пришли, давайте с ними поздороваемся, (дети здороваются), знаете, для чего они пришли, они пришли посмотреть нашу сказку, давайте ее покажем, проходите на скамеечку. Итак, мы начинаем.
Воспитатель задает загадку гостям:
Дай-ка в глазки погляжу,
Сказку вам я расскажу
А сказка будет вот про что…
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок
В земле засел крепко
Конечно, это ….. («Репка»)
Вы хотели бы сегодня
В сказку «Репка» заглянуть? Тогда смелее в путь!
Ведущий — воспитатель:
Посадил Дед эту Репку. (выходит)
Но засела она крепко.
Дед за Репку тянет – тянет (тянет репку)
Пот струёй со лба бежит: вытирает пот со лба)
Репка вдруг и говорит.
Репка:
Ты, Дедуля, не спеши, (ходит
Лучше силы береги. вокруг
Видишь, я какого роста? репки)
Вытянуть меня непросто!
Дед:
(Пробует тянуть репку опять и говорит)
Что-то Репка крепко села!
Позову — ка Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Бабка, Бабка — помоги,
Репку вытащить беги. (выходит бабушка –и держится за деда )
Ведущий — воспитатель:
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянуть, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Зовет бабушка внучку.
Бабка:
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке и Дедом помогай! (выходит внучка и держится за бабку)
Ведущий — воспитатель:
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка жучку.
Внучка зовет жучку.
Внучка:
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай! (бежит жучка, «лает», держится за внучку)
Ведущий — воспитатель:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка Мурку.
Жучка зовет мурку.
Жучка:
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай! (выходит мурка, «мяукает», держится за жучку)
Ведущий — воспитатель:
Мурка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Мурка мышку.
Мурка зовет мышку.
Мурка:
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай! (выбегает мышка, «пищит, как мышка», и держится за мурку)
Ведущий — воспитатель:
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой, (все актеры: дед –, бабка –Кошка с Мышкой встали дружно. внучка –., жучка –
Друг за друга ухватились, мурка –., мышка –Поднатужились и вот: держатся друг за друга и «тянут» репку)
Репка из земли идёт.
Воспитатель читает детям стихотворение:
ХОТЬ БОЛЬШАЯ РЕПКА,
ХОТЬ СИДЕЛА КРЕПКО,
ВМЕСТЕ РЕПКУ МЫ ТАЩИЛИ,
ТОЛЬКО ДРУЖБОЙ ПОБЕДИЛИ!!!
Воспитатель задает вопросы детям:
Ребята, а что вы сейчас делали? (ответы детей – репку тянули)
Какого размера выросла репка? (ответы детей – большая, пребольшая)
Кто репку тянул? (ответы детей – дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка)
Сколько вас было? (ответы – много)
Правильно, нас было много, мы были дружные, помогли друг другу, поэтому мы и вытянули репку!
А сейчас давайте поводим с вами хоровод.
(ХОРОВОД)
После хоровода все встают в линеечку и Андрей говорит:
Дед:
Все старались, не ленились.
Всех мы вас благодарим.
И спасибо говорим!
(все участники кланяются)
Мы вам сказку показали
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы нам похлопали!!!
(дети уходят)
1Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
Источник
инзиля ахметшина
Консультация «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста»
Родителей и педагогов, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координаци и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется память и внимание, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движенями.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.
У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт взрослого с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых играх ребенок должен действовать двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко,вправо-влево.
«Киска»
«Есть у киски глазки показывают свои глазки
Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими
Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись грозят пальчиком
Не царапай деток,
Брысь!» хлопок в ладоши
«Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
— Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
— Вот, вот, вот! показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
— Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
— Вот, вот, вот! показать ушки
«Ворона»
У вороны голова, руки на голове,
ва-ва-ва-ва 4 хлопка
Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»
Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,
оги-оги-оги-оги 4 хлопка
МАШИНКА
Заведу мою машину «мотор»
— Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать
Крепко-крепко руль держу «держать руль»
На педаль ногою жму. топать правой ногой
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез….
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой руки – «полочка», покачиваются
Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)
Крепко я держу штурвал «держать штурвал»
Я ведь главный капитан 4 хлопка
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, И. П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. 4 хлопка
Руки – нос, и руки – крылья «нос», «крылья»
Полетела эскадрилья. встать, разбежаться,руки – крылья
КОШКИ — МЫШКИ
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку
Источник