Подход к нравственному развитию ребенка

Любовь Колесникова
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребёнка-дошкольника

ФГОС направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Анализируются теоретические основания духовно-нравственного воспитания ребёнка. Доказано, что в дошкольном детстве формируются идеалы, которые являются концентрированным выражением возвышенных духовных ценностей. Раскрыты средства духовно-нравственного воспитания дошкольника: игра, сказка, диалог.

Мы можем наблюдать пристальное внимание к духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения со стороны Правительства России. Сложно переоценить значение воспитания духовно-нравственной культуры личности, способной сохранить душевный комфорт, достоинство, устойчивость к негативным влияниям современной жизни. Говоря о развитии духовно-нравственной культуры личности, необходимо прояснить, что сущностью духовности человека является его внутренняя мотивация, жизненные цели, смыслы и отношения к миру и самому себе, а понятие «нравственность» трактуется как набор правил поведения, в которых может проявиться, а может и не проявиться духовность. Духовность всегда неразрывно связана с ценностными ориентациями личности и представляет собой осознанное стремление человека к ценностям Добра, Красоты, Истины.

Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении.

Хочу отметить, что любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира. Как показывает практика, стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментам, исследованиям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр. Дошкольников учим отличать доброе от злого, хорошее от плохого, прививаем социально приемлемое поведение и отучаем от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми. Личностный смысл действий ребёнка определяется их оценкой и находится, таким образом, за пределами поступка, который совершается, чтобы получить награду и избежать наказания, ребёнок оказывается в ситуации выбора или присвоенного способа поведения, или же какого-либо другого, отличного от правил. Широко известны экспериментальные доказательства того, что отсутствие контроля приводит к нарушению ребёнком правил, не ставших ценностями его жизнедеятельности и поведения. Возникает ситуация, когда в дошкольном учреждении ребёнка учат одним правилам жизнедеятельности, а в жизни он сталкивается с другими (лидерство, достижение цели любой ценой, успешность). Например, в дошкольном учреждении детей учим избегать общения с незнакомыми людьми, объясняя это необходимостью обеспечения безопасности жизни ребёнка. Причем такое воспитание осуществляется в виде тренингов, формирующих навык. Практически детям внушаем убежденность в опасности окружающего мира, незнакомых людей, страх перед общением и коммуникациями. Но в реальной жизни духовно-нравственная культура человека проявляется в обратном – способности быть доброжелательным, достойным, свободным в общении со знакомыми и с незнакомыми людьми. Так, в сознании ребёнка может возникнуть конфликт, причины которого кроются в самой системе воспитания. Поэтому, несмотря на то, что современные дети обладают довольно большим объёмом элементарных знаний о нравственных правилах и нормах поведения, они следуют им только при соответствующем контроле, не проявляя умственной активности, самостоятельной позиции при возникновении нестандартных ситуаций.

В сегодняшнем нестабильном мире происходит переоценка ценностей. Особое место в духовно-нравственном воспитании дошкольника занимают гуманистические ценности, к которым относятся (добро, справедливость, достоинство, честь). В дошкольном детстве формируются идеалы, которые должны быть концентрированным выражением возвышенных духовных ценностей. Такие идеалы представлены в образах положительных героев сказок, мультфильмов, компьютерных игр. Идеал, как представление о совершенстве, служит для ребёнка вектором, позволяющим определять выбор целей, способов поведения, ценностей и смыслов жизни. Образ героя, на который ориентируется дошкольник, одухотворяет его жизнь, придает ей смысл.

Специфика возраста состоит в том, что на протяжении всего нескольких лет идеалы ребёнка могут меняться. Он «примеряет» образы, сохраняя в себе определенные черты героя, и переходит к следующему. Мир ценностей ребёнка отражает область смысложизненных ориентиров, определяющих характер его поведения. К старшему дошкольному возрасту типичными мотивами поведения становятся стремление быть как взрослый, установить положительные отношения со взрослыми, сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. Постепенно формируется система мотивов, то есть выделяются главные и подчиненные мотивы, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка – социально опосредованные. У ребёнка начинает формироваться ценностно-смысловая картина мира. Большое значение в этом процессе имеют эмоции, чувства и формирующаяся оценка себя. Осмысление мира ценностей позволяет не просто понять мироустройство, но и самостоятельно сформировать правила собственной жизни. Результатом этого скрытого от непосредственного наблюдения процесса являются установки ребёнка, его желания, потребности. Причем его собственные правила могут значительно отличаться от общепринятых. Поэтому необходимо определить приоритет в работе с детьми этого возраста, связанный с развитием основ их духовно-нравственной культуры.

Читайте также:  Периодизация речевого развития ребенка разных авторов

Ценностно-смысловая картина мира, как основа духовно-нравственной культуры человека, наполнена осмысленными, прочувствованными, чётко определенными ценностями и личностными смыслами поведения и жизнедеятельности. Разнообразные источники информации структурируют картину мира ребёнка, в которой формируется ценностно-смысловое ядро. Именно ценности, смыслы жизни создают неповторимость, уникальность каждого человека, характеризующие его духовно-нравственную культуру.

Ведущей категорией-ценностью, которая является системообразующей в ценностно-смысловой картине мира ребёнка-дошкольника, по моему мнению, являются категории достоинства, ответственности, устойчивости. Категория достоинства характеризует человека со стороны ценности для семьи, группы сверстников, общества. Человек всегда занимает определенную позицию, отсюда и достоинство. Позиция личности представляет собой цельное, исполненное смысла, выражение открытости и принятие ответственности.

Достоинство тесно связано с такими качествами личности, как совесть, честь, ответственность перед собой и другими людьми.

Важно отметить, что воспитание у ребёнка ответственности как духовно-нравственного качества человека основывается на одном из важнейших новообразований дошкольного детства – возникновение произвольного поведения.

Поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Наши дошкольники начинают овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с самостоятельно избранным образцом, идеалом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных достижений дошкольного возраста.

Старшие дошкольники начинают понимать, что они умеют, а что нет, знают своё ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознают не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения. Они проходят путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания. У них начинает формироваться ответственность как способность отвечать за совершенные поступки, контролировать свою деятельность в соответствии с нормами и правилами, принятыми человеком или группой. Ответственность предполагает, что ребёнок способен понимать соответствие или несоответствие результатов своих действий поставленным целям.

Свобода ребёнка самым непосредственным образом связана с ответственностью, которая может приниматься им как право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе. Ответственность, как внутреннее чувство, не возникает спонтанно. Она формируется в процессе развивающего воспитания, ориентированного на самостоятельное определение ребёнком ценностей и смыслов своей жизни, правил и норм поведения. Ответственность, как и свобода, целостна: она либо есть, либо её нет. И, поскольку, традиционное воспитание практически не предоставляет детям свободу самовыражения, то и ответственность педагоги берут на себя, тем самым снимая ее с детей, которые не учатся регулировать свои поступки. Бегство от свободы возникает в детстве, когда родители, воспитатели, общество берут на себя всю меру ответственности за ребёнка, а он только послушно следует установленным нормам и правилам. И он привыкает избавляться от ответственности и свободы, перепоручив собственную судьбу и личную свободу другому. Свобода требует понимания ситуации, планирования своей деятельности, её контроля. Ответственность, как духовно-нравственное качество личности, возникает в дошкольном детстве в процессе развивающего воспитания. Духовно-нравственное воспитание ребёнка предполагает становление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться в его будущей взрослой жизни. В этом процессе рациональный подход, не затрагивающий эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Считаю, что образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Источник

Светлана Хасанова
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Мы можем наблюдать пристальное внимание к духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения со стороны Правительства России. Сложно переоценить значение воспитания духовно-нравственной культуры личности, способной сохранить душевный комфорт, достоинство, устойчивость к негативным влияниям современной жизни. Говоря о развитии духовно-нравственной культуры личности, необходимо прояснить, что сущностью духовности человека является его внутренняя мотивация, жизненные цели, смыслы и отношения к миру и самому себе, а понятие «нравственность» трактуется как набор правил поведения, в которых может проявиться духовность. Духовность всегда неразрывно связана с ценностными ориентациями личности, представляет собой интенцию (осознанное устремление) человека к ценностям Добра, Красоты, Истины, устремление, беспокойство, напряженность, энергию, направленную на поиск истины. Духовно-нравственная культура современного человека являет себя как целостный, взаимосвязанный образ, ценностно-смысловая картина мира, выступающая основой определения правил созидательного, безопасного, социально-активного поведения в информационном обществе.

Читайте также:  До 19 века основным методом изучения психического развития ребенка является

Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении. Любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира, которая может характеризоваться как целостностью, так и фрагментарностью в зависимости от качества представленной информации, ее источника, особенностей ее предъявления, доступности, наглядности и т. д. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментаторам, исследователям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр. С другой стороны, характеристикой дошкольного детства является творчество, побуждающее принимать собственные нестандартные решения в сложных ситуациях, придумывать и апробировать варианты поведения, опираясь или на внешне заданные правила или на нормы, которые осмыслены и осознанно приняты ребенком. Дошкольника учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого, прививают социально приемлемое поведение и отучают от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми. Возникает ситуация, когда в дошкольном учреждении ребенка учат одним правилам жизнедеятельности, а в жизни он сталкивается с другими (лидерство, достижение цели любой ценой, успешность). Так в сознании ребенка может возникнуть конфликт, причины которого кроются в самой системе воспитания. Поэтому несмотря на то, что современные дети обладают довольно большим объемом элементарных знаний о нравственных правилах и нормах поведения, они следуют им только при соответствующем контроле, не проявляя умственной активности, самостоятельной позиции при возникновении нестандартных ситуаций. «Духовно-нравственное воспитание ребенка предполагает становление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться в его будущей взрослой жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений».

В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и в духовно-нравственном воспитании детей. Основными назовем игру, сказку и диалог.

Игра – это такая символическая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. В играх ребенок символически моделирует определенную реальность, принимает на себя роль, пробует пережить различные человеческие страсти и чувства, ценности и смыслы жизни. В играх детей проявляется их духовно— нравственная культура. В игровых ситуациях апробируются те предпочтения, установки, интересы ребенка, которые станут ориентирами в его реальной жизни. Й. Хейзинга называет человеческую игру культурообразующей деятельностью, т. к. игра глубоко родственна важнейшим явлениям культуры. Именно поэтому именно игра и избранна нами в качестве средства воспитания у детей основ духовно-нравственной культуры. Творческий, целостный взгляд на мир побуждает ребенка к освоению его всеми способами, которые предлагает современность. Он владеет компьютером, мобильным телефоном и другими техническими устройствами, готов к освоению новых технологий, новых источников информации, одним из которых являются компьютерные игры для дошкольного возраста. Эти игры соответствуют ведущей деятельности ребенка, поэтому в определенной мере решают проблему развития его любознательности и воспитания основ духовно-нравственной культуры. Информатизация общества вызывает необходимость учета факта трансформации сознания, т. е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней.

В игре заложен огромный потенциал, она вызывает массу эмоций, удовольствия, азарта, позволяет устранить комплексы, способствует проявлению спонтанности, и создает бескрайнее творческое пространство. От того, каким игровым опытом обладает ребенок, зависит его способность ориентироваться в тексте игры, а, значит и в «тексте жизни». Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, переносить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира, духовно-нравственные принципы, например: принцип дарения (больше давая другим, еще больше получаешь для себя, эха (как аукнется, так и откликнется, зло вернется злом, а любовь любовью) и т. д. Именно в игре он учится ответственно управлять своим собственным поведением, подчиняя его ценностям и смыслам роли, сценария, правила. И поскольку соотношение между игрой и реальностью имеют характер взаимопроникновения, взаимоотражения, то все способы жизни, которые ребенок присвоил в игре, становятся его ориентирами и в реальных взаимоотношениях с миром людей, предметов, культуры, природы.

Читайте также:  Индивидуальный профиль социальное развитие ребенка

«Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира». Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Сказка вызывает протест против существующее действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки). Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Диалог как средство духовно нравственного воспитания ребенка мы избрали в связи с тем, что диалог представляет собой не только вопросно-ответную форму мышления, но и само реальное бытие культуры, ее сущность. В диалоге проявляются откровения, искренние, задушевные, ценностно-ориентированные мысли, идеи, основания и правила жизни. Характеристиками диалога являются: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание, подтверждение. В процессе диалога происходит взаимный обмен результатами деятельности, чувствами, идеями, что позволяет ребенку координировать свое поведение в обществе. Чем больше собеседующих идей, мыслей, тем более многограннее, целостнее рассматривается проблема.

«Диалогичность становится особым качеством культуры личности, обеспечивающим механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать и как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов, и как средство духовно-нравственного воспитания и развития, ориентированное на становление ценностно-смысловой картины мира ребенка». [3, с. 15]

Обобщая все выше сказанное, подчеркнем: сказка отражает мир символикой, а игра – это определенный путь к постижению знаков и символов, формированию духовно-нравственных жизненных ориентиров в диалоге с собой, другими людьми и миром. Ребенок познает мир чувствами и чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные способности, нравственные понятия и собственные, уникальные нормы поведения, основанные на ценностях и смыслах жизни. Все это создает определенную среду, в которой ребенок и создает себя. Игра, сказка и диалог являются определенной культурной традицией, создающей в процессе воспитания ценностно-смысловой фон, который определяет приоритеты будущей жизнедеятельности. Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Источник