Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в доу по фгос

Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в доу по фгос thumbnail

-Формировать потребность  эмоционально-личностного контакта со  взрослым.

-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.

-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.

-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений

-Откликаться на своё имя, фамилию.

III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— Развивать основные виды движений и двигательные навыки.

-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.

-Развивать зрительно двигательную координацию.

— Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

— Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

— Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.

— Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.

-Учить ходить по дорожке и следам.

-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.

— Воспитывать  интерес к участию в подвижных играх.

— Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).

— Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.

-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.

— Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.

IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование мышления

— Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.

-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

— Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

Ознакомление с природой

-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение игре

-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

— Учить  обыгрывать игрушки.

— Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.

— Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

-Воспитывать интерес к подвижным играм.

— Учить  играть рядом, не мешая друг другу.

Изобразительная деятельность

Лепка

-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).

— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.

— Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.

— Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Аппликация

-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.

-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.

Рисование

— Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами —  красками, мелками.

— Учить правильно сидеть за столом при рисовании.

— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.

-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).

— Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.

Конструирование

— Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

— Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.

— Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.

— Формировать  способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

Трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических
навыков

— Учить обращаться к педагогам за помощью.

— Формировать опрятность.

Читайте также:  История развития ребенка купить спб

— Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.

— Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

— Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

— Учить пользоваться носовым платком.

-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

— Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.

VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с художественной литературой

— Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.

— Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.

— Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.

— Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.

— Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.

— Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.

— Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .

— Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .

Формирование эмоционально-личностного контакта

«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.

Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий  

Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом  людей.

 Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.

Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».

Создание условий для развития н.-д. мышления.

  Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.

Выполнение предметно игровых действий.

Проблемно-практические задачи

«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д

«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,

«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».

Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.

Вода, дождь. Снег, лёд

Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»

Мячики», «Помидор», «Шарики»

«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»

«Испечем печенье»

Соотносить аппликацию с реальными объектами

Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи — в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи — театр покажи» (настольный театр картинок),       

Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.

Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».

Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.

Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока — белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.

Читайте также:  Витамины для умственного развития ребенка 2 года

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация

«Детский сад № 18 комбинированного вида»

УТВЕРЖДЕНО

заведующий МБУ ДОО№ 18

___________Л.А.Микеловой

от «____» «_________» 20__г.

№________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Соловьянов Сергей на 2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз

ОНР -I. Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Соловьянов Сергей Иванович является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)

Рекомендовано

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом.

Воспитатель:

Ф.И.О.____________________________________

Специалисты:

Ф.И.О._____________________________________ – учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I) . Обращенную речь понимает.

Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков). Словарный запас ограничен.

Связная речь не сформирована. Фонематические функции не сформированы. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Не регулирует силу нажима на карандаш, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы частично. Снижен интерес к игре.   У Сережи ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 1. Развитие всех компонентов речевой системы

2. Развитие и формирование познавательных процессов

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

— Форма обучения очная ,групповая.

— Работа в общем режиме.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление всех образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» цель в :

— развитии игровых умений и навыков;

— поддержании интереса ребенка к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания;

— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Образовательная область «Физическое развитие» цель в:

-развитии координации , гибкости,

-умении выполнять основные виды движений (ходьба, бег, повороты),

— научить играть в подвижные игры с правилами.

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область «Речевое развитие»

-развитие и обогащение пассивного и активного словаря,

-развитие коммуникативного навыка,

продолжать развивать умение слушать и понимать обращенную речь.

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель — логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

-развитие навыков рисования.

-умение различать и показывать основные цвета.

Лепка

0,5 / 10 мин

-развитие мелкой моторики,

-развитие умения делать из пластилина простые изделия (шар, колбаску).

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

-развивать умение располагать и наклеивать на листе бумаги детали аппликации,

-умение держать в руках ножницы, делать простые надрезы.

Музыка

2 / 40 мин.

-обучение элементарным ритмическим движениям,

-развитие певческих навыков, повторение музыкальной мелодии

-развивать умение воспроизводить музыкальный рисунок.

-различать характер музыкальных произведений (веселая, грустная)

Читайте также:  Комплекс эдипа обнаруживается на стадии развития ребенка

-учить различать динамические оттенки музыки (громко, тихо)

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-учить различать и показывать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

-учить различать предметы по размеру, цвету.

-показывать больше — меньше.

Конструирование

-учить создавать простые постройки из строительного материала,

-подбирать предметы по размеру и форме.

Ознакомление с окружающим и предметным миром

-учить различать предметы вокруг себя,

-показывать разные предметы своего окружения.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий

специалистов.

Индивидуальные занятия

Педагог — психолог

2/15 мин.

Учитель — логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Музыкальный руководитель

Логопедическое сопровождение

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

— Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой.

— Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у старшей логопедической группы составлена на основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.)

— Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

— Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

  • Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

Сказкотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы

Мнемотехники

  • Здоровьесберегающие технологии:

— динамические паузы,

— разминку для пальцев,

— упражнения для глаз,

— дыхательная гимнастика,

— релаксационные паузы,

— психогимнастика,

— музыкотерапию,

— пальцевый массаж.

  • Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

1. Учитель – логопед

2. Лексика.

Расширение и обогащение словаря по лексическим темам.

Обогащение словаря, существительными , глаголами и прилагательными.

3.Грамматический строй речи.

Согласовывать существительное с прилагательным в И.п., с числительным.

Работа по пониманию и употреблению простых понятий.

4.Фонематическая сторона речи

Формировать умение выделять гласные и согласные звуки соотнося их с цветом.

Закреплять понятие звук, слово.

5.Связная речь.

Формировать умение повторять речевой образец.

Применять в речи.

6.Работа над развитием мелкой моторики

Индивидуальные занятия: вторник, среда, пятница

Взаимодействие с семьей воспитанников:

Форма участия родителей в реализации программы:

  • Осуществление коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.

  • Создание дома необходимой коррекционно-развивающей среды.

  • Обеспечение необходимого режима для ребенка.

  • Активное участие в коррекционно- развивающих занятиях специалистов.

  • Проведение необходимых диагностических и лечебно- профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.

Содержание помощи семье воспитанника:

Педагог-психолог

Воспитатель

Январь

Консультация «Психологические особенности детей ДЦП»

Педагог-психолог

Февраль

Консультация «Коррекционно- развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП»

Зам.зав.по УВР

Март

Картотека игр для индивидуальной работы с Соловьяновым С.

Педагог-психолог

Апрель

Консультация «Развитие художественных навыков и мелкой моторики»

Воспитатель

Май

Диалог между специалистами и родителями «Итоги работы, перспективы на будущее…»

Педагог-психолог

Воспитатель

Зам.зав.по УВР

Заключительный раздел

Ожидание родителей:  познавательное и физическое развитие

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение самостоятельной, связной речью и коммуникативными навыками.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

Список литературы

Г.А.Урунтаева,Ю.А.Афонькина- Практикум по детской психологии- издательство «Просвещение»1995 г

А.Н.Веракса- Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника- издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва,2016 г

Л.А.Венгер- Дошкольная психология

Источник