Влияние отношений родителей на развитие ребенка

Влияние отношений родителей на развитие ребенка thumbnail
Отношения с родителями влияют на развитие детей

Рейтинг
10

Эмоциональная связь детей с родителями способствует их физическому и социальному развитию

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.

Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Понимание взаимоотношений между детьми и родителями

Крепкие взаимоотношения между детьми и родителями способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают все родители и дети и которая приносит им не сравнимое ни с чем удовольствие. Поэтому они стараются развивать эту связь на протяжении всей жизни.

Такие взаимоотношения формируют личность ребенка, закладывают основы его выбора и поведения в разных ситуациях. Исследования показывают, что здоровые взаимоотношения между родителями и детьми положительно сказываются как на детях, так и на общей атмосфере в семье.

Почему важны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми?

У любящих родителей вырастают любящие дети. Ваши взаимоотношения с детьми и степень вашей привязанности к ним влияют на будущее ребенка, на его социальное, физическое и психическое здоровье.

Рассмотрим несколько преимуществ здоровых взаимоотношений детей и родителей:

  • маленькие дети, имеющие здоровую и крепкую привязанность к своим родителям, располагают большими шансами на счастливые и глубокие отношения во взрослой жизни;
  • ребенок, который имеет здоровые взаимоотношения со своими родителями, учится регулировать свои эмоции в сложных ситуациях;
  • связь с родителями способствует умственному, языковому и эмоциональному развитию ребенка;
  • взаимоотношения с родителями формируют у ребенка оптимистичное и уверенное социальное поведение;
  • участие родителей в повседневной жизни ребенка способствует улучшению успеваемости в школе и развитию навыков обучения;
  • безопасная привязанность ребенка к родителям приводит к развитию его социальной, эмоциональной и познавательной сфер. Дети также развивают навыки решения задач.

Связь между родителями и детьми должна быть не только сильной, но и гибкой, потому что нельзя вести себя с десятилетним ребенком так же, как и с трехлетним.

Взаимоотношения между родителями и детьми в разном возрасте

Воспитание детей – это непрерывный процесс, приносящий родителям много радостей и трудностей. В каждом возрасте взаимоотношения родителей и детей имеют свои особенности.

Младенчество – отношения, основанные на теплоте и безопасности

Первые полгода жизни младенцы в основном едят, спят и плачут, а родители кормят, берут их на руки и меняют им подгузники. Такое взаимодействие формирует ожидания родителей и детей друг от друга.

Когда ребенок голоден, он начинает капризничать. Во время кормления его потребность удовлетворяется и он счастлив. Родители также становятся счастливы, поскольку смогли удовлетворить потребности ребенка.

Когда родители любят ребенка и ухаживают за ним, т. е. выполняют свою основную функцию в его воспитании, они создают с ним четкие и уникальные отношения. В таком случае к годовалому возрасту ребенок обычно формирует крепкую привязанность к родителям.

1–3 года: первый социальный опыт

Когда ребенок начинает ходить, родители учат его правильному поведению, объясняют ему, что хорошо, а что плохо, и поощряют его хорошее поведение. Родители помогают ребенку социализироваться и готовят к детскому саду и жизни в обществе.

Дошкольный возраст: определение стиля воспитания

Когда ребенок достигает дошкольного возраста, родители применяют различные стили воспитания, при этом один из стилей становится основным. Однако в реальной жизни родители не могут использовать постоянно один и тот же стиль, необходимо задействовать разные стратегии и комбинировать их. Взаимоотношения родителей и детей в этом возрасте определяются выбранным стилем воспитания.

Исследования показывают, как чувствуют себя дети, которых воспитывают родители, придерживающиеся разных стилей:

  • дети демократичных родителей уверены в себе, счастливы и целеустремлены;
  • дети авторитарных родителей несчастны, неуверены в себе и подвержены страхам;
  • дети либеральных родителей не имеют достаточно развитых социальных навыков, безответственны и плохо справляются с собственными эмоциями;
  • дети индифферентных родителей имеют больше проблем с поведением и эмоциями, чем остальные.

Школьный возраст: познание окружающего мира

Когда ребенок идет в школу, его внимание переключается с семьи на сверстников, но это не влияет на динамику взаимоотношений между родителями и детьми. Навыки ребенка в социальной и познавательной сферах развиваются, он получает новый социальный опыт за пределами семьи.

В этот период коммуникация между родителями и детьми обычно носит двусторонний характер. Ребенок сообщает родителям о своих потребностях и показывает, что ему нравится или не нравится. Односторонний или двусторонний характер взаимодействия определяется стилем воспитания, который используют родители.

Родители обычно придерживаются того же стиля воспитания, что и в дошкольном возрасте. Это влияет на ребенка и в школьном возрасте:

  • демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей социальных навыков и высокой самоценки;
  • авторитарный стиль приводит к низкой самооценке, слабо развитым социальным навыкам и агрессивности;
  • либеральный стиль приводит к тому, что дети становятся импульсивными, агрессивными и безответственными.

Подростковый период: уважение личного пространства ребенка

Подростковый возраст – бурный период, в течение которого у ребенка происходят значительные физические и психические изменения. Родители должны понимать потребности своего ребенка, поддерживать его и давать ему свободу действий, не прибегая к чрезмерному контролю.

Любовь и принятие родителями, позитивный подход в воспитании – это наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Взрослый возраст: общение на равных

Взрослый период жизни – это время, когда родители и дети начинают общаться на равных и могут полагаться друг на друга. Иногда взрослым детям трудно найти баланс между отношениями со своей семьей и родителями. Это может вызывать у них сильный стресс. Однако большинство взрослых детей поддерживают здоровые отношения со своими родителями.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
2 оценок.

Развитие ребенка
07.05.2018

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Как отношения между родителями влияют на ребенка

Развитие ребенка и его психическое состояние во многом зависят от отношений отца и матери. В семье, где родители относятся друг другу уважительно и дружелюбно, дети чувствуют себя уверенно и безопасно.

Как правило, часто ссорящиеся родители не в состоянии создать теплую и безопасную атмосферу в семье, не отличаются постоянством и обоснованностью в требованиях к ребенку, препятствуют его правильному восприятию взаимоотношений с людьми.

Семейные разногласия

Не бывает семей, в которых бы ни возникали разногласия, и полностью избавить ребенка от конфликтов не только невозможно, но и не нужно. Тем не менее, если в семье часто происходят скандалы, ребенок сильно переживает, что не может не сказаться на его здоровье и внутреннем состоянии. Малыш проецирует на себя все негативные эмоции родителей и начинает считать себя главной причиной конфликтов между ними. Как следствие – чувство вины, которое является разрушительным для детской психики и может стать настоящей психологической травмой.

Да, дети, как порой и сами родители, не понимают истинных причин родительских ссор, но они чутко считывают все негативные эмоции, эмоциональные барьеры и дистанцию, возникающие между мамой и папой. Поэтому родители, которые считают, что ограждают дитя от негативного воздействия, не выясняя при нем отношения, сильно ошибаются. Если в доме не летают тарелки и не хлопают двери, а родители не повышают друг на друга голос, ребенок все равно улавливает эмоциональное состояние в семье и чувствует себя дискомфортно.

Если скрывать недовольство друг другом и ждать удобного момента, когда можно высказаться, есть риск того, что все накопленные негативные эмоции рано или поздно выльются на ребенка. Как часто происходят ситуации, когда, например, малыш случайно опрокинул стакан сока, а родитель взрывается и начинает кричать. Любым эмоциям нужен выход, и страшно, если этот выход заведомо направлен на более слабого члена семьи – ребенка. Если такие ситуации происходят часто, ребенок начинает постоянно ощущать чувство вины, признает себя плохим, ненужным, ни на что неспособным. Как результат – пониженная самооценка и все вытекающие отсюда последствия.

Концентрация на ребенке

Порой родители, переставшие интересоваться друг другом, но продолжающие создавать видимость семьи ради ребенка, концентрируются на нем, его развитии и воспитании. Забывая о себе, мама и папа застревают в роли отца и матери, и это способствует формированию эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание чревато сильнейшим раздражением, злостью, усталостью, отсутствием контроля над эмоциями. Ребенку же необходимы психически здоровые и эмоционально стабильные родители, а это возможно только при переключении с роли на роль: с матери на жену, с жены на дочь, с дочери на подругу, с подруги на коллегу. Именно поэтому так важно не забывать, что вы не только мама и папа, но еще и муж и жена.

Ребенок же в такой ситуации почти всегда подвергается гиперопеке, что негативно сказывается на его развитии.

Ребенок – объект эмоциональной разрядки родителей

Свое недовольство друг другом родители нередко переносят на ребенка. Негативные чувства, которые неосознанно хочется выплеснуть на супруга, перенаправляются на детей в виде нетерпимости, недоверия и даже физических наказаний. Пытаясь воспитывать друг друга, родители не задумываются о том, что используют сына или дочь в качестве эмоциональной разрядки. А между тем, у ребенка, растущего в такой атмосфере, формируется комплекс неудачника из-за постоянной неуверенности в себе и в своих возможностях.

Против кого дружить будем?

Часто мы слышим истории о том, как мама и ребенок вместе борются с «непристойными» друзьями папы, вместе отговаривают его поехать на рыбалку и т. п. Папа, в свою очередь, берет ребенка в соратники для борьбы с мамиными «подружками-болтушками», стараясь не отпустить супругу в кино или на выставку. Основа противостояния – показать, что супруг (-а) плохой, и возложить на него вину за неудавшиеся отношения.

В семье создаются два противоборствующих лагеря, и ребенок стоит перед выбором: с кем быть ему? Родители для привлечения сына или дочки на свою сторону используют методы убеждения и подкупа.

Тревога и напряженность, смятение, боязнь сделать что-то не так и подвести таким образом маму или папу приводят ребенка к серьезным невротическим расстройствам.

Роль спасателя семьи

Не менее опасны ситуации, в которых ребенок выступает в роли спасателя, примиряющего двух поссорившихся взрослых. Происходит это и буквально – когда через ребенка не разговаривающие родители передают друг другу послания, и метафорично – когда давно разочаровавшиеся друг в друге взрослые не разводятся ради ребенка.

Нередко для того, чтобы примирить родителей, ребенок интуитивно старается выбрать оптимальный способ, лишь бы добиться своей цели. Испытывая психологический дискомфорт, ребенку хочется плакать, злиться или убежать куда-нибудь. Такие дети часто болеют, ведь больной ребенок объединяет вокруг себя еще вчера скандаливших родителей и вынуждает их вместе бороться с болезнью. Согласитесь, этот способ является разрушительным как для психического, так и для физического развития ребенка.

В разногласия между родителями не должны вовлекаться дети, и взрослым людям необходимо помнить об этом.

Екатерина Сафонова

Влияние отношений родителей на развитие ребенка

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.

Пройти тест

Источник

Развитие ребенка

Как отношения между родителями влияют на детей

16 января 2018
7 346 просмотров

Сергей Капличный

Давно известно, что все счастливые семьи начинаются с хороших отношений между родителями. Когда мы постоянно в напряжении и стрессе, без конца воюем с партнером, это неизбежно сказывается на наших отношениях с детьми. Неоспоримый факт: конфликты между родителями наносят вред психике детей, критично снижают качество их жизни.

Если вы расстроены и тревожны, методы воспитания, которые вы применяете к своим чадам, могут быть далеки от педагогики. Чаще всего люди становятся более жесткими и непоследовательными. Не это не только вопрос воспитания. Постоянно сражаясь с партнером в несчастливых отношениях, мы часто теряем эмоциональное равновесие. Открываться детям или чутко настраиваться на их нужды становится все сложнее. Не присутствуя эмоционально рядом, вы не можете заботиться и поддерживать их, не можете направлять.

Постоянные конфликты между родителями в браке часто становятся причиной поведенческих и эмоциональных проблем, включая депрессии, у детей.

Но не только конфликты травмируют младшее поколение. Эмоциональное разобщение между партнерами часто приводит к отдалению одного из них от детей. Психолог из Рочестерского университета Мелисса Стердж-Эппл утверждает, что особенно это справедливо для отношений отцов с их отпрысками. Когда мужчина отстраняется от супруги, он во многих случаях начинает также закрываться от своих детей.

Если смотреть с положительной стороны, то партнерам, в отношениях которых царит мир, легче быть хорошими родителями. Дать детям безопасную базу и тихую гавань. Младшее поколение, в свою очередь, легче учится справляться с эмоциями и налаживать отношения с другими людьми. Море научных данных подтверждает, что дети, растущие в атмосфере безопасной близости, счастливее. К тому же они имеют более развитые социальные навыки и легче переносят стрессы. И это вовсе не сентиментальный бред, а самый настоящий научно доказанный факт.

Лучшее, что вы можете сделать для своих детей, — построить собственные счастливые отношения.

С давних пор психотерапевты твердят: стать хорошими родителями можно лишь двумя способами. Мы должны либо вырасти в любящей и безопасной семье и иметь счастливое детство, либо отработать со специалистами свои не такие безоблачные ранние годы. Но есть и другие возможности. Даже те, чье детство оставило им груз в виде эмоциональных проблем, не отработанных с психотерапевтами, способны стать прекрасными родителями, построив прочный и счастливый брак с партнером. Тревожные и неуверенные в безопасности отношений женщины, выходя замуж за чутких и способных выстраивать близкие отношения мужчин, становятся открытыми, чуткими и любящими матерями их совместным детям. Любовь партнера помогает им справляться с родительскими обязанностями.

Безопасность и надежность ваших отношений с партнером распространяется не только на ваши отношения с младшим поколением, но и на будущие отношения ваших детей. Рэнд Конгер и его коллеги-психологи из университета штата Айова в течение четырех лет наблюдали 193 семьи с детьми-подростками и пришли к следующему выводу. По тому, сколько тепла и поддержки проявляют родители друг к другу и насколько они внимательны к детям, можно прогнозировать поведение младшего поколения в романтических отношениях через пять лет. Юноши и девушки из семей с чуткими и заботливыми родителями уделяли больше внимания своим партнерам и выстраивали более прочные и счастливые отношения, нежели их менее обласканные сверстники.

Живя с супругом в любви и согласии, мы создаем готовый сценарий романтической связи для своих детей и их партнеров.

Прочные отношения между супругами не только вопрос личного удовольствия и блага. Они важны для общества в целом. Прочные отношения подразумевают крепкие, счастливые семьи. А последние означают лучшее общество, более отзывчивое и участливое.

По материалам книги «Обними меня крепче».

Источник

Марина Морозова
Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка

Влияние детско – родительских отношений на развитие личности ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

Проблема влияния семьи на формирование личности детей интересовала педагогов на протяжении веков. Первая книга, адресованная женщинам всех сословий, принадлежит родоначальнику педагогической науки Яну Амосу Коменскому. «Материнская школа» увидела свет в 1633 году и уже в XVII веке получила широкое распространение в Европе благодаря переводу на многие языки. В этой книге автор выдвинул задачу помочь матери в правильном воспитании своего ребенка как высшей человеческой ценности: «… для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни…». «Материнская школа» содержала основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые должны были помочь родителям правильно сформировать личность ребенка. Вопросы семейного воспитания нашли отражение в трудах Ж. – Ж. Руссо, выдающегося педагога прошлого И. Г. Песталоцци.

Первым педагогом России, обратившим внимание на необходимость изучать индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществлять его воспитание исходя из возрастных и личностных характеристик, был К. Д. Ушинский. Он настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье. Большую ценность в этом отношении имеет педагогическое наследие А. С. Макаренко, его лекции для родителей не потеряли актуальности и сегодня. Уникален опыт «Школы для родителей» В. А. Сухомлинского, где читался курс на 250 часов по вопросам педагогики и психологии. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль – к выяснению того, какие оценки получены.

Семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, никто не любит его больше, чем мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра. Но никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей.

В связи с этим необходимо и родителям, и педагогам подумать о том, как свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого следует выяснить, какие внутрисемейные факторы имеют большое воспитательное значение.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье можно отметить следующие.

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию.

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома – 36 часов. Средний рабочий день женщины – матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально – бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

7. Увеличение разрыва между семьей и школой.

В отечественной литературе широко обсуждаются вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско – родительских отношений в семье является одним из главных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее наглядно он проявляется при воспитании детей.

Специалистами в области семейной психологии выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый».

Традиционно в литературе выделяют три стиля семейного воспитания – авторитарный, демократический, либеральный.

И. П. Подласый выделяет следующие типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

1. Семьи, уважающие детей. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.

2. Отзывчивые семьи. Отличаются наличием некоторой дистанции между взрослыми и детьми. Дети растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными.

3. Материально – ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию, отношения с родителями лишаются духовной основы. То же происходит и при чрезмерной занятости родителей работой. Пассивность в отношении к детям порождает обиды и отчужденность.

4. Враждебные семьи. Здесь детям плохо. В отношениях родители проявляют неуважение, недоверие, слежку, телесные наказания, окрики. Дети растут скрытными, недружелюбными.

5. Антисоциальные семьи. Как правило, родители ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей крайне негативное. Дети из таких семей берутся под опеку государства.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль – низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из – за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

В исследовании Е. Т. Соколовой основные стили детско – родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право на «автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к самовосприятию, дает ощущение психологической безопасности.

Мир взрослых призван готовить ребенка к жизни, освоению социальных ролей, ценностных ориентаций, но семья и семейные отношения деформируются. Образ взрослого размыт и расплывчат. Дети не знают, что понятие взрослого включает в себя зрелость, ответственность, т. к. взрослые демонстрируют формы поведения, не предполагающие наличия данных качеств: гражданский брак, гостевой брак, азартные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей. Многие дети при внешнем благополучии (одеты, сыты и т. д.) испытывают психоэмоциональное неблагополучие. Ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, со стороны взрослых встречает в лучшем случае равнодушие, а чаще порицание, осуждение или явную агрессию. Психологами доказано, что пристальное внимание необходимо человеку не только в виде контроля, но и для того, чтобы он мог заявить о себе, о своем существовании. Даже у взрослого, находящегося долго в обществе, где на него не обращают внимания, начинаются нервные срывы.

Рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили несколько типов неправильного построения детско – родительский отношений.

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным. В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле за поведением ребенка.

Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы, поэтому осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов.

Автор описывает еще несколько видов воспитания, не являющихся частями единой классификации.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно («Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания. Ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто – либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимей (положение Золушки).

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто – расправами над ребенком, или полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. Родители, придерживающиеся такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, бабушки или дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско – родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений;

ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя её социальное благополучие. При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему предписано играть родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка.

«Кумир». Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.)

От стиля воспитания в семье во многом зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные требования. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться в завышенной самооценке. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, наказывают очень редко, система требований мягкая. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряют